Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе
Оригинал взят у vladimirtan в Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе

Всего 32 фото
В Москве на Трифоновской улице недалеко от Сущевского Вала стоит небольшой, редкий для столичной архитектуры храм святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном. Это один из самых уникальных и старинных памятников архитектуры средневековой Москвы. В исторических источниках не сохранилось сведений о дате его постройки. И до сих пор нет единого мнения, в каком веке он был возведен – в ХIV, ХV или ХVI. Неизвестно и имя зодчего этого храма, и почему эта древняя церковь имеет столь редкое для России посвящение во имя святого мученика и чудотворца Трифона. Все предположения основываются лишь на преданиях и легендах.
Церковное предание гласит, что Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244 годы от Рождества Христова). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
02 Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды храма Трифона

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.
Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, "мокрую" птицу – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.
03 Прорисовка фрески со стены храма

Но связывать постройку храма с князьями Патрикеевыми нет оснований.Село Напрудное никогда не принадлежало князьям Патрикеевым. Вероятно, что храм построен по заказу какого-то Трифона. Но среди известных и достаточно богатых москвичей того времени подходящей кандидатуры не находится. Возможно еще одно, несколько неожиданное, объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор (итал.Cattaro, лат.Catharo), входящий ныне в состав Черногории. Именно там хранятся мощи святого Трифона. Именно этот святой считается небесным покровителем города и изображен на его гербе. Часто Котор называют Градом Святого Трифона.
Храм не выглядит великокняжеским. А ведь в то время в Москве работали итальянские архитекторы и прекрасные русские зодчие, которых приглашали из Пскова. Но неказистым он кажется далеко не всем. Он похож на храм Спаса Нерукотворного древнего Андроникова монастыря.
04 Церковь Трифона

05 Спасский собор Андроникова монастыря

Современные историки в старинных документальных источниках нашли сведения о том, что в Москве в 70-х годах XV века жил мастер золотых дел Трифон, который приехал в русскую столицу из города Котор, входящего ныне в состав Черногории. Полагают, что мастер Трифон обратился к Ивану III с просьбой разрешить постройку католической церкви. И великий князь согласился, но с условием, что храм будет скромным вне черты города и его не должны посещать православные.Место для церкви определил сам великий князь- великокняжеское село Напрудное. Есть предположение, что прихожанином церкви был сам Аристотель Фиораванти, создатель знаменитого Успенского собора Московского Кремля. Скорее всего он и похоронен был здесь на церковном кладбище.
06

07 Церковь Трифона в Напрудном. План.

08

Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля.
Реставрировавший памятник в 1930–1940-х годах архитектор Л. А. Давид по способу кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторым архитектурным признакам отнес его к концу XV века. Одним из указаний для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись.На южном фасаде храма, примерно на уровне человеческого глаза, высечены две надписи "Лета ≠З пре…", т.е. "Лета 7000 (1492) преставися…" и "Лета 7178 (1670) престави(ся)...". Начертание букв, по мнению специалистов палеографов, не противоречит обозначенной дате "лета 7000", т. е. 1492 года. Эта надпись, как теперь считают, представляет собой "пробу резца" кладбищенских резчиков и датирующего значения не имеет.
09 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков ("Лета 7000", "Лета 7000 пре…", "Лета 7000 пре…")

В пользу датировки церкви XV веком С.В.Заграевский приводит несколько простых фактов. "К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно. … Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые "раннемосковские" порталы и неаккуратно разбитый план".
10 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков (в т.ч. "Лета 7178 престави…")

11 Цоколь здания церкви

Церковь Трифона в Напрудном , возможно, первый древнерусский храм, перекрытый крещатым сводом. Церковь в плане близка к квадрату. Для перехода от квадратного перекрестья распалубок к круговому плану барабана в его углах устроены треугольные сферические паруса.
Но кто придумал крещатый свод, остается неясным. Древнерусская архитектурная культура - каноническая, здесь не любят новаций, а система крещатого свода начисто переворачивает всю структуру храма. Появление храмов с крещатым сводом по времени совпадает с работой итальянских мастеров, которые были приглашены в конце XV века для постройки соборов, дворцов и укреплений Московского Кремля. Но при этом Кремль -- это государственное строительство, а бесстолпные храмы -- это архитектурные миниатюры, чрезвычайно изящные и конструктивно сложные. Причем в Италии таких сводов нет. Но есть отдельные похожие конструктивные узлы. Трехлопастные фронтоны известны в ренессансной архитектуре Северной Италии. Если пересечь под прямым углом два трехлопастных базиликальных свода, то получится крещатый
12 Крещатый свод церкви Трифона

13 Церковь Трифона в Напрудном. Разрез по линии север-юг

Католическим храм оставался недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали православие. Уже в начале XVI века храм был освящен как православный.А посвящение менять не стали. Русская икона Трифона на коне стала храмовой, видимо, с конца XVI века.

На протяжении XIX столетия памятник претерпевает значительные изменения: в 1825 году пристраивается южный Никольский придел; в 1839 году сооружается колокольня, в 1860 году – северный придел Филарета Милостивого
15 Место бывшего южного придела (Николая Чудотворца)

16 Место бывшего северного придела (святого Филарета Милостивого)

17 Церковь Трифона в Напрудном. 1882

В 1890–1895 годах, по проекту архитектора П.П.Зыкова, с запада возводится обширный храм. Храм вновь приобретает огромную популярность. Случалось, что не все желающие могли поместится под его сводами. Этот огромный храм мог одновременно вместить более 3 тыс. молящихся.






24 Церковь трифона в Напрудном. 1920-1930


26 Место, где располагалась фреска Святого Трифона - справа от алтарного окна-бойницы





В постсоветское время храм вернули православной церкви. Возрождение храма началось в год его 500-летия в 1992 году. 28 сентября торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма, пересек проспект Мира и прошел по Трифоновской улицы до Трифоновского храма.
31 Церковный домик

Вся территория у храма заполнилась народом. Настоятель освятил храм. Никакого убранства в храме не было. Освящение происходило при свечах, так как не было электричества. 3 октября 1992 года в храме была совершена первая божественая литургия. Начала обустраиваться территория храма. Около него построили церковный домик, отметили резными столбами места разрушенных престолов - святителя Николая и праведного Филарета Милостивого. С годами обновилось и внутренне убранство храма.
Храм чудом через 5 веков вернулся к своему первоначальному виду.
32

https://arch-heritage.livejournal.com/2804112.html