• Авторизация


Универсальные учебные действия. 07-08-2012 16:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

01.04.2012, 19:30

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА В 5-7 КЛАССАХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Хотунцев Ю.Л. профессор МП ГУ, д.ф-м.н. г. Москва, khotuntsev@mail.ru

Нагибин Н.И. учитель технологии МОУ СОШ №6, к.п.н. г. Салехард. nnagibin@rambler.ru

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образо­вания, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспече­ние развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладе­ние учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных пред­метных областях познания и мотивацию к обучению. [2]

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означа­ет способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем соз­нательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универ­сальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную ком­петентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

-        обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходи­мые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и ре­зультаты деятельности;

-     создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
-       обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и форми­рование картины мира и компетентностей в любой предметной области позна­ния.
                 Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, вы­полняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновы­вают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологиче­ские этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам БУЛ. Эти учебные действия за­ложены, структурированы и хорошо прописаны в концепции ныне действую­щих программ ОО «Технология» и проверены многолетней практикой. [1]
Во время выполнения практических и проектных работ в основной прак- тикоориентированной образовательной области в школе - «Технология», уча­щиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные, коммуникативные):
-   планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллекту­альной работы;
-    выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования;
-    организация рабочего места и обеспечение необходимых условий рабо­ты (освещение, уровень шума и т.д.)
-   обеспечение безопасных условий работы;
-   соблюдение технологической и трудовой дисциплины;
-   контроль качества выполненной работы;
-   создание и использование необходимых для выполнения работы графи­ческих изображений;
-   использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности;
-    нахождение, обработка и использование информации из различных ис­точников, необходимой для выполнения работы;
-      бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе;
-   бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потреби­теля готовой продукции;
-   доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих ре­зультатов;
-   выявление потребностей рынка товаров и услуг, организация деятельно­сти коллектива, по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий;
-   использование технологий ведения дома и здорового образа жизни;
-   продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя;
-   выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и про­движения на рынке товаров и услуг.
               Овладение этими универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетент­ность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися спо­собности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
Таким образом, формирование технологической компетентности с учё­том универсальных учебных действий основывается на положениях системно- деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
 

Литература:

            Арефьев И.П. Возможно ли формирование универсальных учебных действий без технологической подготовки учащихся? Научно- методический журнал «Школа и производство» № 1/2010.

            Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: посо­бие для учителя;. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Универсальные учебные действия. | КАБИНЕТ - МЕТОДКАБИНЕТ | Лента друзей КАБИНЕТ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»