• Авторизация


Великий бас-профундо Михайлов Максим Дормидонтович 21-11-2020 13:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


30819049 (600x450, 142Kb)

Это было в 1931 году. На сцене Радиотеатра шла репетиция оперы Даргомыжского «Каменный гость». Многие присутствовавшие в зрительном зале пришли послушать впервые выступающего на оперной сцене певца Максима Дормидонтовича Михайлова. Появлению этого певца на радио предшествовала молва о его исключительном голосе. И действительно, первые же звуки голоса Михайлова, певшего партию монаха, заставили насторожиться. Когда же, произнося нараставшую в высоте и силе звучания фразу: «Развратным, бессовестным, безбожным Дон-Жуаном» — Михайлов взял до-диез, все были поражены. Казалось, что со сцены исходит какая-то сила, придавившая присутствовавших в зрительном зале. Звук яркий и густой, прозвучал, как колокол. Одного этого до-диез было достаточно, чтобы оценить исключительный голосовой материал певца. В ноябре 1932 года Михайлов был зачислен в труппу Большого театра.

Максим Дормидонтович Михайлов, сын крестьянина деревни Кольцовки Казанской губернии, родился в 1893 году.

«Отец решил меня учить и, как раньше говорили, отдать в люди из деревни», — рассказывает певец о ранних годах своего детства.

После окончания сельской школы, где Максим Михайлов проучился три года, его перевели в земскую школу. Здесь Михайлов впервые попал в хор. Учитель заметил, что у мальчика хорошее сопрано, и вскоре выдвинул его в солисты и запевалы.

М. Д. Михайлов заканчивал земскую школу, когда в село приехал учитель двухклассной школы Константин Николаевич Поливанов. Он преподавал географию и пение. Имя этого человека Михайлов вспоминает с огромной любовью. Поливанов научил его любить  пение и первый указал путь к его будущему призванию. 

Mixailov1 (530x700, 26Kb)

Михайлов  в  школе был солистом в хоре. Подошло время, когда голос стал «ломаться». Этому периоду предшествовала и перемена в тембре голоса. Михайлов рассказывает, что в это время его считали тенором. В нескольких трио, как, например: «На Севере диком» и «Ночевала тучка золотая», он пел теноровую партию. Поливанов почувствовал в мальчике задатки будущего настоящего певца.

Перелом голоса произошел у Максима Михайлова при переходе в последний класс. Вот как он сам рассказывает об этом: «Когда я вернулся осенью в школу и учитель попросил меня спеть, у меня вдруг не оказалось никакого голоса. Хотя Поливанов безусловно понял, что со мной происходит, он мне задал ряд вопросов:

—               Ты что, курил?

—               Нет.

—               Пил водку?

—               Нет.

Тогда он сказал: вставай в ряд, что означало уход из хора. Мне, бывшему солисту, было, конечно, очень обидно, но я вынужден был подчиниться. Пробыл я в этих «рядах» полгода и ничего не пел, так как учитель запретил мне. Через полгода Поливанов вызвал меня и предложил спеть. Когда я спел, он сказал: «Ой, Максимка, знаешь, у тебя прорезался бас. Давай потихонечку его развивать». Он приказал не форсировать и не надрывать голоса. К концу учебного года я уже снова был солистом хора, но пел басом».

photo_03 (354x492, 10Kb)

Михайлов Максим- протодиакон

На школьном выпускном концерте Михайлов выступал в качестве солиста. 

Кончилась школьная жизнь. Это было в 1910 году. Михайлов вернулся домой. Ему было уже 17 лет. Вскоре он решил уйти из семьи и отправился искать счастья в Казань. «Две недели, — рассказывает Михайлов, — я ходил по Казани в поисках работы, разговаривал с разными людьми. Мне посоветовали пойти к Мореву — руководителю церковного хора. Он направил меня в хор Спасского монастыря, имевшего для своих певчих общежитие. Я был принят в монастырский хор, получил койку в общежитии, постный стол и 10 рублей жалования в месяц. Работа в монастырском хоре была трудная: в 4 часа утра была заутреня, в 9 часов — поздняя обедня, в 5 часов вечера — вечерня. Три раза в день я должен был петь и читать».



Многолетие из фильма "Иван Грозный"

«На втором году службы игумен Иоасаф, — рассказывает далее Михайлов, — решил показать меня профессору пения, так как считал, что мне нужно обучаться петь по-настоящему. Им это удалось, и они привели меня к профессору Казанского музыкального училища певцу, тенору Ошустовичу. Ошустович сперва отнесся ко мне довольно недоверчиво, так как его, очевидно, не очень удовлетворяла моя скромная внешность. Я как следует нажал на свой голос и стал с большим темпераментом петь гаммы. После первых же звуков, профессор сказал: «Стань подальше, а то ты меня оглушаешь».Я поступил в музыкальное училище, совмещая со службой в монастырском хоре работу на пасторских курсах, где по настоянию игумена Иоасафа, я учился на правах вольнослушателя».

007 (604x449, 49Kb)

После ученического концерта в музыкальном училище в местной газете появилась заметка, в которой говорилось, что в музыкальном училище появился многообещающий бас Михайлов. Автора статьи потрясло выступление Михайлова на ученическом концерте, где он исполнил две арии — из оратории Генделя и Варяжского гостя из оперы «Садко», а также песню «Соловьем залетным».Эта заметка, как рассказывает Михайлов, окончательно утвердила его в решении учиться пению, чтобы сделаться профессиональным певцом.

photo_15 (354x492, 18Kb)

По окончании занятий в Музыкальном училище М. Д. Михайлов  продолжал работу в области церковного пения. Он служит в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года — в Москве (храм Василия Кессарийского).Низкий бархатный голос Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить музыкальное дарование. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы послушать песнопение знаменитого протодьякона. Всех желающих его послушать не вмещала церковь, люди заполняли не только паперть, но и тротуары.

Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними круто изменили его жизнь: в 1929 году Максим Дормидонтович оставил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания.



Что вы, други, замолчали?(музыка А.Алябьева)

А через три года сбылась его заветная мечта — он был приглашен в Большой театр.7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел большой успех у публики.



Песня варяжского гостя

Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Борисова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие.

 



Очень хорошо отзывался о нем Ф.И. Шаляпин. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве — Максим Дормидонтович Михайлов...Большой театр не обеднел...Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему».

Репертуар певца быстро расширялся. Он пел партии Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина — в «Царской невесте», Гремина — в «Евгении Онегине».



Долго и упорно шел Михайлов к образу Ивана Сусанина. Впервые в этой ответственной партии он выступил 17 марта 1939 года, и она, по словам завзятых театралов, явилась высшим творческим достижением артиста.

 



Умер М.Д. Михайлов 30 марта 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме № 15 по улице Горького (ныне ул. Тверская), где жил певец, установлена мемориальная доска.

В память о выдающемся артисте в столице республики Чебоксарах с 1991 года проходит ежегодный Международный оперный фестиваль имени М. Михайлова, на который съезжаются известные певцы из многих стран мира. Непременный участник этих больших музыкальных форумов — внук Максима Дормидонтовича Максим Игоревич Михайлов, солист Большого театра, народный артист Чувашской Республики.



Вдоль по Питерской...

 komrik_valerya от 15 сентября 2014 года

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Какой шикарный голос! К своему великому сожалению не слышала. Благодарю за открытие, Валерия!
komor_valerya 21-11-2020-14:03 удалить
Ответ на комментарий Ratsevich_Svetlana # И еще раз благродарю за цитирование!!!
komor_valerya 21-11-2020-14:05 удалить
Ответ на комментарий Кахетинка # Спасибо за отзыв! А мы его очень любили, хотя и слушали по радио. Знаете, он пел в Елоховской церкви в Москве! Особенно на Пасху. Приходило полмосквы, чтобы услышать его! Между прочим в ютьюьбе, пока его не прикрыли, масса видеороликов с ним! Посмотрите! И русские песни, и оперные арии! Всего было бы не уместить в одном посте!
Ksantipushka 21-11-2020-17:42 удалить
Не понимаю, почему все так любят теноров?! Я, например, всегда любила басов и баритонов, от теноров у меня живот болел :)), а от баритонов - мурашки в разных местах. Это же голоса настоящих мужчин! Как их не любить?!
Ksantipushka 21-11-2020-17:45 удалить
В советские времена снимали много фильмов о русских композиторах, музыкантах, художниках, полководцах, думали о культуре народа. Помню фильм-оперу "Иван Сусанин", и "Садко", даже в детстве мне нравились арии из этих опер в исполнении Михайлова! Спасибо, может, кто из молодежи тоже посмотрит и послушает этот пост!
Нина-Ник 21-11-2020-22:05 удалить
Помню этого певца. Пластинка у нас была. Папа его очень любил. Недавно я ролик находила с ним. Сильный голос! Спасибо, Валерия!
komor_valerya 22-11-2020-06:40 удалить
Ответ на комментарий Ksantipushka # Вот и я так же. Баритон и бас- это чисто мужские голоса! Тем не менее есть некоторые драматические тенора. которые тоже вызывают мурашки, когда они поют. Я обожала Нэлеппа! Когда он пел арию Хосе "Видишь, как свято сохранил я...", у меня точно мурашки бегали по телу. Или арию Германна "Прости, небесное созданье..." Очень любила из зарубежных Марио дель Монако, а вот Марио Ланца не вызывал такого восторга. Из отечественных ещё неплох пел Атлантов, но... все равно его было не сравнить с Нэлеппо, который рано умер из-за травли... Галиной Вишневской... Увы. Но это факт.
komor_valerya 22-11-2020-06:41 удалить
Ответ на комментарий Ksantipushka # Насчет молодежи сомневаюсь. Разве только в нашем сообществе... А так молодежь давно не интересует опера и голоса прошлого... Думаю, они теперь даже не знают имени Шаляпина, не только Михайлова, Пирогова и прочих.
komor_valerya 22-11-2020-06:42 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Доброе утро! Да, и у меня потом была пластинка! Так мама её буквально заездила, так любила этого певца. И всё сетовала, что не может послушать его в Елоховской церкви! Но он пел только на Пасху, а мама жила далеко, еще не в Москве...
Нина-Ник 22-11-2020-17:28 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, Валерия, добрый вечер. Ты, знаешь, мне не приходят твои ответы на мои комментарии на мою почту. Надо тебе, если будешь писать ответ на комментарий, нужно в комментариях нажать на "Ответить" и "Обратиться" и в этой рамке писать. Тогда будет приходить на почту. А так могу и пропустить и не дать ответа. Всего тебе доброго!
Barucaba 23-11-2020-02:25 удалить
Потрясающий голос! Какой огромный талант, даже не талант - Божий дар. И какие красивые наши русские оперы, такое наслаждение слушать. Спасибо, Валерия, за прекрасную публикацию!
komor_valerya 23-11-2020-06:17 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Доброе утро, Ниночка! Дорогая, неужели же ты и вправду думаешь, что я, находясь на Лиру уже 7 лет, этого не знала и не делаю? Естественно жму туда, куда надо! Так что тут не моя вина. Кстати, у меня тоже часто такое бывало. Потом налаживалось. Как всегда, "Лиру гадит..."
Спасибо! Замечательно!


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Великий бас-профундо Михайлов Максим Дормидонтович | Искусство_звука - Дневник Музыкальная классика | Лента друзей Искусство_звука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»