Проявление мира, а также установление порядка и закона символизируется Мировым Древом.
В мифах оно растет на вершине Мировой Горы, которая воспринимается как мистический центр и оплот Вселенной. В макрокосмических понятиях Мировое Древо является осью, соединяющей подобно мосту верх и низ мироздания. В философском аспекте оно предстает в виде посреднической и объединяющей силы, удерживающей разнополярные величины в состоянии равновесия. Эта сила заключает в себя три животворящих энергетических потока, два из которых отождествляются с мифологическими вселенскими реками, о тходящими от Матери-Прародительницы, а третий имеет значение смешивания и упорядочивания двух предыдущих, являясь своего рода полем или руслом для действия антагонистических сил.
Айны и ительмены Камчатки символизировали три животворящие силы, струящиеся по Древу и составляющие его суть, лилией, равно как и многие другие народы, даже нешаманского толка, например индусы. В монгольском священном дереве Галбрурвас, исполняющем желания и лающем бессмертие, идея тройственности передается через тройной цветок над чашей. У нанайцев на традиционных свадебных халатах Древо душ нерожденных детей (Омиа мони) соседствует с двумя мудурами — солнечными драконами, приносящими счастье, процветание и здоровье.
Согласно учениям шаманов энергетические реки, змееобразно оплетающие Мировое Древо, несут потенциально созидающие потоки, которые при соединении становятся действительно жизненной силой, конкретной энергией, питающей все Творение. Чукотские шаманы говорят, что жизненная сила имеет вид горячей, красной крови. Поэтому суть человека — в его крови. По мнению африканских ашанти, душа включает в себя два понятия: сунсум — характер, проявление личности и кра — «жизнь в крови». Сунсум шамана может отделяться от материального тела, находящегося во сне или в трансе, и нападать на кра жертвы. Добытый носитель жизни по общераспространенному поверью делится между группой шаманов или духов по их рангу и поедается. В зависимости от того кра какого органа было съедено, у человека заболевает то нога, то рука, то печень. При уничтожении кра сердца человек погибает. Вот что пишет по этому поводу историк В. Иорданский в работе «Архаичное общество: колдуны в зеркале народного воображения»:
«Уязвимость здоровья и самой жизни от нападения ведовских сил остро, даже болезненно воспринималась африканским обществом. Поскольку «кра» — это кровь, считалось, что ведуны подобно вампирам высасывают кровь своих жертв. Появление кашля, слабость были признаками того, что человек потерял часть своей крови. Опять-таки в народных представлениях речь не шла о собственно крови — ее количество.
Мировое Древо: о — прямое изображение (Франция, 15-10 тыс. до и. э.); б— перевернутое изображение с обозначением мистических центров человека (с гравюры. 1626 г.) в организме оставалось прежним и после нападения ведовских сил на человека. Предполагалось, что ведуны способны лишать кровь своих жертв присущего ей качества носительницы жизненного начала».
В микрокосмическом символизме Мировое Древо соответствует позвоночному столбу. Тридцать три позвонка — это девять (трижды три) ступеней лестницы на Древе, по которому поднимается и опускается сознание. Это именно та самая лестница из костей, но которой Ворон Инуа из австралийских мифов вознесся вместе со своими сестрами на Небо. Энергию, циркулирующую по позвоночник)’, многие древние народы сравнивали со змеями. Девять образований на хвосте гремучей змеи иногда отождествляются с Мировой Горой и с крестцовыми и копчиковыми костями, где, как считается, находится ключ к тайне эволюции.
В разных случаях древо-позвоночник может изображаться как в прямом положении, так и в перевернутом . В первом случае оно символизирует подъем человеческого сознания на Небо, а во втором показывает, что человек получает необходимую энергию для жизни от Солнца. «Как жизнь растения поднимается по его стволу, чтобы питать его листья и ветви,— замечает Мэнли П. Холл,— так же и жизнь в человеке, укоренившаяся в его мозгу, спускается, чтобы произвести тот же результат».
Энергетические потоки, переплетаясь между собой, дают несколько зон наибольшей интенсивности — восемь силовых центров, чокыров, и две бесконечные области капу-чокыров, простирающиеся над головой человека и под его ногами. Местонахождение этих центров и их действие отражаются на национальных и ритуальных костюмах особыми знаками. А. Чадаева в работе «Традиционная одежда и сценический костюм», описывая символы на традиционном нанайском халате — амири, сделанном из рыбьей кожи, приходит к следующему выводу: «Строго ритмичные ряды синих «иероглифов» воссоздают картину скелета человека: архитекту ру ключиц, лопаток, осевой линии позвоночника, костей таза. Но не только. Этот орнамент — своего рода пиктографические письмена, которые рассказывают посвященным о средоточии нервных центров человека и одновременно защищают их от агрессивного внимания злых духов». Даже швы, которыми сшивались края раскроенной кожи, несли особую энергетическую нагрузку. Одни ограждали от опасностей, другие притягивали любовь, третьи помогали на охоте. Неправильно нанесенный на одежду узор или даже просто стежок могли не только навредить владельцу одежды, но и привести его к гибели, например, испортив погоду во время дальнего путешествия, вызвав шторм на море при ловле рыбы, наслав голодных хищников на пастуха-оленевода и т. д. Поэтому для каждого случая изготавливалась специальная одежда, которая в знаково-символической форме способствовала удаче.
Шаманский взгляд на энергетическое строение человека отличается от общераспространенной индийской модели чакр (санскритск. «колесо», «воронка», «водоворот»), классически состоящей из семи центров и начинающейся с основания позвоночника. Для шамана, ось, на которой располагаются все центры — чокыры, соединяет две точки, находящиеся вне тела. Одна из них — это центр материальной сферы Орла, а вторая — центр духовного Неба Ворона. Мистический отрезок от нижнего капу-чокыра до основания позвоночника называется Столпом Земли. Достигнув крестцового сплетения, он соединяется через позвоночник со Столпом Неба, концы которого совпадают с основанием мозга и верхним капу-чокыром. Восемь силовых центров находятся поперек этой линии, выполняя функции извлечения, переработки и хранения жизненной силы. По трем каналам жизненная сила циркулирует но позвоночник)’ и через периферийные ответвления распределяется по всему организму. Энергетические каналы, равно как и чокыры, не являются анатомическими образованиями. Они образуют особую структуру электромагнитного излучения, наполняющего каждую клетку физического тела жизнью и сознанием. Абсолютно любой вид деятельности неизбежно приводит к потере части жизненной силы. Ее восстановление происходит, преимущественно, через поглощение пищи и дыхание. Полная растрата жизненной силы равнозначна смерти, ее неправильная циркуляция вызывает болезни, а переизбыток нередко влечет за собой психические расстройства. Уровень осознанности, а вследствие этого и восприятие обычного человека не поднимается выше третьего нижнего центра, тогда как у развитой личности он может достигнуть верхней области. Про такого человека амурские шаманы говорят, что его душа паиян стала шаманской душой нёукта, то есть электромагнитное излучение преобразовалось в световое, кауманестическое.
Восемь чокыров (без капу-чокыров) имеют четкую локализацию в человеческом теле и проекцию на внутренние органы, контроль за которыми осуществляют эндокринные железы. Два капу-чокыра, как замечалось ранее, находятся вне физического тела и имеют прямое отношение к развитию тех или иных способов мышления и к достижению высших идеалов надчеловеческого порядка. Поэтому они называются Вратами, через которые сознание может покидать материальную оболочку. Вращаясь в разные стороны, чокыры создают мощные энергетические вихри, которые, пронизывая тело, изливаются наружу и создают разноцветный грибообразный кокон. По характеру и цвету этого кокона можно определить присутствующие в теле болезни, эмоциональный настрой, а также узнать степень осознанности конкретного индивидуума. Чокыры отвечают за восприятие, движение, чувства и символизируются одним из тоте- мических животных. Они выполняют посредническую функцию между человеком, Землей и Небом, поэтому всю энергетическую систему иногда отождествляют с понятием души, но лучше трактовать ее с позиции тонких тел.
Силовые центры человека можно рассматривать попарно, как принято в шаманской традиции, но здесь они будут перечислены и описаны снизу вверх для лучшего усвоения материала.
На физическом уровне этому силовому центру соответствуют ступни, на которые осуществляются проекции всех внутренних органов. Главное действие проявляется через извлечение силы Земли и возвращение в Землю лишней энергии. Чокыр Орла служит своего рода громоотводом, заземляющим элементом. Он есть основание Среднего Мира и причина возникновения мышления у растений, животных и человека. Его часто называют Матерью-Землей, хотя он и не отражает ни мужского, ни женского начала. Орел — это двойственная Сила, дающая материальное воплощение, физическую мощь, процветание, жизнь, но в то же время отбирающая эту жизнь, провоцирующая увядание, распад, смерть и забвение. Орел ассоциируется с Хранителем Солнца, вторичным светом, физическим огнем, космическими светилами, а также с непроявленным Солнцем, Пустотой, мраком и бездной. В человеке этот центр побуждает стремления к материальным благам, воспроизводству нового поколения, развивает ум, способствует рационализаторству и изобретательству. Одним словом, нижний капу-чокыр является земным законом и основой цивилизации.
Первый чокыр выглядит в измененных состояниях сознания как похожее на туннель отверстие пурпурно го цвета, находящееся на линии от промежности до земли на уровне лодыжек. Его тотемический повелитель — Змея. Мистический символ — хвост. Сакральный знак — I. Звездное соответствие — Алькор («наездник» Большой Медведицы).
Змея — это путь, движение, равновесие и оплот. Ее силовой центр разделяет все эти понятия и распространяет свое влияние на ноги, особенно от ступней До колен, и руки, от ладоней до локтей. В этом чокыре сосредоточены основные физические константы, предстающие в шаманизме в виде взаимодействия духов стихий. Духам огня и воздуха отводятся руки, а духам воды и земли — ноги. Пятый элемент через Столп Земли и позвоночник поднимается в головной мозг и отвечает за принятие решений, выбор. Поэтом) центр Змеи можно назвать началом пути, характеризующимся колебанием, взвешиванием «за» и «против». Разба- лансировка этого чокыра провоцирует вялость, депрессию, тугодум не и может повлечь развитие невротических состояний.
Второй чокыр воспринимается как воронка со спиралеобразным течением энергии красного цвета. Он является концом Столпа Земли и располагается в основании позвоночника в районе крестцового сплетения. Более широкая часть воронки выходит на поверхность тела в области промежности —у мужчин и задней стенки влагалища — у женщин. Его тотемический повелитель — Олень. Мистический символ — стрела. Сакральный знак — Y. Звездное соответствие — Алькаид («эта» Большой Медведицы).
В индийской традиции чокыр Оленя является начальной чакрой, в которой заключена великая сила, способная пробудить человека. В шаманском понимании этот центр соединен с двумя предыдущими, а его возможности могут быть представлены головой змеи, чей хвост упирается в нижний капу-чокыр.
Чокыр Оленя отвечает за выживание и самозащиту человека. Часто он рассматривается как связующее звено между сознательными и бессознательными процессами. которые можно обнаружить через шаманский опыт. Находясь в обычном состоянии, человек не в силах почувствовать этой связи и поэтому не помнит о своих прошлых воплощениях и не может мотивировать некоторые свои поступки, базирующиеся непосредственно на наследственной памяти. Силовой центр основания позвоночника распространяет свое влияние на ноги, от колен до бедер, и руки, от локтей до плеч, а также отвечает за нормальное функционирование внутренних органов таза. Он дает человеку стабильность, уверенность в себе и стремление к прекрасному. В случае разбалансировки вызывает трусость, необъяснимую тревогу и чувство ужаса. В шаманской практике концентрация внимания на этом силовом центре применяется непосредственно перед путешествием но иным мирам, гак как Олень способствует начальным фазам выхода тонкого тела из материальной оболочки.
Третий иокыр— тоннель с оранжевым светом, сосредоточенный в поясничном сплетении. На поверхность тела он выходит в точке чуть ниже пупка. Тотсмический повелитель этого центра — Черепаха. Мистический символ — раковина. Сакральный знак — ^ . Звездное соответствие Мицар («дзета» Большой Медведицы).
Главной обязанностью чокыра Черепахи является переработка полученной из окружающей среды энергии, а также ее трансформация и распределение по всему организму. Этот центр имеет проекцию на внутренние органы низа живота и отвечает за работу почек. селезенки и мочевого пузыря. Он активизирует сексуальные желания, причем не обязательно связанные с продолжением рода; делает тело гармоничным и привлекательным для противоположного пола; влияет на ход и развитие творческих замыслов. Черепаха — это достижение внутренней согласованности, основы освобождения человека от внутренних противоречий. Когда баланс между «хочу» и «могу» нарушается, возникают проблемы со связанными с этим центром органами. Напротив, правильное функционирование может быть эквивалентно очищению, при котором сексуальная энергия не порабощает сознание, а становится мощной силой, способной привести человека к познанию самого себя.
На древних ритуальных фигурках этот чокыр иногда изображался в виде большой подчревной дыры, круглой или квадратной . Дыра служила проходом, соединяющим миры, и символизировала нишу, в которой переосмысленная сексуальность может дать разумный плод и превратиться в творческую, созидающую силу.
Четвертый чокыр представляет собой тоннель золотисто-желтого цвета, находящийся в области солнечного сплетения. Его тотемический повелитель — Бык. Мистический символ — бубен. Сакральный знак —U. Звездное соответствие Алиот («эпсилон» Большой Медведицы).
Бык — очень важный силовой центр. Это своего рода акку мулятор энергии, источник потенциального достижения сверхспособностей. Когда сексуальная энергия Черепахи трансформируется, она превращается в зародыш истинного понимания вещей. Дальнейшее развитие дает огромную силу, воплощенную у древних в беременности как женской, гак и мужской. Чокыр Быка — это решительное действие, наступление, отражающееся в человеке через такие черты характера, как независимость суждения, неординарность, яркость и стремление к лидерству. Органы, зависящие от функционирования силового центра Быка, сосредоточены в верхней части живота. Это печень, желчный пузырь и желудок. Разбалансировка может привести к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и вызвать неустойчивые психоэмоциональные состояния, такие как раздражнтель- ность, неудовлетворенность, зависть и жадность. Бык для шамана в первую очередь означает духовный рост и гармоничное развитие. Сила этого центра используется для ритуалов огненной инициации, когда посвящаемом)’ предлагается пройтись по горячим углям. Максимальное использование силового центра Быка делает тело невосприимчивым к перепадам температур, позволяя человеку в определенные моменты его жизни не замерзать в стужу и брать руками раскаленное железо.
Пятый чокыр выглядит как тоннель с энергетической светимостью зеленого цвета. Он располагается в середине груди, в сердечном сплетении. Его тотем и че- ский повелитель — Цапля. Мистический символ — зеркало. Сакральный знак — J^. Звездное соответствие Мегрец («дельта» Большой Медведицы).
Чокыр Цапли характеризуется эмоциональным возвышением. В нем заключается абстрактное мерило любви и ненависти, а также возможность беспристрастного суждения об этих понятиях. Вместе с предыдущим чокыром Цапля является центром человеческого существа, формируя своего рода сосуд души. Работ)’ этого тоннеля часто отождествляют с душой, так как он очень хорошо отражает внутреннее состояние человека через его внешность, привычки, манеру говорить и мыслить. В своем высшем развитии силовой центр Цапли дает человеку спокойствие и внутреннюю тишину. Для обозначения чувств слова становятся не нужны. Ясность и понимание не нуждаются в доказательствах. В своем обычном состоянии Цапля нередко путает определения любви и сентиментальности, сострадания и чувства жалости к самой себе. Из-за этого развивается еще большая жалость, тоска и скорбь без причины или с надуманной причиной. Из внутренних органов, зависимых от этого центра, можно выделить два — сердце и легкие. Эндокринной железой является тимус. В случае неправильного функционирования чаще всего страдает сердечно-сосудистая система. В шаманской практике работе с чокыром Цапли отводится большое значение, так как он не только выводит искателя на путь мудрости, но и способствует достижению состояний измененного сознания.
Шестой чокыр воспринимается как отверстие голубого цвета, находящееся в горловом сплетении, в районе щитовидной железы. Его тотемический повелитель — Паук. Мистический символ — полосатый камень или камень с дыркой (иногда — хомус). Сакральный знак — X. Звездное соответствие — Фекда («гамма» Большой Медведицы).
Паук — это слияние мужского и женского начал в единое целое через взаимопроникновение. Чтобы достичь этой идиллии, нужны такие черты, как внутренняя эстетичность, сбалансированность помыслов и поступков. Но все это бывает верно, лишь если этот силовой центр нормально функционирует, что бывает нечасто. Нераскрытые возможности Паука делают человека необщительным, стадным и склонным к навязчивым состояниям. Вот почему этот чокыр можно назвать наиболее опасным и трудным в духовном поиске.
Силовой центр Паука тесно связан с горлом и голосовыми связками. Он служит соединительной линией между шаманом и внутренним голосом при совершении предсказательных операций. Шаманские путешествия по прошлому и будущему вообще не обходятся без центра Паука, так как он в каком-то смысле и есть настоящее. Ему уделяется большое внимание во время священнодействий в трансовых состояниях, при осознании себя внутри сновидения, а также во время игры на хомусе и при исполнении горловых песен.
Седьмой чокыр имеет вид тоннеля синей светимости. Он расположен в основании мозга и является нижним концом Столпа Неба. Его тотемический повелитель — Медведь. Мистический символ — колотушка. Сакральный знак — П. Звездное соответствие Мерак («бета» Большой Медведицы).
Чокыр Медведя — это сила, толкающая человека к преодолению препятствий и достижению высот, иногда абстрактного или утопического содержания. При нахождении иод ее воздействием, человеку часто открывается важность коллективного достижения цели. Он начинает искать своего учителя, а когда встречает его на своем нуги, подчас отказывается воспринимать как своего наставника. Это, как правило, оборачивается необоснованным возвышением над окружающими, что в свою очередь приводит к замыканию на себе и еще большей зацикленности на мыслях о собственной исключительности. Чокыр Медведя иногда называют координирующим центром, поскольку он следит за состоянием окружающему мира как материального, так и тонкопланового, и контролирует реакцию тела на получаемые; из мозга сигналы. Он тесно взаимодействует с затылочными корешками спинного мозга и гипофизом. Заболевания, вызванные разбалансировкой этого тоннеля, связаны с нарушением работы органов чувств, особенно обоняния, слуха и вкуса. Также могут наблюдаться и более серьезные отклонения в виде различных психических расстройств, вплоть до тяжких душевных болезней.
Медведь — это мистическое животное, дающее человеку великую физическую силу. Но он всегда берет что-то взамен. Часто, предлагая свои услуги, он отбирает интеллект. Поэтом)’ шаманская работа с этим центром должна проводиться очень осторожно, чтобы не нарушить достигнутую в чокыре Паука гармонию.
Восьмой чокыр наблюдается в состоянии измененного сознания как тоннель темно-синего цвета. Светимость сосредоточена в точке прямо над позвоночным столбом, впереди мозжечка. Па поверхность тела он выходит в области чуть выше бровей. Его тотемичес- кий повелитель — Тигр. Мистический символ — кристалл кварца. Сакральный знак — II. Звездное соответствие—Дубхе («альфа» Большой Медведицы).
Пожалуй, чокыр Тигра единственный из всех, на который современная научная мысль более или менее обращает внимание. Правда, это внимание преимущественно адресовано не самому воронкообразному тоннелю, а анатомическому органу, где расположена его узкая часть. Этот орган называется шишковидной железой, или эпифизом. Широкая часть воронки проецируется на межбровье и в большинстве мистико-философских систем именуется третьим глазом. Такое обозначение было вызвано непосредственно возможностями этого силового центра, которые характеризуются умением видеть вещи в их истинном свете. Хорошо развитый чокыр Тигра открывает в человеке источник мудрости и незаурядные психические дарования, а в случае разбаланс и ровки провоцирует отклонения в умственном развитии, сопровождающиеся, как правило, головными болями. В шаманизме работа с этим центром ставится во главу угла. Он хорошо визуализируется и физически ощущается в виде покалывания в нижней части лба. Сосредоточение на этой точке служит мостом как к познанию глубин человеческого «Я», так и к восприятию иных миров. Концентрацию внимания на чокыре Тигра можно применять практически при любой медитативной технике.
Конечный (девятый) чокыр, или капу-чокыр, представляет собой сферическое пятно фиолетового цвета, находящееся над головой. Его тотемический повелитель — Ворон. Мистический символ — ветви (иногда — корни) Мирового Древа. Сакральный знак — Ж • Звездное соответствие—Ал ьрукаба, Полярная Звезда («альфа» Малой Медведицы). На физическом плане силовом)’ центру Ворона соответствует макушка, а его основное действие заключается в извлечении силы Неба. Раскрытие капу-чокыра Ворона — задача нелегкая и часто недостижимая. Его называют Небесным Отцом, основанием Высшей Вселейной, Полнотой и возвратом в Мифологическое Время. Непостижимым образом он соединяется в одно неразрывное Целое с нижним капу-чокыром Орла. Это слияние нельзя объяснить земным языком. Его можно только почувствовать, находясь непосредственно перед Вратами, за которыми снимаются все ограничения и открывается бесконечность. Центр Ворона побуждает в человеке стремления к высшему Знанию, просветлению, поиск) контактов с иными областями Мироздания. Древние обозначали его наличие в человеке восходящим из головы Солнцем. Но это было не материальное солнце, освещающее землю, а духовное, символизирующее Первичный Свет, то есть свет без светила. Испуская сияние, верхний капу-чокыр Ворона изливается подобно живительному дождю в тело человека и дает возможность прорасти семени разума, дремлющему в нижнем капу-чокыре Орла. Появившееся дерево соединяет сферы и создает Космический Мост, который оставил людям в наследство Первый Небесный Шаман на своем последнем камлании.
http://voodoc.ru/silovye-centry/