• Авторизация


Макс Брух. Концерт для скрипки с оркестром соль минор 03-10-2020 11:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Имя Макса Бруха (1838–1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.

Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных ансамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха – представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.

15051201 (700x527, 147Kb)
Макс Брух / Max Bruch
6 января 1838 - 2 октября 1920

Вчера исполнилось ровно 100 лет со дня смерти немецкого композитора

Интерес к национальным истокам музыки, к экзотическим культурам – родовая черта романтизма. К числу популярных произведений Бруха принадлежат «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Adagio на кельтские темы, еврейская мелодия "Кол Нидрей" для виолончели с оркестром, обработки русских и шведских песен и танцев… Современники высоко ценили дарование Бруха – пылкого романтика, превосходного и яркого мелодиста, мастера отточенной музыкальной формы, эрудита, блистательного профессионала. В один год (1893) с Чайковским, Сен-Сансом, Григом и Бойто ему было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета. Летом 1864 года Брух, задумывая Концерт, вернулся к давним эскизам. Премьера первой редакции соль-минорного концерта cостоялась под управлением автора 24 апреля 1866 года в Кобленце. Автор, однако, продолжал совершенствовать сочинение. Рукопись переработанного концерта он послал летом 1866 года Йозефу Йоахиму, который впервые исполнил его в окончательной версии 7 января 1868 года в Бремене. Вскоре он прозвучал и в других городах. Его включили в свой репертуар Фердинанд Давид и Леопольд Ауэр, а затем и другие крупнейшие скрипачи мира.

Необычно строение концерта: все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки, напоминающий эпический рассказ рапсода. Ритмически упругий страстный «взлет» скрипки соло и широкая экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки (на материале вступления) «незаметно» без перерыва вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала. В ее отчетливо венгерском характере можно усмотреть своеобразный «комплимент» Йозефу Йоахиму (спустя годы так же поступит Брамс в финале своего Скрипичного концерта). В облике второй, широкой патетической темы преобладают гимнические черты. Концерт венчает энергичная блестящая кода.

Иосиф Райскин

Concerto for Violin and Orchestra in G minor, Op. 26
Movement 1: Vorspiel: Allegro moderato (attacca)

Movement 2: Adagio

Movement 3: Finale: Allegro energico

Исполняют Игорь Ойстрах и Давид Ойстрах




Исполняет Леонид Коган




 





Исполняет Янин Янсен



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
ЛГП 03-10-2020-11:54 удалить
Доброго октября, спасибо!
Нина-Ник 03-10-2020-12:06 удалить
Замечательный концерт, спасибо!
Чингиз 03-10-2020-16:33 удалить
Очень хороший концерт! [700x425]
BatValentina 03-10-2020-17:41 удалить
Благодарю сердечно за великолепный пост.
Спасибо! Спасибо! Спасибо!!!
Barucaba 04-10-2020-10:49 удалить
Ответ на комментарий dima_555 # dima_555, спасибо! )
Barucaba 04-10-2020-10:51 удалить
Ответ на комментарий Ratsevich_Svetlana # светлана_Рацевич, очень приятно, что Вам понравилось! Спасибо!
Barucaba 04-10-2020-10:52 удалить
Ответ на комментарий BatValentina # BatValentina, большое спасибо за тёплый отзыв!
Barucaba 04-10-2020-10:55 удалить
Ответ на комментарий Чингиз # Чингиз, рада, что концерт Вам понравился! Спасибо!
Barucaba 04-10-2020-10:57 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Нинель_-_Ник, большое спасибо за тёплый отзыв!
Barucaba 04-10-2020-10:58 удалить
Ответ на комментарий ЛГП # ЛГП, Взаимно! Спасибо!
Barucaba 04-10-2020-10:59 удалить
Ответ на комментарий Эвридика_дикая # Эвридика_дикая, большое спасибо за внимание и отклик!
Pal- 04-10-2020-20:58 удалить
Для меня популярность у скрипачей этого концерта загадка. Может, потому что ярких скрипичных концертов вообще не так много?
Barucaba 13-10-2020-10:59 удалить
Ответ на комментарий Pal- # Pal-, а меня удивляет, почему другие его произведения не пользуются такой популярностью, как этот концерт.
Pal- 13-10-2020-11:23 удалить
Barucaba, правда? А какие другие посоветуете послушать?
Barucaba 19-10-2020-00:36 удалить
Ответ на комментарий Pal- # Pal-, Макс Брух - замечательный композитор. Можете смело слушать любые его произведения, например, симфонии.
Pal- 27-10-2020-15:34 удалить
Barucaba, я как видите, был не очень смел, но все-таки все три его симфонии послушал. Гевандхаус у Курта Мазура звучит замечательно. А от музыки странное впечатление. Вроде увлеченно, эмоционально, но ни одной запоминающейся мелодии. А ведь это композитор-романтик. Берет одну банальную попевку, соединяет с другой, но затем разворачивает полотно с яркой инструментовкой. Напрашивалось сравнение с Брукнером (хотя чаще его сравнивают с Брамсом). Но Брукнер, у которого ярких мелодий вроде бы тоже немного, меня цепляет настолько, что это один из самых любимых композиторов. Не знаю, может, дело во мне...
Barucaba 05-11-2020-14:50 удалить
Ответ на комментарий Pal- # Pal-, Вы ещё и очень скромны. Прослушать три симфонии Бруха, да даже просто три любых симфонии - это настоящий подвиг, особенно в наше время. Скажу немного о себе. Когда я начинаю слушать музыку, вообще не думаю, романтик там композитор или банковский служащий. Вряд ли Брух пытался уложить своё творчество в какие-то рамки. Всегда помню, что музыка - это ещё и язык, на котором автор обращается к слушателю, область человеческого общения. Поэтому эстетическое удовольствие - это одно, а содержание - это уже другое. О Брухе известно почему-то очень мало, гораздо меньше, чем о Брукнере или, тем более, о Брамсе. Поэтому каждый такт его симфоний - ключ к разгадке и пониманию кем был её автор. Можно составить себе представление о человеке по словесному описанию, по отзывам современников, можно представить себе "музыкальный" портрет, который порой очень сильно отличается от обычного. Музыка как мировоззрение, как отношение к человеку в точках его взаимодействия с миром и самим собой. Искусство тем и отличается от обыденности, что имеет дело с громадами смыслов и уводит в бесконечный мир образов и символов. Другое дело, насколько искренен композитор, переступает ли его музыка тот порог, переходя через который музыкальное произведение вступает в мир человеческой личности. В любую музыку вплетаются и насыщают её психологическим смыслом интонации понимания человека человеком. Сен-Санс писал: "За чувством слуха, отличающимся удивительной тонкостью, способностью анализировать звуки, воспринимать их различную силу, тембры и природу, в извилинах мозга имеется таинственное чувство, которое раскрывает нечто совсем другое. Она (музыка) не обращается ни к слуху, который хочет быть ласкаемым, ни к тому близорукому разуму, который питается квадратными фразами. В искусстве звуков есть нечто такое, что пересекает слух как портик, разум - как вестибюль, и идёт дальше". Благодарю Вас за интерес и неравнодушность к музыке.
Pal- 05-11-2020-19:54 удалить
Barucaba, большое Вам спасибо за добрые и умные слова.
Pal- 14-12-2020-15:32 удалить
Barucaba, прошу прощения за назойливость. Нашел у Бруха удивительной красоты Концерт для скрипки и альта с оркестром. https://www.youtube.com/watch?v=U54RSMEZ0E4
Barucaba 20-01-2021-02:54 удалить
Ответ на комментарий Pal- # Pal-, спасибо большое) Да, Концерт очень красивый. Но мне крупные планы, что ли, мешают. Почему-то в исполнении Третьякова и Башмета я лучше воспринимаю этот концерт.


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Макс Брух. Концерт для скрипки с оркестром соль минор | Искусство_звука - Дневник Музыкальная классика | Лента друзей Искусство_звука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»