• Авторизация


Шопениана Святослава Рихтера 27-02-2021 12:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Святосла́в Теофи́лович Ри́хтер 20 марта 1915, Житомир — 1 августа 1997, Москва — советский и российский пианист. 

14080603 (700x549, 94Kb)

Один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
Родился в Житомире в семье российских немцев, отец — пианист, органист и композитор Теофил Данилович Рихтер, преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи; мать — Анна Павловна Москалёва  из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
 

Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого он постоянно слушал. Некоторые источники указывают, что Святослав был в основном самоучкой, однако это скорее относится к тому, что он не проходил стандартный курс фортепиано. Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Ф. Шопена. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Ф. Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре.
 В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории. Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С. Прокофьева — впервые после автора. 
С началом войны остался в Москве. Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и вскоре расстрелян, как и многие другие немцы, а мать после освобождения города от оккупации нацистами покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии. Во время войны вёл активную концертную деятельность. 
Большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская, в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. В 1943 году впервые встретился с певицей Н. Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах. 
После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и стал одним из ведущих советских пианистов. Его концерты в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев. 

upload-TASS_1179343-pic905-895x505-17000 (700x394, 50Kb)

Настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканта наградили премией «Грэмми».
В 1960—1980 годах продолжил активную концертную деятельность. Много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах.

Исполнение отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.
Святослав Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля «Музыкальные празднества в Турени», «Декабрьских вечеров» в Музее имени А. Пушкина.
В постсоветский период жил преимущественно в Париже, а незадолго до кончины — 6 июля 1997 года — возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.

Концерт Святослава Рихтера из Большого зала Московской консерватории.



  

В программе произведения Фридерика Шопена. Комментарий музыковеда А.Золотова

Полонез-фантазия ля-бемоль мажор, соч.61

Вальс фа мажор, соч.34 № 3

Вальс ре-бемоль мажор, соч.70 № 3

Мазурка № 41 до-диез минор, соч.63 № 3

Мазурка № 46 до мажор, соч.67 № 3

Мазурка № 50 фа мажор, соч.68 № 3

Мазурка № 43 ля минор, соч. посмертное

Этюд до-диез минор, соч.25 № 7

Скерцо ми мажор, соч.54 № 4

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рихтер,_Святослав_Теофилович

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Lasota-63 27-02-2021-12:27 удалить
Нинель_-_Ник, Большое вам спасибо,здоровья вам и весеннего настроения.
komor_valerya 27-02-2021-12:45 удалить
Обожаю Шопена! А уж как его любила мама! Это был ее самый любимый композитор! Я собрала все пластинки с разными исполнителями. Конечно, Святослав Рихтер потрясающий пианист! Жаль, ты не упомянула еще этюд №3. Очень люблю его!
Нина-Ник 27-02-2021-12:46 удалить
Ответ на комментарий Lasota-63 # Lasota-63, спасибо большое и Вам за внимание и пожелания. Здоровья и Вам тоже!
Нина-Ник 27-02-2021-12:52 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, спасибо, Валерия, за внимание и отзыв. Что было в ролике, то и упомянула. Другого ничего не брала.
Нина-Ник 27-02-2021-14:14 удалить
Ответ на комментарий Ksantipushka # Ksantipushka, пожалуйста. Спасибо за внимание!
Гений! Благодарю, Нинель!
Нина-Ник 27-02-2021-15:55 удалить
Ответ на комментарий Кахетинка # Кахетинка, спасибо большое за внимание!
ЛГП 28-02-2021-08:15 удалить
Спасибо, прекрасно!
Нина-Ник 28-02-2021-10:01 удалить
Ответ на комментарий ЛГП # ЛГП, пожалуйста, спасибо за внимание!
Pal- 28-02-2021-11:35 удалить
Спасибо за публикацию. Она особенно актуальна в ситуации, когда ряд музыковедов и музыкантов ведут системную компанию по принижению гения Рихтера, противопоставляя ему талантливого пианиста Эмиля Гилельса.
Нина-Ник 28-02-2021-11:47 удалить
Ответ на комментарий Pal- # Pal-, даже и не знала, что такая компания ведется. И для чего? И кому это нужно. Они оба талантливы, оба замечательны по своему. Спасибо Вам за внимание!
Pal- 28-02-2021-13:07 удалить
Нинель_-_Ник, этим занимался недавно умерший профессор Гнесинки Григорий Гордон. А сейчас занимается профессор из Екатеринбурга Елена Федорович и ряд музыкантов. Они считают, что Рихтер, у которого, кстати, был расстрелян отец, пользовался покровительством власти, и его репутация незаслуженна, а Гилельса, любимца Сталина, напротив угнетали. Сейчас после смерти двух великих музыкантов они пытаются реваншироваться. На самом деле и тот, и другой при всех регалиях от власти натерпелись. А что касается места каждого... Мне кажется, каждый любитель музыки имеет право на предпочтения. Я больше люблю Рихтера, но если кому-то больше по душе Гилельс - это тоже здорово, он огромного масштаба музыкант.
Нина-Ник 28-02-2021-14:28 удалить
Ответ на комментарий Pal- # Pal-, спасибо Вам большое за уточнение. А уж не национальность ли имеет значение для этой компании. Тоже думаю, что любители музыки оценят каждый по своему. Если бы меня спросили, кто вам больше нравится, то ответила бы, что оба нравятся одинаково. Слушаю Гилельса - нравится Гилельс, слушаю Рихтера - нравится Рихтер.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шопениана Святослава Рихтера | Искусство_звука - Дневник Музыкальная классика | Лента друзей Искусство_звука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»