ЧАСТЬ 3
Формирование познавательного интереса школьников на уроках технологии
Завершающий этап – ПОЗИТИВНЫЙ ИНТЕРЕС ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Очень важно, чтобы выход учащихся из деятельности был с положительными эмоциями. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio» – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.
Приём эмоции - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащиеся выбирают лицо соответственно своему настроению.
Приём цвета - прием с различными цветовыми изображениями. Например, у учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
Прием «Букет настроения». В конце урока учитель предлагает прикрепить цветы к вазе. Учащиеся выбирают цветок ( предлагаются разные цвета) и прикрепляют к вазе, которая находится на доске. Вспомним соответствие настроения и цвета. Красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Приём « Удача, неудача». Во время выполнения практических работ учащиеся могут оценить свою работу по двум направлениям: удача и неудача и указать причину своего выбора.
Удача Неудача
Причина Причина
Приём «Лестница успеха». Определить на какой ступени вы находитесь.
Понятно и интересно.
Мне всё понятно, но материал не всегда интересе.
Я не всё понял, но мне было интересно.
Я ничего не понял и на уроке скучал.
Приём « Значимость». Данный вид рефлексии целесообразно проводить при коллективной или групповой форме организации учебной деятельности. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы по следующей схеме: Я ( оценка своей работы на уроке), МЫ ( оценка коллективной работы на уроке), ДЕЛО ( вклад проделанной работы в урок).
Приём « Схема». Учащимся предлагается заполнить схему.
Затруднения на уроке Причины Пути выхода
Приём незаконченного предложения. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Рефлексия содержания учебного материала, помогает закрепить и оценить значимость полученных на уроке знаний. Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели обучения.
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. Например, в качестве закрепления материала предложите учащимся ответить на вопрос «Что, если при варке супа изменить последовательность закладки продуктов?», « Что, если при раскрое ткани выкроить детали по нити утка».
Приём «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
|
П ( плюс) |
М ( минус) |
И ( интересно) |
|
Что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей |
Показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
Учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Приём « Знания». Возможно использовать также в устном или письменном виде. Письменно заполнить таблицу из трёх граф: знала, заблуждалась, узнала.
Приём синквейна , который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например: Моделирование юбки. Творческое, интересное. Процесс изменения чертежа. Очень интересное занятие. Новая модель.
Приём «Графический организатор» имеет определённый смысл и значение: учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение. Примером приёма может быть схема « Паучок». Учащиеся рисуют паучка и заполняют его следующими понятиями. Тело- название темы, ножка- понятие темы, башмачки- ключевые слова, которые служат опорой для памятки. Или ещё одна схема « Дерево». Ствол - название темы, ветви - понятие темы, листья - ключевые слова, которые служат опорой для памятки. Пример: ствол- терминология работ; ножки- стачать, притачать, настрочить, застрочить, обтачать; листья- соединить, присоединить, наложить, загнуть, вывернуть.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Влияние общения на ход выполнения задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
Уровень общения в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
были равномерно задействованы все уровни
Уровни коммуникативных трудностей, которые испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
трудности в общении
Стиль общения преобладающий в работе?
ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Решающая роль того, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной.
***