• Авторизация


Великий польский певец Ян Кипура (Кепура), тенор-бельканто 28-11-2020 10:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!



foto_17817_small (400x608, 24Kb)
Дата рождения: 16.5.1902
Дата смерти: 15.8.1966


Ян Кипура родился в небольшом польском городке Сосновичи в 1902 году.  18-ти лет он приехал в Варшаву поступать в университет - на семейном совете родители решили, что Ян станет юристом. Позади была армия - 1919 год он прослужил в полку Бытомских стрелков. Все, кто слышал, как пел Ян строевые песни и выступал в армейских концертах, говорили ему: - Тебе не мундир, а фрак носить надо. 
Своему другу он писал: «Меня, конечно, тянет искусство. Но я не верю, что голосом смогу прожить. Хотя признаюсь тебе: решил сходить к учителю пения - не говори никому об этом. Судя по газетам, таких учителей здесь, что рыбы в наших прудах!» И вот в один прекрасный день студент первого курса юридического факультета отправляется к профессору Вацлаву Бжезинскому.
«Кто учил вас петь?» - спросил профессор, когда Ян спел ему арию Ёнтека из «Гальки» Монюшко - « Никто». Профессор возмутился: «Не морочьте мне голову! Скажите, кто вам поставил голос?» - на что Ян ответил - « Я говорю правду».



« Ну что же, тогда будем благодарить природу: она редко делает такие подарки. Но если вы хотите серьезно заняться пением, вам нужно учиться и долго. Лет пять. Ну, никак не меньше, четырех». На вопрос, сколько будут стоить уроки, восхищенный профессор ответил: « Будем откровенны. Я давно не встречал такого голоса, как ваш. И ничего не возьму с вас сейчас - не хочу прогадать. Настанет время, когда люди, чтобы слышать вас, будут платить большие деньги, вот тогда и сочтемся...»
Расчеты профессора Вацлава Бжезинского оказались точными. Через 4 года выпускника Варшавского университета с дипломом юриста в кармане принимают в Большой театр Варшавы. Сначала только в хор: «Вам нужно привыкнуть к сцене, к пению с дирижером и оркестром, - сказал профессор. - Думаю, что работа хористом будет для вас лучшей практикой - не надо торопить события!»


SingularSensationKiepuraToClg713 (544x600, 180Kb)

Но терпения молодого хориста хватило ненадолго: уже через год на стенах театра появились афиши: «Сенсационный дебют! В роли Фауста Ян Кипура!»
В день дебюта зал, конечно, был переполнен. Всеобщий ажиотаж, крики «браво!». Очевидцы утверждали: «Просто чудо, что от грома аплодисментов не обвалился потолок!» Но надо бы различить за криками восторга и трезвые голоса: начинающему певцу не хватило артистизма. Он уже владел своим голосом, но не телом. И то, чего хватало в строю - твердого шага, фиксированного взмаха руки, прямой спины, - на сцене было явно недостаточно. 
Надо отдать должное Кипуре: при всей его любви к аплодисментам успех не вскружил ему голову. График жизни певец не изменил. Только теперь вместо лекций на юридическом факультете ежедневные занятия актерским мастерством и работа над новыми партиями. 
Слух о рождении новой звезды оперы пронесся по всей Европе и достиг Соединенных Штатов. Начинающий агент Сол Юрок, будущий знаменитый продюсер, явился к Кипуре в Варшаву, послушал несколько опер с ним и предложил ему свои услуги. И уже в конце двадцатых годов Ян Кипура гастролирует в парижской Гранд-опера, миланской Ла Скала, берлинской Государственной опере, нью-йоркской Метрополитен-опера. 
В 1930 году на экраны выходит одна из первых английских звуковых картин. Ян Кипура - в главной роли. Фильм снимался на студии «Лондонфильмз» с расчетом на Европу, оттого сразу в трех версиях - английской, французской и немецкой. А первой партнершей Яна была Бетти Стокфилд, в двух остальных - знаменитая еще по немому кино женщина-вамп Бригита Хелм. Несмотря на все ее интриги, коварные ходы и гипнотические пассы, Кипура великолепно пел, озаряя мир счастливой улыбкой. С экрана прозвучали замечательные неаполитанские песни, и в частности «О, мое солнце» Капуа, песня, которой Ян дал долгую кинематографическую жизнь. 


PIC_1-M-2819-10 (700x522, 41Kb)



В Бабельсберге под Берлином, где расположен крупнейший в Европе киноконцерн УФА, певец вскоре становится своим человеком. Один за другим выходят его фильмы «Песня одной ночи» режиссера Анатолия Литвака, «Песня для тебя», поставленная Джо Меем. Героинь, влюбленных в Кипуру, играли известные европейские звезды - Магда Шнайдер, Дженни Уго, Даниэль Дарьё. Это все были актрисы, умеющие играть комедии, ибо сюжеты всех кипуровских лент этих лет строились на бесконечных путаницах, розыгрышах, подставах, недоразумениях. В одной картине героиня действовала инкогнито, в другой выдавала себя за горничную в отеле, в третьей отказывалась от респектабельного жениха - и все ради того, чтобы завоевать любовь певца, поразившего ее вместе с публикой своим голосом. Кипуре при этом, разумеется, хотелось показать, что ему подвластна не только шлягерная стихия, но и оперная.



Оперная - прежде всего. Для этого музыкальные комедии с его участием делались по одному и тому же строгому рецепту. 
« Кинозритель, - убежденно заявлял певец, может воспринимать оперную арию только в том случае, если в фильме есть хоть одна песня, берущая его за сердце!»
Этому правилу он никогда не изменял. И может быть, поэтому оставался победителем. Он впервые спел с экрана: «Нинон» Бронислава Кейпера, сразу ставшую мировым шлягером, написанные специально для него полные романтики «Я люблю тебя», «Мое сердце всегда зовет только тебя, Марита!», «Не плачь, красавица отдаст тебе свое сердце» Роберта Штольца, охотно исполнял неаполитанские: «Фаникули-фаникуля», Марекьяре» или шуточные песни, вроде «Блондинка ли, брюнетка, мне все равно: я люблю всех женщин».





Записывал пластинки и каждая из них расходилась тысячными экземплярами не только по Европе, но и по Америке. И вместе с тем оперные арии Рудольфа из «Богемы» Пуччини, Альфреда из «Травиаты» и Манрико из «Трубадура» Верди, как и другие, пусть и менее широко известные, становились в его исполнении популярными шлягерами. Роль кино в приобщении зрителя к оперной классике неожиданно оказалась огромной.





Однажды на студии УФА режиссер Кармен Галлонне затащил Кипуру в просмотровый зал. Там он знакомится с восходящей звездой Мартой Эггерт. Кипура назначает ей свидание. Через месяц они объявили о своей помолвке и начали сниматься у того же Кармена Галонне в музыкальном фильме «Мое сердце зовет тебя». И пели дуэтом. Отныне они все старались делать вместе. Когда получалось, конечно. Купили под Берлином, в тихом зеленом месте, дом. «Дом на нейтральной территории», - как смеясь говорили они. Вместе поехали в Польшу - знакомиться с его родителями. Знакомство состоялось в пятиэтажном отеле «Патрия» в Криницах. Этот отель - подарок сына, собравшегося обзавестись семьей, отцу и матери, которые смогли наконец-то оставить и пекарню и булочную. Но сыграть свадьбу все никак не удавалось! Дважды назначалась торжественная церемония, и дважды ее пришлось откладывать.

2010961,poT+CWnkyejhi+EFWzY9l+cYAuM6Rdhf0c0Hr1nOLFzRfXEvlZLprOD9Mx5Ha3GHNTcYybJh04GQPbBKSvfyoQ== (484x700, 75Kb)

В первый раз позвонил Сол Юрок - разбудил среди ночи: «Янек, срочно выезжайте в Лос-Анджелес - «Парамаунт» запускает ваш фильм «Песня о любви». Картина эта, заметим в скобках, покорила не только американцев, но и советского зрителя, - ее по лицензии крутили в нашей стране пять лет. Во второй раз свадьбу пришлось перенести, ибо на ней не могли присутствовать ни жених, ни невеста! Марта Эггерт уехала на съемки фильма «Замок во Фландрии, а Ян , как только приехал из США в Германию, стал участником Олимпийских игр 1936 года - их организаторы объявили фестиваль Яна Кипуры. Он открылся в Берлине, вблизи Курфюстендамм. Ян вышел на просцениум гигантской раковины, сооруженной у зоопарка, и растерялся: такого количества зрителей он никогда не видел. Как ему потом сказали, под открытым небом сидели и стояли тридцать пять тысяч человек. И оркестр за его спиной расположился необычный - триста музыкантов. 




«Как я буду петь? - спросил Кипура устроителей. - Я же не смогу их перекричать!»
«Не беспокойтесь! - сказали ему. - Сегодня мы опробуем новую аппаратуру: ваш микрофон будет усиливать только ваш голос!» - он начал петь, и его голос будто обрел крылья и полетел над толпами к шпилю Курфюстендамм. После первой же песни маршал Геринг поднялся в своей импровизированной ложе и зааплодировал стоя. Вслед за ним поднялись все, и началась овация. Фашистская Германия обожала дисциплину и размах. Но предложение спеть еще раз на стадионе Ян не принял: «Хорошего понемножку!» 
А тут еще отказ от участия в постановке «Нибелунгов» Вагнера, любимого композитора Гитлера: « Вагнеровская статичность не соответствует моему темпераменту, - объяснил Кипура. - Я просто умру на сцене от бездействия и скуки!»
Министр пропаганды Йозеф Геббельс, посетивший киностудию УФА, пригласил его на беседу: « Господин Кипура, - сказал Геббельс, - вы солист Государственной оперы Германии». « Я - солист Большого театра Польши, у вас я только пою по контракту», - уточнил Кипура. 
- Не только! Поете, снимаетесь, живете, получаете жалованье в немецких марках, наконец, и не маленькое! Я не понимаю, зачем вся эта польская строптивость? 
- Польша - моя родина, я - поляк, - сказал спокойно Ян. 
- Как, простите, звали вашу мать? - губы Геббельса сжались в ниточку. 
- Мария, - ответил Кипура. 
- По нашим сведениям, несколько иначе - Мириам. Как вы объясните это? 
- Моя мать - крещенная в католичество еврейка. Мириам - ее имя, данное ей при рождении. 
- Теперь, надеюсь, и вам понятно, как именуется ваша строптивость, которую я назвал польской... 
Через несколько дней Кипура с женой покинул Германию навсегда. С Мартой они поженились 31 октября 1936 года в польских Катовицах, через три года после помолвки. Это был формальный акт - мужем и женой они стали еще на съемках их первого совместного фильма. А их свадебным путешествием оказалась поездка в Вену на киностудию «Чине-опера», где они снова снялись вместе в своем последнем предвоенном фильме «Очарование богемы». 

MwRBkp (250x350, 29Kb)



1 сентября 1939 года он узнал о том, что Сталин и Гитлер поделили Польшу, что началась война и войска Третьего рейха готовятся прошествовать по улицам Варшавы торжественным маршем. 
На следующий же день он вступил добровольцем в Войско польское, что начали формировать за границей. Боевая подготовка, тренировочные марш-броски, казармы, но через четыре недели его вызвал генерал Сосоновский: « У нас уже сто тысяч солдат, которые научатся отлично стрелять, но никто из них никогда не сможет так великолепно петь, как поете вы...»
Jan-Kiepura-Photo-235x300 (235x300, 20Kb)


Яна Кипуру демобилизовали, и он начал петь на концертах в поддержку польской армии, в пользу своей страны. За первые два года он заработал для этой цели свыше ста тысяч долларов, выступая в любых условиях - на площадях и улицах, на стадионах и в ангарах, где плата за концерт собиралась в «шапку по кругу» - кто сколько сможет. 
Но когда кончилась война, в Польшу он не вернулся. Не мог принять новый порядок, установившийся там. С возмущением узнал, что его отель «Патрия» (в переводе Родина) у родных отобрали, что людей начали сгонять в колхозы. И решил: Родины у него больше нет. Жил с Мартой под Нью-Йорком в своем доме с сыновьями: старшим - Яном-Тадеушем, родившимся в 1944, и младшеньким -Марином-Виктором, на шесть лет моложе. «Мои дубы» называл он и гордился их здоровьем и жизнерадостностью

616297_view (331x280, 21Kb)
 



В эти годы с Мартой они много работали: выступали в Метрополитен - опера, готовили новые концертные программы, всегда завершавшиеся их дуэтами, вызывавшие у публики восторг и умиление. Американцы ведь особо чтут семейную верность и добропорядочность.

film_Marta-Eggerth--Jan-Kiepura_jpg_573x380_crop_q85 (573x380, 24Kb)

С сольными концертами «на двоих» они объездили не только Соединенные Штаты, но и побывали во Франции, Италии. И нигде не знали пустых залов - зрители их помнили и любили. Вот только в Польшу они никак завернуть не решались. 



В 1958 году, через 19 лет после разлуки с родной страной, сердце Кипуры не выдержало - он прилетел в Варшаву. Такой встречи, какую ему устроили варшавяне, он и ожидать не мог: все летное поле было заполнено ликующей толпой, прорывавшей все заслоны. И едва Кипура вышел на трап, он, сдерживая слезы радости, запел любимую арию Манрико, слова которой пришлись как нельзя кстати: «Нет, не удастся, в том клянусь вам я, дерзким злодеям нас погубить!»



people.ru- Переработанный и дополненный пост от 2 декабря 2013 года

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Красивый голос! Благодарю, Валерия! Хорошего дня!
Спасибо за знакомство с этим певцом, я не знала. Доброго вам дня! Обнимаю вас!
komor_valerya 28-11-2020-15:11 удалить
Ответ на комментарий Ratsevich_Svetlana # Я рада. что понравился пост и певец. Моя мама когда-то очень его любила. А я не слышала. А в детстве не понимала. И вот потом нашла и историю его жизни, и как он пел, и даже фильм "Очарование "Богемы" посмотрела. Замечательный довоенный фильм! Я обязательно вставлю его, когда напишу про оперу! И вот тоже познакомилась позже. И другие фильмы с его участием посмотрела! Вообще интерсная была личность! А Вас благодарю за цитирование, как всегда!
Нина-Ник 28-11-2020-19:25 удалить
Не знала такого певца. Спасибо, Валерия, за интересный и познавательный поаст!
Barucaba 29-11-2020-01:25 удалить
Я тоже ничего не знала об этом певце. Большое спасибо за знакомство с талантливым исполнителем!
komor_valerya 29-11-2020-06:23 удалить
Ответ на комментарий ЛГП # Благодарю! А также за цитирование!
komor_valerya 29-11-2020-06:26 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Ах, Ниночка, что-то у меня складывается впечатление, что я одна знала о нем. Да что же это такое? Ведь это был такой же великий тенор, только он ко всему прочему снимался в музыкальных фильмах. Но оперная сцена тоже была его. Или тут играло роль, что "ПОЛЬСКИЙ"? Не знаю, мама обожала его и в детстве очень часто говорила о нем. И слушала в "тарелке". Тогда его передавали часто. И я вместе с ней просто запомнила имя, тоже ничего не зная про него по молодости лет. А потом и пластинку нашла, и слушала песни в его исполнении. А уж позже даже собрала фильмы музыкальные с участием его и Марты Эггерт. Я обязательно вставлю в один из постов фильм-оперу "Очарование "Богемы"! Очень интересный довоенный фильм! Трагический и красивый тем, что опера Пуччини тут просто вышла в жизнь.
komor_valerya 29-11-2020-06:28 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Спасибо! Я рада, что познакомила всех с этим певцом! Он был не просто исполнителем, он был в те времени таким же "великим", как и итальянские, русские и прочие певцы. Можно сказать, единственный "великий певец" у поляков. Я имею ввиду оперу и голос "бельканто".
Нина-Ник 29-11-2020-10:54 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, Доброе утро, Валерия! Дело в том, что, когда он был популярен, я была. еще маленькая. Жили мы тогда в еще совсем молодом городе. Жили трудно и я не помню, чтобы у нас в то время были пластинки. Даже радио не было, а только был какой то приемник, но какую музыку слушали не помню совершенно. А вот уже в более старшем возрасте, мы уже жили в квартире и появились пластики. Были оперетты, вальсы Штрауса и еще что то, не помню уже что. А уже еще в более старшем возрасте мы с сестрой знали наших певцов, Масенникову, Вишневскую, Лемешева, Козловского...
komor_valerya 29-11-2020-11:56 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Дорогая! Но ведь и я не в столицах жила. Город Самарканд считался провинциальным городом даже в Узбекистане. Это потом он стал известен во всем мире своей богатейшей историей! И не было у нас даже приемника никогда. Тарелки в послевоенные годы появились у всех, т.к. долго еще объявлялась воздушная тревога во всех городах. Первый приемник у мамы появился уже тогда, когда я и институт закончила, и замуж вышла. А пластинки тоже я ведь стала собирать только в студенческие годы, когда жила у тетки и бабушки. Они жили не так плохо и была у них радиола сначала. Потом появился самый дешевый проигрываетель у мамы уже в конце моей учебы. Вот тогда-то я и собирала пластинки и слушала их. А сначала были виниловые простые, на ребрах, и тоже в основном вальсы Штрауса и прочие легкие темы. Но как я начала собирать серьезную музыку, я уже написала. И все те пластинки слушала у бабушки на их современном проигрывателе, который, помню, купила моя двоюродная сестра, дочь тети-родной сестры отца моего. А сестра работать начала рано, т.к. училась в вечернем. И были деньги. Она и купила для себя. А я естественно пользовалась со своей музыкой, пока она была на работе. Про всех певцов знала только от мамы. Она постоянно напевала то романсы, то арии из опер... Очень была музыкальной. И вообще вся их семья была музыкальной. Недаром оттуда вышел мамин старший брат- отец Евгения Нестеренко. Мама говорила, что он в молодости мог играть на любом инструменте. Настолько тонкий у него был слух. Но он пошел по военной части, а вот сын в певцы подался. Вот так и я сохранила в голове все имена и названия романсов старинных, что напевала мама. А когда стала вести дневник, все стало всплывать. Вспоминала все больше и больше. И певцов знаменитых, и романсы такие, которые тоже были забыты и до войны не разрешали их петь. Ведь даже Изабелле Юрьевой запретили петь романсы. А она, когда приехала на фронт с бригадой артистов, хотела что-то спеть, но офицеры и солдаты стали её просить петь романсы! Вот даже как было!Так что все мы вышли из провинции, но я считаю, что была намного интеллектуальней, чем те москвичи, с которыми столкнулась после приезда в Москву 50 лет тому назад! Я так была поражена, что я и знала больше, и читала больше, и музыку прекрасно понимала и знала! Конечно, может, мне просто не повезло: встречала таких людей. Но ведь начала я работать в МВТ! Такая солидная организация и была такая серость! Я ушла от темы. Просто хотела сказать, что люди из провинции в те годы были намного лучше подкованы в музыке даже без тех возможностей, которые давали обе столицы!
Нина-Ник 29-11-2020-12:08 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, Ничего не могу тебе сказать больше того, что написала. Ну молодцы вы, что знали такого певца и другое что то. А мы профаны. А вообще скажу, что всего того, что есть не узнаешь.Не так уж обязательно все, все знать.
komor_valerya 29-11-2020-12:11 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Как говорил Козьма Прутков? "Нельзя объять необъятное!" И я очень многого не знаю! Ох, как много! И совсем не претендую на знание всего на свете. Просто выросла в музыкальной семье и всю жизнь мечтала научиться играть на пианино! Которого просто не могло быть в такой бедности, в какой мы жили...
Нина-Ник 29-11-2020-12:22 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, у нас тоже была музыкальная семья. Когда город отстроился и появился театр, мама с папой всегда ходили на оперы, балеты и водили нас с сестрой. И я очень хотела играть на пианино и тоже по этой же причине не пошла в муз. школу. Но еще полюбила очень балет и мечтала стать балериной. И когда у нас в городе открылась балетная школа, нас с сестрой приняли. О профессии балерины речи не могло быть, т.к. мне уже было 12 лет. Ну а для себя я занималась с огромным удовольствием.
Ksantipushka 29-11-2020-22:24 удалить
Спасибо! Очень интересный рассказ с чудесными "иллюстрациями"!


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Великий польский певец Ян Кипура (Кепура), тенор-бельканто | Искусство_звука - Дневник Музыкальная классика | Лента друзей Искусство_звука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»