ЧАСТЬ 1
Формирование познавательного интереса школьников на уроках технологии Вызов позитивного отношения к себе и к уроку.
В самом начале работы с детьми в 5 классе, необходимо вызвать у учащихся позитивное отношение к себе и уроку. Вниманию учащихся предложите картины с изображением времён года и их литературное сопровождение.
Зима.
Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя.
Весна.
Ударил гром двенадцать раз и замер в стороне.
Природа отдала приказ салютовать весне.
Приказ - черёмухе цвести, крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести серебряной метлой.
Лето.
Где гнутся над омутом лозы,
где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
весёлый ведут хоровод.
Осень.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зашумела у опушек ярко жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий обломившийся сучок.
И, хвостом мелькая, белка лёгкий делает прыжок.
Затем задайте учащимся вопросы следующего содержания: В какое время года вы чувствуете себя наиболее комфортно и почему? В каких случаях вы чувствуете себя комфортно на уроках? Сообщите учащимся, когда вы на уроке чувствуете себя комфортно и предложите им совместными усилиями создать комфортные условия на наших занятиях.
2.
Эмоциональное стимулирование.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков используйте визуальный приём. Если изучаемая тема, связана с изготовлением, какого- либо изделия, организуйте, выставки предыдущих работ учащихся, если нет такой возможности, используйте для показа фотографии, слайды. Попробуйте на словах объяснить детям, насколько красивы узоры «из воздуха» - кружева. А, увидев красоту изделий, глаза детей горят, это побуждает желание творить их своими руками.
3.
Ещё один приём необычное начало урока.
Добрый день, я всем вам рада!
Но печальная досада омрачает наш урок,
Интересное начало, « Если хочешь быть здоров,...»,
окончание потеряло. Давайте беде мы поможем,
своё окончание предложим.
( урок по теме « Физиология питания»)
В тёмном лесе под сосной,
стоит домик расписной.
И живёт в нём белочка,
белочка - умелочка.
Белка в гости к нам пришла
и лукошко принесла.
Мы немножко поиграем,
что в лукошке отгадаем.
( в лукошко можно положить любые предметы, необходимые для урока, можно положить орехи)
А в лукошке, том орешки.
Чтоб орешки получить,
нужно разгадать задания,
проявить свои познания
(для актуализации опорных знаний).
4.
Можно начать урок с исторической справки, интересных сведений.
Например, урок по теме « Кулинарное использование яиц», начните с загадки.
«В одном царстве король нанимал на работу придворного повара при таком условии, что он сварит блюдо из одинакового количества продукта, соли и воды, при этом, чтобы блюдо не было пересолено. Многие повара со всего света пытались это сделать, но лишь один догадался сварить ... Что он сварил? ( яйцо)»
5.
Приём начала урока « Обгонялки».
Урок по теме « Проектирование здорового ужина для всей семьи». Учащимся даётся задание отгадать, о чём идёт речь.
• Если его нет, то нет и радости, без него не жизнь, а существование.
• Его всегда желают друг другу особенно в письмах.
• Его не купишь ни за какие деньги. ( здоровье).
Результаты достигаемые на данном этапе при использовании представленных путей реализации..
1. Сосредоточенность внимания учащихся на изучаемой теме.
2. Создание атмосферы сильного эмоционального восприятия информации.
3. Осознание важности информации для профессии, жизни, развития.
Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, очень важно не просто возбуждение эмоциональности, но и наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания.
Создаваемые на уроках ситуации занимательности должны вызвать радость узнавания не побочных ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее - в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоции развлекательного, побочного характера.
2 этап - МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УСПЕХ
Пути реализации:
Создание ситуации успеха.
Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся. Важную роль в мотивации учения у школьников играет оценка. Перед выполнением работ познакомьте с критериями оценок. Ситуацию успеха создайте путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении учебного задания одной и той же сложности. Слабым ученикам рекомендуется выдавать карточки-консультации, алгоритмы работы, предложить составить планы предстоящего ответа. Для закрепления изученного материала используйте приём «своя опора» - учащиеся составляют авторский опорный конспект изученной темы, конспект может быть и в виде схем, рисунков, эскизов учащихся. Это позволяет на данном уровне подготовленности справиться с заданием. Ситуацию успеха организуйте и путем поощрения промежуточных действий ученика, т.е. путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуаций успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи.
Мотивирование на качественное выполнение работы.
На данном этапе обязательно предложите учащимся эталон изделия и образцы некачественной обработки. Они видят, насколько неряшливая работа портит внешний вид изделия.
При мотивировании на качественное выполнение работы, можно использовать театрализованное представление оценок « Чем я хуже?». Урок по теме « Обработка накладного кармана» ,
5 класс.
Учитель: «Кажется, кто-то пришёл к нам в гости. Ребята посмотрите, чьи это подружки?». Выступления учащихся.
1 ученица (двойка).
Я на лебедя похожа!
Стройна, красива и пригожа.
Скажите в чём я не права,
И чем плоха оценка два.
Кто подружиться со мной хочет,
Открою вам секрет.
Не шейте скучные карманы,
В них никакого толку нет.
2 ученица (тройка)
А я сестрица « тройка»!
Держусь за школу стойко!
И кто со мною дружит,
Всегда живёт, не тужит.
С сестрицей не согласна я,
Карман конечно нужен,
Но стоит ли стараться?
Скорей бы отвязаться.
Учитель: «Нужны нам такие гости на уроке? Конечно, нет».
3ученица (четвёрка).
Ведь всем как дважды два понятно.
Что получить четвёрочку, конечно же, приятно.
Наверно всё-таки уж стоит постараться.
Чтобы карманчик ваш смотрелся аккуратно.
4 ученица( пятёрка).
Уж если вы старательны, уж если вы точны.
И каждый шовчек выполнен умело,
То сможете вы получить пятёрку смело.
Учитель: «Таким гостям, я думаю, вы рады. Ведь всем так хочется, чтобы фартук был нарядным». Результат: создание мотивации на позитивный результат предстоящей деятельности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ