IV. Игры и упражнения
для развития восприятия
произведений искусства
1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
2. Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».
Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Тема мифа в изобразительном искусстве.
Роспись ларца в ювелирных украшениях.
Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
Лепка фриза для здания школы или детского сада.
Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Беседа о графическом дизайне.
Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила,
Всем деревьям — чистые
Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
5. Игра «Угадай».
Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.
Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.
Роспись изделий по типу народных узоров.
6. Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
7. Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции:
обучающую;
контролирующую;
творческую.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
8. Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.
9. Игра «Репортеры газетной рубрики "Шедевры искусства”».
Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.
Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре».
10. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.