• Авторизация


Музыка Свиридова - это классика советского искусства XX века 17-12-2020 11:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (16 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ.

38458605981556c5b865a4d8625f (700x525, 54Kb)

 Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.
Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории, замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень.

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы — заливными лугами, полями и перелесками. И тут же — трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин»; кантаты «Курские песни», «Деревянная Русь», «Лапотный мужик»  хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет (7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).
Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема, поэт и родина. 
Но главное в творчестве Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. 
Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это — репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк — это символ поэта, его судьбы!» — говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора». Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни»..., 
...Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка», где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью. Есенин — самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные «соавторы» Свиридова, обладал пророческим даром — еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», — это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений — волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь».

Романсы на стихи Пушкина



Важная особенность свиридовского искусства — его «сверхисторичность». Оно — о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке — является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. 
Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Поэма памяти Сергея Есенина



Текст из сайта "Бельканто"

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
komor_valerya 17-12-2020-11:33 удалить
Не знаю почему. но я не люблю этого композитора. И была страшно удивлена, когда узнала, что музыку к спектаклю "Дон Сезар де Базан", а также к фильму написал он. Я писала про песню "Маритана". А вот мой братец Нестеренко был с ним знаком и у него были даже концерты только с романсами Свиридова и его прочими вокальными произведениями. Видимо, настоящие музыканты что-то в нем нашли. Вот смотрю- поет Хворостовский романс на слова Пушкина... Вот так и пели его многие. А я просто наотрез не понимала ни его, ни Кабалевского, ни Шнитке. Не знаю, видимо, консерватизм настолько глубоко сидит во мне, что ничем не вышибить его.
Нина-Ник 17-12-2020-12:57 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, он еще написал очень хорошую музыку к фильму "Метель". Вальс красивый тоже. Хоровые произведения тоже интересные. Многое еще не слушала. У него же музыка приближена к русскому народному творчеству. Она может не так выразительна, что с первого взгляда может и не понравиться, а когда прислушаешься, то находишь в ней что -то интересное и задушевное. Спасибо, Валерия за комментарий! Всего тебе доброго!
komor_valerya 17-12-2020-13:56 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Да,да! Про "Метель" совсем забыла! Изумительный вальс!
ЛГП 17-12-2020-14:06 удалить
На слуху у всех нас вальс из "Метели". есть диск, но ни разу до конца не дослушала...
Нина-Ник 17-12-2020-14:18 удалить
Ответ на комментарий ЛГП # ЛГП, Романс и "Тройка"- они тоже из Метели" и тоже очень красивые. Ну, а вместо диска послушайте у нас. Спасибо большое за комментарий!
Tankay 17-12-2020-15:11 удалить
Люблю хоровые произведения Свиридова. Такая глубина! А из Поэмы памяти Есенина - особенно "Поёт зима, аукает".
Нина-Ник 17-12-2020-16:19 удалить
Ответ на комментарий Tankay # Tankay, Мне вообще нравятся хоровые произведения, и конечно же Свиридовские тоже. Спасибо большое за внимание и отзыв!
Благодарю за прекрасное! Уютного вечера, Нинель!
Нина-Ник 17-12-2020-20:12 удалить
Ответ на комментарий Кахетинка # Кахетинка, И Вам теплого вечера! Спасибо большое за внимание!
Нина-Ник 17-12-2020-23:11 удалить
Ответ на комментарий Xileen # Xileen, пожалуйста! Большое спасибо Вам за внимание!
Свиридов- удивительного таланта композитор! Уникальный, свято хранивший традиции нашей национальной русской музыки. Какая глубина мыслей и чувств! Какая сдержанность в их воплощении! У меня сердце замирает всякий раз, когда слушаю его музыку. Спасибо вам.
sundeliver 18-12-2020-14:16 удалить
Большое спасибо за прекрасное!
Нина-Ник 18-12-2020-16:15 удалить
Ответ на комментарий Евгения_Столярова # Евгения_Столярова, Свиридов был верен своему народному стилю до конца. Все его произведения проникнуты любовью к русской культуре. И мы будем помнить его музыку. Евгения, спасибо большое за отзыв и внимание!
Нина-Ник 18-12-2020-16:16 удалить
Ответ на комментарий sundeliver # levnmr, Спасибо большое и Вам за отзыв и внимание!
Возможно, после Шести курских песен услышите его по-другому. Это пространство. Есть поздние сочинения, которые не исполняются. Скупые средства при максимальном импульсе.
Нина-Ник 22-12-2020-23:17 удалить
Ответ на комментарий отпущенность_момента # отпущенность_момента, Прослушала "Курские песни", очень понравилось произведение. Что бы не слушала - все очень нравится. Благодарю за внимание!


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыка Свиридова - это классика советского искусства XX века | Искусство_звука - Дневник Музыкальная классика | Лента друзей Искусство_звука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»