Храм вышел дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меншикова». Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меншикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль. Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела.
В Москве существовал запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. В Петровскую эпоху этот запрет нарушил Меншиков. Ясно, что о самовольстве Меншикова говорить не приходится, а то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта. Башня Меншикова располагалась между Кремлем и Немецкой слободой на Яузе. В Немецкой слободе жили многие близкие друзья царя, его помощники и соратники. У этих иностранцев было немало недругов — прежде всего среди тех служилых людей, которым не нравились новые порядки и которым грозила потеря постов и положения в обществе. Правительство не могло не считаться с тем, что при случае бунтовщики могли поднять против Немецкой слободы московский люд. Если бы толпа пришла громить Немецкую слободу, необходимо было бы как можно быстрее сообщить об этом в Кремль, чтобы получить помощь. «Башня Меншикова» и должна была послужить передаточным звеном для сигналов из Немецкой слободы. Получал ли Кремль тревожные сигналы, неизвестно, но в народе (как пишут московские краеведы) ходили упорные слухи, что башня построена для сообщений между Кремлем и Кукуем. При этом полагают, что для дублирования важных сигналов была создана служба гонцов. Видимо, неслучайно уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт: здесь уже давно существовали условия для организации почты.
Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви- букеты, вазы, фрукты. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже. Никто, кроме Зарудного, не мог в то время создать храм, одновременно принадлежащий двум эпохам: с одной стороны, целиком выдержанный в древнерусских традициях, с другой — уже насыщенный духом петровских нововведений. Никогда ранее на стенах московских церквей не было такого обилия скульптурных элементов; особенно обаятельны многочисленные херувимчики, в дальнейшем ставшие неотъемлемым элементом русского барокко.Кроме того, внутри, на хорах, Зарудный поместил четыре фигуры кариатид с обнаженными плечами.
03

04

В целом облик церкви Архангела Гавриила не столько традиционно духовный, сколько светский. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) так и не была отделана до конца.На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.