• Авторизация


Из опыта работы 30-09-2012 17:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Маеренкова Вера Васильевна, учитель математики и информатики МОУ «СОШ-интернат №5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» г. Кинель Самарской области

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно процесса. В данной статье рассматривается процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на примере урока геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. 
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; 
•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 
•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 
•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
•общеучебные,
•логические,
•действия постановки и решения проблем. 
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
•моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 
•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 
•подведение под понятия, выведение следствий; 
•установление причинно-следственных связей,  
•построение логической цепи рассуждений, 
•доказательство; 
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 
Виды коммуникативных действий:    
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
•постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
•разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
•управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
•как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
•какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
•какие методы и средства обучения выбрать;
•как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
•как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
•вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
•основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
•далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; 
•в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Рассмотрим, как происходит  формирование универсальных учебных действий на одном из уроков  геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников».

Цель  урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с примерами решения различных типов задач  по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие: 
•формирование первоначальных представлений о решении треугольников;
•приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения треугольников.
Развивающие: 
•умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение  и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы  для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные: 
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ПК на каждого ученика. 
Структура и ход урока

Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Время

1 Организа-ционный момент   Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме 2 мин
2 Актуали-зация знаний Презентация «Теорема косинусов».ЭОР информацион-ного типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике», сцена 1,2,3,4 Задаёт вопросы,  комментирует и корректирует ответы Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство 5мин
3 Постано-вка целей урока ЭОР практического типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике», сцена 1 Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулиро-вать цель урока Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Целеполагание, подведение под понятия

3 мин
4 Новый материал Презентация «Решение треугольни-ков». ЭОР практического типа Сцены  2, 4, 5. Воспроизведение на экране Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 7 мин
5 Первичная проверка знаний ЭОР контрольного типа. Сцены 1, 2. 3 Воспроизведение на экране Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы Отвечают на вопросы модуля. Решают поставленные задачи Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез,установление причинно-следственных связей 3 мин
6 Закрепление знаний ЭОР контрольного типа. Модуль 2. Сцены 1-5. Работа на персональных компьютерах.Выполнение теста на компьютере  в программе Excel Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения Отвечают на вопросы модуля. Решение записывают в тетрадь. Выполняют тест на компьютере  в программе Excel Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств 18 мин
7 Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Авторская презентация

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации.Поясняет  домашнее задание Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание Анализ и синтез, рефлексия способов  и условий действия 2 мин

Приложение к плану-конспекту урока
«Решение треугольников»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике Информационный модуль Видеофрагменты http://www.fcior.edu.ru/card/6067/reshenie-treugol...otnosheniya-v-treugolnike.html
2 Теорема косинусов Мультимедиа Презентация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61...d-4ef6-967c-abe3f9b60fcd/view/
3

Решение треугольников

Мультимедиа Презентация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d95748...9-4167-ad92-8d6144207eb9/view/
4 Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике Практический модуль Видеофрагменты http://www.fcior.edu.ru/card/12744/reshenie-treugo...otnosheniya-v-treugolnike.html
5 Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике Контрольное задание из трех сцен Видеофрагменты http://www.fcior.edu.ru/card/11810/reshenie-treugo...otnosheniya-v-treugolnike.html
6 Тест к уроку Интерактивное задание Тест http://schools.keldysh.ru

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из опыта работы | КАБИНЕТ - МЕТОДКАБИНЕТ | Лента друзей КАБИНЕТ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»