30.03.2012, 12:52
А. Ж. Насипов, Ю. Л. Хотунцев
Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Аннотация
Рассматриваются понятия технологической грамотности и технологической культуры школьников, которые должны формироваться в процессе технологического образования
Около сорока лет назад русскими учеными В.В. Краевским, И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным была выдвинута концепция культурологического подхода к общему образованию, предполагающего освоение учащимися составляющих педагогически адаптированной человеческой культуры. Этот подход ориентирует образование на формирование человека культуры, определение целей и содержания образования в понятиях культуры: «Гуманитарная культура», «Информационная культура» и т.д.
Важную роль в конце XX и в начале XXI веков стала играть технологическая культура человека – культура преобразующей деятельности.
Термин «технология» появился в XVIII веке, хотя с момента возникновения человеческого общества люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности.
Быстрое развитие мирового общественного производства во второй половине XX и в начале XXI веков было обусловлено, в частности, появлением новых, в том числе высоких технологий. Термин «технология» стал прилагаться не только при описании материальных преобразований, но и энергетических, информационных и социальных. Никого не удивляют термины: «социальные технологии» и «педагогические технологии».
В настоящее время широко используются два определения технологии, традиционное и современное, которые кратко можно изложить следующим образом. Традиционное определение: технология - знания (-логия) о последовательности действий человека и необходимом оборудовании при преобразовании материалов (веществ), энергии и информации по плану и в интересах человека. Современное определение: технология - это наука о преобразовании материалов (веществ), энергии, информации по плану и в интересах человека. Наука технология - вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описания, анализ и оптимизация преобразующей деятельности.
Техника - инструментальное обеспечение технологий. Техника сопутствует человеку на всем протяжении его истории. Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека. Мир техники – различные машины, приборы, электронные устройства – окружает нас в прямом и переносном смысле всюду. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии.
Техносфера – совокупность технических средств преобразования материалов, энергии и информации. Все технологии реализуются с использованием материальных средств (инструментов и оборудования, например, ПЭВМ), энергии и информации (знаний), однако они различаются по объектам преобразования и их можно разделить на материальные, энергетические и информационные технологии, к которым можно отнести социальные и педагогические технологии.
Создавая материальные, энергетические и информационные условия жизни, различные технологии обеспечивают жизнедеятельность людей.
Технологическая революция XX века и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуется как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять профессию, направления своей деятельности.
Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности людей, научиться решать творческие задачи в процессе выполнения проектов, оценить свои способности и выбрать направление профессиональной деятельности. Поэтому необходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомство с миром технологий, овладение ими технологической культурой.
В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию молодежи в общеобразовательной школе.
В конце XX века, когда начало формироваться новое технологическое общество («общество знаний»), в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технология». Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.
«Технология» - основная практико-ориентированная область знании в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, ее нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало, заложенное в концепции модернизации современной школы. На этой основе у учащихся формируются умения видеть, ставить и решать актуальные проблемы улучшения окружающей жизни.
Эта образовательная область должна познакомить всех учащихся с общими принципами преобразующей деятельности человека, как в материальных, так и гуманитарных областях, с принципами построения технологических систем, с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации, сформировать готовность к труду, культуру труда, культуру работы с информацией и графическими образами, умение работать в коллективе, способствовать их творческому, экологическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию.
Именно в этой образовательной области наиболее успешно реализуется проектная деятельность, раскрывающая большие возможности творческого развития школьников для самостоятельного продвижения их от идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно- преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что несомненно соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
«Технология» в обязательном порядке изучается в школах многих развитых стран, широко использующих высокие технологии. Наличие «Технологии» в учебном плане общеобразовательных учреждений активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, поскольку этот предмет учит детей решать постоянно возникающие жизненно важные задачи в процессе выполнения проектов и тем самым готовит их к творческой трудовой деятельности. В развитых странах «Технология» включена в перечень 4-5 обязательных предметов для всех учащихся, т.к она направлена на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд.
Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Только этот предмет дает возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском образовании, позволяет учащимся дать навыки по преобразованию материалов, энергии, информации и обеспечивает их профессиональное самоопределение.
В современном мире, наполненным техническими устройствами - техносфере - изучение «Технологии» важно для всех выпускников школы. Эта образовательная область формирует технологическую грамотность, технологическую компетентность технологическую культуру учащихся - культуру преобразующей деятельности, необходимую любому специалисту. Критерии сформированности технологической грамотности подробно проанализированы американскими специалистами в работе [1].
Основной целью технологического образования является формирование технологической культуры учащегося.
Различные аспекты технологической культуры молодежи анализировались в ряде публикаций и во многих докладах международных конференций по технологическому образованию школьников, ежегодно проводимых в России с 1994 года [2-6].
Проведенный в последние годы анализ понятия технологической культуры позволил сделать следующий вывод.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
§ культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
§ графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
§ культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
§ информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности для реализации трудовой деятельности;
§ предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
§ культура человеческих отношений - знания, умения и- готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
§ экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
§ культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
§ потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
§ проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного oпределения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы. Важно подчеркивать, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности: культурой труда, графической культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы), информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы), экологической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов), культурой дизайна, культурой дома и потребительской культурой, культурой человеческих отношений и проектной культурой.
Таким образом, изучение технологии, начиная с начальной школы, должно, с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а с другой стороны формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирование трудолюбия и уважения к труду, профориентации школьников и подготовки их к будущей трудовой жизни. В старших классах целесообразно изучение курса «Основы технологической культуры» [4, 6]. Спецкурсы по формированию технологической культуры школьников читались в Кабардино-Балкарском университете и Сибайском институте Башкирского государственного университета.