http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=13097
Моё предисловие.
Впервые о Варнашке я услышал в середине 80х годов прошлого века. Побывав в очередной раз дома на Ольхоне, я возвращался в Иркутск. В то время с Иркутска до Хужира ходил автобус «Пазик» и так, как желающих попасть летом на Ольхон всегда бывает много, то автобус уже в самом Хужире оказался переполненным.
Мне досталось место у передней двери и пришлось стоя ехать сто километров по горным дорогам до районного центра Еланцы, где часть пассажиров выйдет, и я займу сидячее место на оставшееся 200 километров пути.
На моё счастье соседкой на ступеньках автобуса оказалась моя бывшая учительница математики с 1965 года до выпуска из школы в 1970 году Светлана Александровна Рыкова ( с деревенской кличкой за глаза – Барбоской. Барбосом звали и её брата Владимира. Клички приклеились так давно, что уже никто и не помнит причину возникновения. У Светланы Александровны был большой дефицит зрения, и она носила очки с толстыми линзами, в которых её глаза казались огромными. У Владимира вообще зрение было -28, очки он не носил, а смотрел кино в клубе, читал книги и журналы через лупу. Человека знакомого узнавал, видимо собачьим чутьём издалека. А уж, где водку разливают, на берегу или в посёлке, вообще запросто.)
После выпуска из школы я со Светланой Александровной не виделся лет десять или больше, поэтому нам было о чём поговорить. Она к тому времени работала в Ольхонском райкоме партии и жила в селе Еланцы, куда и возвращалась.
Время в пути вместе с паромной переправой пролетело незаметно, о многом мы поговорили и мне запомнился её рассказ, скорее часть рассказа о нашем земляке – ясновидце из бурят Варнашке, жившем в давнее время. Хотя мы с ней были оба коммунисты, но никаких насмешек по этому поводу не возникало. Земля Ольхонская особая и нужно следовать её обычаям, заложенным не нами.
Рыкова рассказала,
Надежда Николаева, Иркутск
Сергей Кретов, Баден-Баден
Февраль 2013 года.
Фото к теме можно посмотреть здесь.http://fotki.yandex.ru/users/olchon06/
Фотографии рыбаков 1947 года из архива семьи Урбахановых, Козулиных и материал из интернета «История Гулага».
Надежда Николаева.
Иногда бывает непонятно почему и, как мы начинаем заниматься тем, что вроде бы не нужно нам сейчас, а потом оказывается, что очень даже нужно и не только нам, а скорее другим людям.
В Древнем Египте было самое страшное наказание- лишение человека имени и человек был жив столько, сколько помнят его имя другие люди.
Благородная задача помочь другим людям жить долго и помнить их имена.
Разными путями и дорогами я пришла к тому, что стала заниматься поисками, связанными с исправительно-трудовым лагерем НКВД в Песчаной.
Во – первых, урочище Песчаное, это место, где долгое время жили мои родные - семья Роговых и так получилось, что история поселка, история лагеря и история жизни моих родных, тесно связаны между собой.
Во – вторых стало неожиданным открытием известие, что дед моего мужа Константин Рубель и его жена, бабушка Вера Васильевна Николаева были обитателями этого лагеря-призрака.
Интерес исследователя ведет меня по этому пути и появились только первые догадки и находки, и я думаю, что их будет еще немало.
Конечно, я знала ближайших своих родственников и это всё. А откуда они появились на Байкале и Ольхоне, кем они были, что сделали для страны. Начались расспросы живых ближайших родственников, поиски других живших в разных местах, переписка с ними. Вела поиски в архивах Иркутской, Читинской областях и даже в Москве. Результатом этих поисков стало создание своего сайта – Роговы - Гусихины, на котором мы все общаемся, заходят на сайт земляки и другие желающие. Но это о роде Роговых и Гусихиных.
Возник вопрос, а кто были предки моего мужа, как они попали на Байкал. В своё время мы по молодости лет не интересовались, а сейчас уже из них нет никого в живых. Дед мужа Рубель К.В. по национальности поляк а бабушка Николаева Вера Васильевна из Ленинграда.
Чем дальше человечество удаляется в будущее, тем больше неясностей остаётся в нашем прошлом. Происходит это и у нас на Байкале, в частности в акватории Малого моря. Это сейчас всё побережье хаотично застраивается кемпингами, туристическими базами, а ведь ещё совсем недавно, буквально двадцать лет назад, убитые деревеньки влачили жалкое существование, а многие совсем исчезли с лица земли. Только знающий, намётанный глаз мог определить по следам на земле, где стояли дома, дворы деревень и улусов.
В начале прошлого века цивилизация уже далеко шагнула на север, северо-восток и Дальний Восток Российской империи, по Малому морю Байкала ходили караваны судов в Нижне-Ангарск, Баргузин. Туда везли промышленные товары, хлеб, мануфактуру, обратно лес, рыбу и рыбную продукцию, шкуры и мясо диких зверей, пушнину. А на острове Ольхон, мимо которого эти суда проходили, жизнь местного населения находилась как бы в далёком прошлом. Хотя местные жители в 1901 и 1902 годах стали свидетелями страшных корабельных драм-катастроф в районе улус Семисосны – мыс Кобылья голова.
- С 14 на 15 октября 1901 года пароход «Яков», ведший из Нижнеангарска на буксире три судна (первое - «Потапов» с 549 бочками рыбы, 160 рабочими и 15 членами команды; второе - судно рыбопромышленника Могилева с 250 бочонками рыбы и большой группой рабочих; третье - судно Шипунова с 240 бочками рыбы и пассажирами) и три бурятских лодки-мореходки с рыбаками, пройдя малое море и не дойдя 15 верст до маяка «Кобылья голова», попал в сильную бурю.
Участь их была разной. Судно Могилева было выброшено на берег, а судно Шипунова смогло удержаться на якоре не более чем в 30 саженях от острой береговой скалы, о которую судно «Потапов» в ночь на 15 октября разбилось в щепки. Все бывшие на нем