[500x373]
Байкало — Кудара — одно из старинных прибайкальских сел, население которого в основном русское. Но в округе постоянно жили и местные аборигены. Считается, что Кударинская степь была заселена небольшими родами бурят ещё до прихода русских. И.А.Асалханов в статье «Об обычном праве кударинских бурят» пишет, что кударинские буряты — выходцы из-за Байкала, расселились небольшими улусами в дельте Селенги по рекам Хараузу и Бухану и образовали четыре рода: абзаевский, первый и второй чернорудские и сборный. Первые три в основном принадлежали к племени эхиритов, а сборный — к родам булагатского и эхиритского племён.
Когда русские стали строить остроги и укрепляться в Забайкалье, поток переселенцев бурят из-за Байкала и Монголии усилился. Забайкальские племена считали, что лучше быть в. подданстве России, чем находиться в зависимости от монгольских ханов, поскольку среди последних в то время была широко распространена междоусобная борьба. Многие пришельцы селились в Кударинской степи, которая была источником обильного корма для скота в любое время года. Интересно, что в призывании тарасинских шаманов (ныне Боханский район Иркутской области) есть такая фраза: «Уhан хуреэ Ойхон, Xyhan хуреэ Кудара» — «Водой окруженный Ольхон, березами окруженная Кудара». Она подчеркивает, как считается, обширность территории готольского рода бурят, часть которых переселилась сначала в Западное Прибайкалье (Ольхон и Приольхонье), а затем ушла на южный берег Байкала в Кударинскую степь. Прибрежные места Байкала, дельта Селенги и текущие по степи небольшие речки были богаты рыбой и водоплавающей дичью, тайга — копытным и пушным зверем. Среди бурят быстро распространились слухи о том, что в Кударинской степи можно добывать «дрова без топора, а мясо без ножа». По названиям родов поселенцев бурят, которые пришли в низовья Селенги в середине XVII века, были поименованы улусы Адоновский, Ботоевский, Олзоновский, Хамнаевский и другие.
Многие русские деревни, возникшие в Кударинской степи и близ неё, были названы по именам людей, которые первыми осваивали местные пашни: Дубинино, Инкино, Шердино, Пашино, Романово, Брянск, Таракановка. Ряд деревень именовались на основе названий местных речек, на которых они располагались: Кабанск, Сухая, Тимлюй, Харауз. Села и деревни, которые были поставлены на монастырских землях, получали названия или самих монастырей, или православных праздников и святых: Посольское, Кудара — Благовещенская, Троицкое и т.п.