• Авторизация


Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников 07-08-2012 16:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


30.03.2012, 12:52
А. Ж. Насипов, Ю. Л. Хотунцев
Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Аннотация


Рассматриваются понятия технологической грамотности и технологической культуры школьников, которые должны формироваться в процессе технологического образования


Около сорока лет назад русскими учеными В.В. Краевским, И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным была выдвинута концепция культурологического подхода к общему образованию, предполагающего освоение учащимися составляющих педагогически адаптированной человеческой культуры. Этот подход ориен­тирует образование на формирование человека культуры, определение целей и содержания образования в понятиях культуры: «Гуманитарная культура», «Информационная культура» и т.д.
Важную роль в конце XX и в начале XXI веков стала играть технологическая культура человека – культура преобразующей деятельности.
Термин «технология» появился в XVIII веке, хотя с момента возникно­вения человеческого общества люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности.

Быстрое развитие мирового общественного производства во второй по­ловине XX и в начале XXI веков было обусловлено, в частности, появлением новых, в том числе высоких технологий. Термин «технология» стал прила­гаться не только при описании материальных преобразований, но и энергети­ческих, информационных и социальных. Никого не удивляют термины: «со­циальные технологии» и «педагогические технологии».

В настоящее время широко используются два определения технологии, традиционное и современное, которые кратко можно изложить следующим образом. Традиционное определение: технология - знания (-логия) о после­довательности действий человека и необходимом оборудовании при преоб­разовании материалов (веществ), энергии и информации по плану и в интере­сах человека. Современное определение: технология - это наука о преобра­зовании материалов (веществ), энергии, информации по плану и в интересах человека. Наука технология - вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о преобразую­щей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствова­ния, а также описания, анализ и оптимизация преобразующей деятельности.

Техника - инструментальное обеспечение технологий. Техника сопутствует человеку на всем протяжении его истории. Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека. Мир техники – различные машины, приборы, электронные устройства – окружает нас в прямом и переносном смысле всюду. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии.

Техносфера – совокупность технических средств преобразования мате­риалов, энергии и информации. Все технологии реализуются с использовани­ем материальных средств (инструментов и оборудования, например, ПЭВМ), энергии и информации (знаний), однако они различаются по объектам пре­образования и их можно разделить на материальные, энергетические и ин­формационные технологии, к которым можно отнести социальные и педаго­гические технологии.

Создавая материальные, энергетические и информационные условия жизни, различные технологии обеспечивают жизнедеятельность людей.
Технологическая революция XX века и возникновение постиндустри­ального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуется как хорошо раз­витые производственные функции, так и способности и умения проектиро­вать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять профес­сию, направления своей деятельности.
Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый че­ловек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности людей, научиться решать творческие задачи в процессе выполнения проектов, оценить свои способно­сти и выбрать направление профессиональной деятельности. Поэтому необ­ходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомст­во с миром технологий, овладение ими технологической культурой.

В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологи­ческому образованию молодежи в общеобразовательной школе.
В конце XX века, когда начало формироваться новое технологическое общество («общество знаний»), в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ боль­шинства развитых стран мира новой образовательной области - «Техноло­гия». Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.
«Технология» - основная практико-ориентированная область знании в обще­образовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ори­ентации, ее нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастаю­щего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало, заложенное в концепции модернизации современной школы. На этой основе у учащихся формируются умения видеть, ставить и решать актуальные про­блемы улучшения окружающей жизни.

Эта образовательная область должна познакомить всех учащихся с общими принципами преобразующей деятельности человека, как в матери­альных, так и гуманитарных областях, с принципами построения технологи­ческих систем, с современными и перспективными технологиями преобра­зования материалов, энергии и информации, сформировать готовность к труду, культуру труда, культуру работы с информацией и графическими об­разами, умение работать в коллективе, способствовать их творческому, эко­логическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию.
Именно в этой образовательной области наиболее успешно реализуется проектная деятельность, раскрывающая большие возможности творческого развития школьников для самостоятельного продвижения их от идеи до вы­пуска готовых изделий (услуг) и их реализации.

Образовательная область «Технология» является необходимым ком­понентом общего образования всех школьников, предоставляя им возмож­ность применять на практике знания основ наук. Это фактически единствен­ный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все ас­пекты материальной культуры человечества. Данный учебный курс на­правлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно- преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценно­стей, что несомненно соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ори­ентация школьников на работу в различных сферах общественного про­изводства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащих­ся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

«Технология» в обязательном порядке изучается в школах многих развитых стран, широко использующих высокие технологии. Наличие «Технологии» в учебном плане общеобразова­тельных учреждений активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, поскольку этот предмет учит детей решать постоянно возникающие жизненно важные задачи в процессе выполнения проектов и тем самым готовит их к творческой трудовой деятельности. В развитых странах «Технология» включена в перечень 4-5 обязательных предметов для всех учащихся, т.к она направлена на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд.

Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнооб­разных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Только этот предмет дает возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском образовании, позволяет учащимся дать навыки по преобразованию материалов, энергии, ин­формации и обеспечивает их профессиональное самоопределение.

В современном мире, наполненным техническими устройствами - техно­сфере - изучение «Технологии» важно для всех выпускников школы. Эта образовательная область формирует технологическую грамотность, технологическую компетентность технологическую культуру учащихся - культуру преобразующей деятельности, необходимую любому специалисту. Критерии сформированности технологической грамотности подробно проанализированы американскими специалистами в работе [1].
Основной целью технологического образования является формирование технологической культуры учащегося.
Различные аспекты технологической культуры молодежи анализировались в ряде публикаций и во многих докладах международных конференций по технологическому образованию школьников, ежегодно проводимых в России с 1994 года [2-6].
Проведенный в последние годы анализ понятия технологической куль­туры позволил сделать следующий вывод.

Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственни­ка, семьянина, потребителя и учащегося:
§ культура труда - включает планирование и организацию трудового про­цесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества про­дукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
§ графическая культура - знания, умения и готовность использовать графи­ческие, в том числе чертежные средства для обеспечения технологическо­го процесса;
§ культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
§ информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности для реали­зации трудовой деятельности;
§ предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализиро­вать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, реклами­ровать свою продукцию;
§ культура человеческих отношений - знания, умения и- готовность осуще­ствлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
§ экологическая культура включает в себя экологические знания, понима­ние, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
§ культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяй­ства, выполняя социальные функции семьянина;
§ потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вес­ти себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потре­бителя;
§ проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного oпределения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проек­та информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение допол­нительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

В настоящее время становится ясным, что составляющие технологиче­ской культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы. Важно подчеркивать, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариант­ными составляющими человеческой деятельности: культурой труда, графи­ческой культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы), информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы), эколо­гической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов), культурой дизайна, культурой дома и потребительской культурой, культурой человеческих отношений и проектной культурой.

Таким образом, изучение технологии, начиная с начальной школы, должно, с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьни­ков и развивать их творческие способности, а с другой стороны формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирование трудолюбия и уважения к труду, профориентации школьников и подготовки их к будущей трудовой жизни. В старших классах целесообразно изучение курса «Основы технологической культуры» [4, 6]. Спецкурсы по формированию технологической культуры школьников читались в Кабардино-Балкарском университете и Сибайском институте Башкирского государственного университета.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников | КАБИНЕТ - МЕТОДКАБИНЕТ | Лента друзей КАБИНЕТ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»