| 01.04.2012, 19:30 | |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА В 5-7 КЛАССАХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Хотунцев Ю.Л. профессор МП ГУ, д.ф-м.н. г. Москва, khotuntsev@mail.ru Нагибин Н.И. учитель технологии МОУ СОШ №6, к.п.н. г. Салехард. nnagibin@rambler.ru Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. [2]
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам БУЛ. Эти учебные действия заложены, структурированы и хорошо прописаны в концепции ныне действующих программ ОО «Технология» и проверены многолетней практикой. [1] Во время выполнения практических и проектных работ в основной прак- тикоориентированной образовательной области в школе - «Технология», учащиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): - планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы; - выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования; - организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.) - обеспечение безопасных условий работы; - соблюдение технологической и трудовой дисциплины; - контроль качества выполненной работы; - создание и использование необходимых для выполнения работы графических изображений; - использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности; - нахождение, обработка и использование информации из различных источников, необходимой для выполнения работы; - бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе; - бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потребителя готовой продукции; - доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - выявление потребностей рынка товаров и услуг, организация деятельности коллектива, по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий; - использование технологий ведения дома и здорового образа жизни; - продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя; - выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и продвижения на рынке товаров и услуг. Овладение этими универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям. Таким образом, формирование технологической компетентности с учётом универсальных учебных действий основывается на положениях системно- деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования. Литература: Арефьев И.П. Возможно ли формирование универсальных учебных действий без технологической подготовки учащихся? Научно- методический журнал «Школа и производство» № 1/2010. Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя;. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
|
|