• Авторизация


Формируем интерес 18-06-2012 17:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЧАСТЬ 3

 

Формирование познавательного интереса школьников на уроках технологии

 

Завершающий этап – ПОЗИТИВНЫЙ ИНТЕРЕС ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Очень важно, чтобы выход учащихся из деятельности был с положительными эмоциями.   Один из принципов развивающего обучения -  принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio» – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии,  предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

Приём эмоции  - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащиеся выбирают лицо соответственно своему настроению.

Приём цвета -  прием с различными цветовыми изображениями. Например,  у  учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.                                                             

 Прием «Букет настроения». В конце урока учитель предлагает прикрепить  цветы к вазе. Учащиеся  выбирают цветок ( предлагаются разные цвета) и прикрепляют к вазе, которая находится на доске. Вспомним соответствие настроения и цвета. Красный - восторженное;   оранжевый - радостное, теплое;   желтый - светлое, приятное;   зеленый – спокойное;     синий - неудовлетворенное, грустное;    фиолетовый - тревожное, напряженное;  черный - упадок, уныние.

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот  некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.                                     

Приём « Удача, неудача». Во время выполнения практических работ учащиеся могут оценить свою работу по двум направлениям: удача и неудача и указать причину своего выбора.

                  Удача                                                                      Неудача

                   

 

 

                     Причина                                                                 Причина

 

Приём «Лестница успеха». Определить на какой ступени вы находитесь.

                                

Понятно и интересно.

Мне всё понятно, но материал не всегда интересе.

Я не всё понял, но мне было интересно.

Я ничего не понял и на уроке скучал.

Приём « Значимость». Данный вид рефлексии целесообразно проводить  при коллективной или групповой форме организации учебной деятельности. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы по следующей схеме: Я ( оценка своей работы на уроке), МЫ ( оценка коллективной работы на уроке), ДЕЛО ( вклад проделанной работы в урок).

Приём « Схема».  Учащимся предлагается заполнить схему.

Затруднения на уроке                               Причины                         Пути выхода

Приём незаконченного предложения. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Рефлексия содержания учебного материала, помогает закрепить и оценить значимость полученных на уроке знаний. Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели обучения.

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. Например, в качестве закрепления материала предложите учащимся ответить на вопрос «Что, если при варке супа изменить последовательность  закладки продуктов?», « Что, если при раскрое ткани  выкроить детали по нити утка».

 

Приём «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

П ( плюс)

М ( минус)

И ( интересно)

Что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей

Показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.                

Приём « Знания». Возможно использовать также в устном или письменном виде. Письменно заполнить таблицу из трёх граф: знала, заблуждалась, узнала.                 

Приём  синквейна , который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:                                                                            

первая строка – название темы (одно существительное);                                                

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;                                          

 третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;                          четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);                                                                                                                         последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.                                                    

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например: Моделирование юбки. Творческое, интересное.  Процесс изменения чертежа.   Очень интересное занятие. Новая модель.                                                                                                                                                       

Приём «Графический организатор» имеет определённый смысл и значение: учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение.                              Примером приёма может быть схема  « Паучок».  Учащиеся рисуют паучка и заполняют его следующими понятиями.  Тело- название темы, ножка- понятие темы, башмачки- ключевые слова, которые служат опорой для памятки. Или ещё одна схема « Дерево». Ствол - название темы, ветви - понятие темы, листья - ключевые слова, которые служат опорой для памятки. Пример: ствол- терминология работ; ножки- стачать, притачать, настрочить, застрочить, обтачать; листья- соединить, присоединить, наложить, загнуть, вывернуть.

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный).  Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Влияние общения  на ход выполнения задания?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

 

Уровень  общения  в группе?

обмен информацией

взаимодействие

взаимопонимание

были равномерно задействованы все уровни

Уровни  коммуникативных трудностей, которые  испытывали участники группы при выполнении задания?

недостаток информации

недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

трудности в общении

Стиль общения преобладающий в работе?

ориентированный на человека

ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

в группе сохранилось единство и партнерские отношения

единство группы в ходе работы было нарушено

Решающая  роль того, что произошло в группе?

лидер, выдвинувшийся в ходе работы

нежелание наладить контакт большинства участников группы

непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной.

***

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Формируем интерес | КАБИНЕТ - МЕТОДКАБИНЕТ | Лента друзей КАБИНЕТ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»