• Авторизация


Формируем интерес 18-06-2012 17:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЧАСТЬ 2
Формирование познавательного интереса школьников на уроках технологии

3 этап - ПОДКРЕПЛЕНИЕ И УСИЛЕНИЕ ВОЗНИКШЕГО ИНТЕРЕСА

Пути реализации:

Отбор содержания материала.

Основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований сформулированных в принципах обучения (научность, связь его с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное и развивающее влияние и т.д.).

Использование методов активного обучения.

Для стимулирования и мотивации учения используйте метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Например, предложите учащимся доказать что данная модель изделия не подходит, или наоборот подходит для конкретного типа фигуры. На данном этапе также необходимо пробудить учащихся к размышлению и обсуждению информации по теме урока (изучение нового материала).

Особое значение на данном этапе отводится проектной деятельности. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. При выполнении проектных работ, для того чтобы вызвать у учащихся интерес и разбудить их воображение целесообразно создать интересные варианты начала проекта, содержащие в себе проблему. Например: проект «Новую жизнь - старым вещам», начните так: « Мода всегда идёт в ногу со временем. С появлением новой моды, старая одежда теряет свою актуальность, а наш гардероб наполняется вещами, которые и выбросить жалко, и носить их уже никто не будет. Давайте подумаем (проблема), как дать новую жизнь, старым, но интересным по цвету и фактуре вещам». Активность учащихся, в данном случае, реализуется через формирование путей разрешения поставленной проблемы.

Для поддержания интереса к изучаемой теме используйте такой приём, как «спираль». Класс делится на 2 группы. После каждого этапа урока учащиеся каждой группы формулируют основную мысль темы, но каждый раз обогащенную новым содержанием. Если тема урока позволяет, дайте информацию не в « чистом» виде, а в форме занимательных задач, разрешение которых, раскрывает учебный материал. Например:

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек.

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит: « У меня живот болит!»

Задание: проанализировав стихотворение вывести один из законов рационального питания.

В роли приёмов, стимулирующих интерес к учению, выступает и приём «ассоциативный ряд». На доске записывается тема урока или ключевое слово темы, учащимся предлагается записать ассоциации, которые у них возникают с представленным на доске словом или темой.

Иногда новый материал можно давать как « информацию - парадокс», то есть содержащую в себе ошибки. Этот же приём использую и при показе правил работы. Предлагается учащимся найти ошибки в ходе объяснения нового материала.

Так же в образовательном процессе широкое применение компьютерных технологий, позволяет эффективно повысить качество обучения. Современная аппаратура: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа установка позволяет значительно разнообразить формы работы, использовать большое количество наглядного материала и экономить время на уроке. Прежде всего, речь идет об использовании мультимедиа презентаций, создание которых – процесс творческий, требующий умений, времени, фантазии, достаточное количество иллюстративного материала. Хорошая презентация - отличное методическое средство, позволяющее ученикам лучше усвоить теоретическую часть урока.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе "игровых ситуаций". Игра давно уже используется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.

Например, игра « Пойми меня». В ходе игры учувствуют две команды. Первый игрок

получает билет, на котором написано одно из понятий. Не показывая билет, игрок должен объяснить команде понятие. Можно дать определение, характеристику, привести пример и т.д. Цель будет достигнута, если его товарищи назовут понятие. После этого второй игрок берёт билет с понятием. Выигрывает та команда, которая за короткое время отгадает больше понятий. В процессе игры ученикам приходится не просто воспроизводить заученные понятия, а глубоко осмысливать каждое определение.



Перед выполнением практических работ, используйте приём «мозговой штурм».

Например, предложите раскладку выкроек юбки «полусолнце» на ткани, если...(даются

конкретные условия: определенная ширина, вид рисунка и т.д.)

Интерес учащихся во время урока поддерживайте различными занимательными приёмами, по сути изучаемого материала: анаграммы, метаграммы, ребусы, кроссворды.

Метаграммы.

1. С буквой Е -пальто сошьёте,
С буквой А- письмо пошлёте.
(мерка- марка)

2. С буквой К- цветной шнурок во шве,
С буквой Б- у девочки в косе.
( кант-бант)

Особое место при формировании интереса играют творческие мастерские. Творческие задания могут быть самые различные.

Задание: Предложить задания, загадки, пословицы и т.д, которые имеют логическую связь с темой урока. ( Приём - логические связи.)

Задание: Придумать представление своего изделия (выполняется после окончания работы над проектом).

Приёмы, используемые при работе с текстом: Моментальное фото. Класс делится на две группы. Каждая группа получает лист бумаги и карандаш. Учитель зачитывает текст.

Задание: сосредоточить внимание и воспринять как можно больше информации из текста.

Каждая команда фиксирует на листочке то, что все члены команды смогут восстановить по памяти.

Пересказ по кругу. Учащиеся читают текст. Первому учащемуся даётся клубок, и он воспроизводит фразу из текста. Передаёт клубок тому, кто его должен продолжить. Так до тех пор, пока вся информация не будет воспроизведена.

Важную роль в нашем предмете отводится инструктированию учащихся по технике

безопасности. Чтобы запоминание было непроизвольным, предложите учащимся изобразить правила в виде схем, рисунков, знаков.

Приём запоминания техники безопасности при работе с тканью.

Учитель: «Перед началом работы сдадим экзамен по технике безопасности, который

принимать буду я, ваш экзаменатор» (учащиеся хором повторяют выделенные слова).

Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы - дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определённом месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе.

Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Результат.

1.Создание атмосферы стимулирующей к активному усвоению знаний, их самостоятельному открытию.

2.Обеспеченность восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действия.

3.Поддержание интереса к уроку, теме.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Формируем интерес | КАБИНЕТ - МЕТОДКАБИНЕТ | Лента друзей КАБИНЕТ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»