Традиции и история
Праздник Ламмас (1 августа) отмечает конец лета и начало осени.
Может именоваться по-иному: Луннаса, Лугнасад, Леммас, Лоафмас, а также «канун августа», «время хлеба», «праздник зерна». В викканской традиции Луннаса – это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Литу Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара таким образом выступает в ипостаси подателей благ.
«Ламмас» был средневековым христианским названием для праздника, и это означает «буханку хлеба» («loaf-mass»), это был день, в который буханки хлеба выпекались из зерна от первого урожая и клались на церковные алтари как пожертвование. Это был день, представляющий «первые плоды» и ранний урожай. С Ламмасом связано множество традиций, включающих работу с хлебом, зерном, колосьями. Символическое значение этого праздника – не только урожай, но и добровольная жертва, принесенная ради продолжения жизни. В Ламмас начинается жатва – колосья должны полечь под косой или серпом (кстати, серп – символ Ламмаса), чтоб превратиться в пищу для людей.
Существует ирландская сказка о том, что люди в древности заключили с фейри, сидами, договор о том, что людям позволено «резать и бить тело земли» (т.е. возделывать землю) с Имболка (в некоторых версиях – с Бельтейна; видимо, зависит от климатической зоны) и позволено забирать себе ее плоды с августовского кануна до дней мертвых – после же земля принадлежит сидам, и всякий, кто осмеливается собирать земные плоды после Самайна, рискует навлечь на себя их гнев.
Ирландское название праздника – Лугнасад, Лунаса, день, отмечающий игры в честь ирландского солнечного бога Луга. Это божество ассоциируют с другими богами-трикстерами, такими, как Меркурий-Гермес и Локи. Луг – познавший все ремесла, науки и таланты, король Ирландии и победитель фоморов; полукровка, наполовину происходит из племени богини Дану, наполовину фомор. Интересно, что с именем этого бога не связывают богиню-супругу, зато связывают приемную мать, Таиллтин. Именно в ее честь и проводились игры в канун Ламмаса-Лунасы. Игры эти были подобны Олимпийским, и имели еще одну особенность. На них заключались «браки Таиллтин», то есть неофициальные союзы между мужчиной и женщиной на год и один день. По истечении этого срока пара могла разойтись, если их что-то не устраивало, без какого бы то ни было общественного порицания. Естественно, в ходе года и одного дня между парой должны были случиться и сексуальные отношения. Характерно, что подобные браки в Ирландии активно заключались вплоть до 16 века, несмотря на то, что шли вразрез с католической традицией. Кстати, в России в языческие времена и некоторое время после существовал аналог подобного «добровольного союза», причем пара проходила испытание на плодовитость: если не появлялось ребенка за этот год, то пара считалась неудачной.
«Снятию пробы» с первых плодов урожая придавалось огромное значение, т.к. этот ритуал предотвращал болезни, голод, недостаток чего-либо в семье на весь будущий год. Дневная трапеза обычно совершалась в кругу семьи, а вечером устраивалась большая, общинная трапеза-праздник на вершине холма. Фрезер считал, что поедание первых плодов – это своеобразный акт первого причастия к новому урожаю, после которого можно будет есть плоды этого урожая без вреда для себя.
Жатва длится никак не меньше недели, – впрочем, и Лугнасад это тоже не одна ночь и день, – и завершению жатвы придается ничуть не меньшее значение. Если первому снопу придается всегда и везде безусловно положительное значение – считается, что он хранит в себе всю плодоносящую силу полей, божественное начало, целительную и охранную силы, то с последним снопом все не так просто. По-гэльски последний сноп называли старухой, ведьмой, каргой – cailleach или carline, в Уэльсе – ведьмой (gwrach), в Ирландии – бабушкой (granny), в шотландском Лоулэнде – последний сноп назывался старухой только если жатву закончили поздно, близко к заходу солнца или ночью, а если утром или днем – девицей (эта традиция соединяет два распространенных в Британии типа обрядов о последнем снопе). Кроме того, последний сноп иногда назывался по имени какого-либо животного: заяц (Уэльс), белая кобыла (юг Шотландии), хромая коза (Гебриды), волк, собака, лиса, перепелка – эти названия существовали параллельно названию «старуха»; обычно это связывают с тем, что дух растительности может принимать звериную форму, когда прячется в последних колосьях поля.
ᅠᅠ [377x503]Во многих странах срезать последний сноп означало нанести ущерб скрывающемуся в последних колосьях духу растений, зерна или полей, поэтому жнецы всегда поторапливались сжать свой участок первым – чтобы не пришлось срезать самые последние колосья на полях. В Ирландии связку последних колосьев называли cailleach, «старухой-ведьмой», и каждая женщина боялась, что придется срезать ее, взять в дом и «кормить» до будущей жатвы. Когда общинные поля были вытеснены личными участками, хозяевам так или иначе пришлось срезать последние колосья поля, и тогда появилась традиция одевать последний сноп в старушечье платье, чепец, передник – и потихоньку подбрасывать на поле соседа, который еще не успел окончить жатву (традиция Оркнейских и Шетландских островов).
Там, где традиции уничтожать последние колосья не прижилась, из последнего снопа нередко сплетали куклу или животное, которых привязывали к повозке последнего жнеца, на которой он увозил свои снопы домой. Изначально кукла была общей для всего поселка, позднее «кукол урожая» стали плести для каждого дома в отдельности. Заплетенный последний сноп хранился в кухне и убирался только тогда, когда в дом вносили сноп следующего урожая – старый же сжигали на дворе или отдавали лошадям перед началом весенней пахоты.
Одно из традиционных занятий в Ламмас – ремесла. В средние века это было время демонстрации различных искусств – ковки, шитья, ювелирного дела, гончарного ремесла и так далее, словом, всего, что делается руками. Устраивались ярмарки. Кстати, сегодня традиция летних ярмарок переживает второе рождение, и их нередко тоже устраивают в средневековом или «волшебном» стиле... Летние фестивали, приуроченные к июлю-августу – пережиток древних традиций устраивать в конце лета празднества и соревнования. В первое полнолуние после летнего солнцестояния начинались в античное время Олимпийские игры; характерно, что сегодня летние Игры приходятся чаще всего на конец июля-начало августа (под различными датами).