Это цитата сообщения
fous Оригинальное сообщениеКам. О-въ.
для belle-epoque.
Экскурсия
"Модерн на Каменном Острове"
сразу прошу прощения за отсутствие фотографий. будет отдельный фотопост.
Маршрут
- Остановка 1 - Дача М.Э. Клейнмихель
- Остановка 2 - Особняк Р.Ф. Мельцера
- Остановка 3 - Особняк В.И. Шене
- Остановка 4 - Особняк Э.Г. Фолленвейдера
- Остановка 5 - Дача Е.К. Гаусвальд
Введение
Вот уже несколько лет я увлекаюсь модерном – его архитекторами, его постройками, маленькими историями людей той поры. Мне интересно не только стилевое направление в архитектуре, но и само новое движение в искусстве в целом – импрессионизм в живописи, символизм в литературе… Постепенно я стал собирать различную информацию по модерну в Петербурге и не только. Но наибольшее внимание я, конечно же, уделял своему городу – ведь я здесь живу и могу буквально прикоснуться к этим шедеврам «прекрасной эпохи». Я с большим удовольствием посещаю библиотеку истории Санкт-Петербурга на улице Марата, известную как дом Бажанова, где можно не только узнать много нового про наш город, но и насладиться прекрасными интерьерами этой жемчужины «северного» модерна – дома Филадельфа Бажанова, в залах которого располагается библиотека.
Я живу на Петроградской стороне и часто гуляю по Каменному острову – так зародилась мысль написать экскурсию по моим любимым памятникам модерна – даче Клейнмихель, особняку Фолленвейдера… Также стимулом послужило известие о готовящемся сносе дачи Гаусвальд, состояние которой сейчас крайне плачевное. Мне захотелось узнать историю этих зданий, людей, которые в них жили, и рассказать об этом миру, показать, чтó мы теряем… Я уверен, что моя работа заинтересует слушателей и заставит их задуматься об исчезновение нашего Петербурга. Надеюсь, что многие откроют для себя что-то новое и познавательное!
Каменный остров. История.
Каменный - остров, расположенный на севере Санкт Петербурга, между Большой и Малой Невками и речкой Карповкой. Парк насыщен архитектурными памятниками и имеет долгую историю.
Легенда гласит, что напротив южного берега Каменного острова, на дне Невы, лежал исполинский камень, возвышавшийся над водой, как скала, поэтому остров был назван Каменным. Во времена строительства Каменный остров был далёкой окраиной, но с первых лет его история пестрит знаменитыми именами. Уже через 10 лет после основания города на Каменном поселился канцлер России Гавриил Головкин.
От Головкина остров перешёл к следующему канцлеру — графу Бестужеву-Рюмину, тоже личности неординарной. Для постройки дворца на восточном мысу новый владелец нанял Бартоломео Растрелли. При дворце был разбит сад на французский манер, для благородной публики устраивались гуляния с маскарадами и фейерверками.
Впрочем, уже в 1765 году императрица Екатерина II положила конец властвованию на острове канцлеров и вернула его в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу.
Два самых известных (поскольку стоят у самого проспекта) исторических здания на острове были построены как раз в эпоху Павла. Предтеченская церковь в готическом стиле поставлена в честь Чесменской победы русского флота над турецким, а длинный одноэтажный Инвалидный дом (ныне перестроенный в спортивный комплекс) предназначался для ветеранов того же сражения… Церковь же знаменита и тем, что вначале принадлежала Мальтийскому ордену (великим магистром которого был сам император Павел I); и тем, что здесь молился о победе князь Кутузов, только что назначенный в Каменноостровском дворце главнокомандующим русской армией; и тем, что в ней крестили своих детей, Наташу и Гришу, Александр и Наталия Пушкины.
При Николае I здесь всего за 40 дней построили летний театр. В нём давали гастроли самые модные труппы, самые талантливые певцы и танцовщики того времени. Светская жизнь кипела.
После прихода к власти Николая II Каменный Остров вновь становится желанными для петербуржской элиты. Скорее всего, царь тут ни при чём — просто сказалась общеевропейская мода того времени на пригородное жильё. За несколько лет весь Каменный застроили усадьбами, в которых жила элита Петербурга того времени.
В 1918 году все особняки были национализированы и переданы детской колонии. К середине тридцатых годов ансамбль бывшие частные особняки были объединены в комплекс номенклатурных дач. Каменный превратился в «остров глухих заборов».
Модерн – новое течение в искусстве
На рубеже XIX-XX вв. Петербург, как и весь мир, охватывает новое течение в искусстве - модерн. Основные его школы сформировались еще в 90-е годы XIX в. - это французское ар нуво, венский сецессион, немецкий югендстиль, скандинавский национальный романтизм. В Россию это направление проникло чуть позже и воспринималось по-разному.
Модерн как течение кардинально менял взгляды на архитектуру прошлого, отходил от классических канонов, которых придерживались архитекторы предшествующих эпох. Модерн провозгласил завоевание новых, доселе немыслимых форм. Перенимая у прошлого самое ему необходимое, он создавал все новые образы, в которых архитекторы той эпохи старались отразить социальные настроения, волнующие проблемы современности.
Архитектура начала двадцатого века характеризуется не только новшествами в искусстве, но и новыми технологиями. При строительстве уже применяются железобетонные конструкции, дома оснащаются лифтами, телефонами, электрическими лампами. Большое значение для Петербурга имела прошедшая в 1908 году на Каменном острове Международная Строительно-Художественная выставка, на которой были представлены последние достижения в промышленно-строительном деле.
Что же касается идейной программы модерна, то в эту эпоху архитекторы обращаются к естественным формам природы, заимствуя различные флористические мотивы, которые можно найти практически на любой постройке тех лет. Это и подсолнух, олицетворяющий солнце - жажду жизни, и тюльпан (орхидея, лилия) – трагедию, и роза и нарцисс - чистую красоту.
Модерн отличает пластичность форм, к примеру, ползущие по стенам, переплетающиеся стебли растений. Его ассиметричность придавала, наоборот, бóльшую гармонию зданиям. Использование мотивов прежних эпох, новейших конструкций и, главное, новых, необычных форм делает модерн хорошо узнаваемым.
Несмотря на "мимолетность" этого стиля - модерн пошел на убыль уже в 1910-х - он оставил нам огромное количество неповторимых прекрасных памятников, прикоснуться к которым мы можем и по сей день. Богат ими и Каменный остров, по шедеврам модерна которого мы проведем экскурсию.
Остановка 1 – дача М.Э. Клейнмихель
Набережная реки Крестовки, 8
И. А. Претро, перестройка, 1904; Ф.Ф. фон Постельс, 1909
Участок, на котором находится дача Клейнмихель, имеет длинную историю, уходящую корнями к 1830 м годам. В то время в Западной части острова уже стоял Каменноостровский театр, около которого мы находимся. И популярный в то время актер Э. Женьес, организатор и участник французской труппы, получает место для своего дома близ театра 1. Проект здания принадлежал архитектору А.И. Штакеншнейдеру.
В 1836 году дача была продана коллежскому секретарю фон Кельдерману.
После пожара, в 1876 году участок с пострадавшим строением покупает И.А. Верховцева. На старом фундаменте возводится деревянный дом.
В 1893 году Верховцева продала дом вместе с правом аренды на 90 лет графине М.Э. Клейнмихель, родившейся в Киеве, в семье вице-губернатора Эдуарда Келлера. В возрасте 26 лет он вышла замуж за полковника Преображенского полка Н.П. Клейнмихеля, который через пять лет скончался. Его отец – граф, генерал-адъютант П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара Императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб можно увидеть и сегодня над входом в каменноостровскую дачу Клейнмихель.
По ее заказу в 1904 году архитектор И.А. Претро перестроил здание, придав черты ему готической ветви нового стиля: кровля с высоким шпицем, центральный двухэтажный объем, парадный вход с картушем, увенчанным гербом Клейнмихелей.
Спустя три года часть участка была сдана в аренду владельцу цирка Л. Чинизелли.
Для него в 1909 Ф.Ф. фон Постельс возвел двухэтажный деревянный особняк. В это время была установлена великолепная кованная решетка, автором который является известный архитектор Мельцер.
Сформировался архитектурный ансамбль с двумя высокими башнями.
Интерьеры особняка известны благодаря серии фотографий, сделанных К.К. Буллой для журнала «Столица и усадьба». Вестибюль был решен в темно-коричневых тонах, с камином, облицованным керамической узорной плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Анфилада парадных помещений украшена коринфскими пилястрами, ритмично членящими поле стены, лепными фризами в виде венков с гирляндами, десюдепортами с фигурками играющих амуров. В большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса, мраморные головы которых были стилизованы под придворных дам XVIII столетия.
Вход в виде арки вел из большой гостиной в малую, а затем в столовую, где огромный проем остекленного потолка озарял рассеянным светом дорогой фарфор на стенах и в резных буфетах, гобелены, наборный паркетный пол, прикрытый восточным ковром с ярким орнаментом.
В 1914 году графиня организовала в своем особняке госпиталь, который сама же и финансировала. Через четыре года Клейнмихель навсегда покинула Россию.
Здание было национализировано, в столовой был устроен зрительный зал Объединенного клуба домов отдыха для рабочих на Каменном острове. 19 июля 1920 его посетил В.И. Ленин, поэтому особняк был включен в список памятных ленинских мест. Несколько лет назад в особняке были проведены масштабные восстановительные работы.
Теперь отправимся к собственным домам архитекторов Мельцера и Шене.
Остановка 2 - особняк Р.Ф. Мельцер
Полевая аллея, 6,8
Р.Ф. Мельцер, 1904-1906
[570x699]
Едва ли не в самом живописном месте расположен особняк Р.Ф. Мельцера, который уже издали завораживает своим необычным обликом. Собственный дом одного из лидеров Петербургского модерна Романа Мельцера решен в духе народного северного зодчества: светлый известняк и красный кирпич первого этажа сменяются бревенчатыми срубами верхней части дома. В роли завершающей части выступает очень высокая шатровая крыша 2.
С 1901 года в течение трех лет проект Мельцера неоднократно меняется, и в 1904 году утверждается окончательный проект, далекий от первоначально задуманного, в котором архитектор воплощает мотивы «северного» модерна, родственного приемами скандинавского и финского национального романтизма. Большое влияние на Мельцера оказали постройки этого направления для международной выставки 1900 года в Париже. Кроме того, внимание архитектора, безусловно, привлекали постройки в «неорусском» стиле, такие как деревянные павильоны Шехтеля для Всемирной выставки 1901 года в Глазго.
Многое в облике особняка навеяно архитектурой средневековых «мачтовых» церквей и хозяйственных построек Норвегии 3. Приемы, использованные при строительстве здания – такие как переход от каменного основания к необшитым бревенчатым срубам, вкрапления валунов в известняковую кладку – делают еще более наглядной метафору органического роста, выражают близость к природе этого романтического направления «северного» модерна.
Интересна структура здания. Очень компактный в плане, дом энергично развит по вертикали: элементы смещаются с осей, создавая, в некотором смысле, деструктивность композиции. Повторяющиеся формы треугольника рождают чувство гармонии. Как и в доме Фолленвейдера, в своем собственном особняке Мельцер уделяет большое внимание крыше, которая становится определяющей частью силуэта, но здесь она отличается мощной устремленностью вверх.
Внутренняя организация особняка призвана создать ощущение уюта – тому служили открытые бревенчатые конструкции стен и потолков, невысокие перегородки и неровные выпуски концов бревен. Внутренняя отделка пропитана чувством чего-то сказаочного и мифического. Мебель для дома была выполнена фирмой «Ф. Мельцер и Ко», совладельцем и художественным руководителем которой был сам архитектор 4.
Использование приемов деревянного зодчества, устремленные вверх, заостренные объемы придают дому некоторый сказочный вид. Недаром горожане прозвали его «Дом-сказка» или «Баба-Яга».
Остановка 3 – особняк В.И. Шене
Сквозной проезд, 3
В.И. Шене, 1903-1904 гг.
Теперь отправимся к собственному дому архитектора Василия Шене. Собственный дом всегда занимает особое место для архитектора, это его манифест, в котором воплощаются идеалы художника. Шене строит свой дом не в тесном городе, а в парковой среде, тем самым, давая возможность рассматривать дом свободно, со всех сторон.
Работа над проектом велась с 1900 по 1902 года. Архитектору пришлось отказаться от первоначального замысла – сложной павильонной конструкции «храм труда», видимо, по финансовым причинам 5. Нынешний дом был только частью задумки 1900-х годов, окончательный же проект был утвержден в октябре 1902 года, а строительные работы завершились уже осенью 1903 года.
Влияние на архитектора оказала Дармштадская колония художников, в частности постройки Йозефа-Марии Ольбриха, а также идеи «народной простоты» жилища, выраженные Ч. Войси. В собственном доме Шене апеллирует к приемам английского домостроительства и американских идей композиции – выражение этого влияния можно заметить, скажем, в башне или террасе. К тому же, здесь мы найдем интересную композицию окон – они как бы свободно разбросаны по стенам, причем окна – от миниатюрных до крупных – не скованы никоими обрамлениями, что еще больше подчеркивает их истинный контур. В ходе работ над проектом дома Шене сводит декор к минимуму: исчезают растительные узоры и майоликовые фризы. Все больше конструктивные материалы выступают в роли декора – дымоход на одной из торцовых стен превращен в лопатку с вертикальными бороздками и львиной маской, некоторые окна перекрыты обнаженными металлическими перемычками. Используя опыт зарубежных мастеров, Шене достиг простоты геометрических форм, светлых объемов, что делало элементы здания более выразительными. Романтическое направление, преобладающее в работе Шене, дало начало развитию новых идей в дальнейшей архитектуре, сводящихся к простоте и чистоте формы.
Внутренняя отделка интерьеров – деревянные панели, орнаментальные фризы, скульптура – была утрачена при реконструкции особняка 1968-1970 гг.6
Мы познакомились с собственными домами архитекторов Мельцера и Шене. Недалеко находился собственный особняк Ф.Ф. фон Постельса. Можно сказать, что именно здесь начинала складываться своеобразная «колония художников» романтического направления «северного» модерна – некое подобие Дармштадской, которая определила ход развития петербургского модерна 7.
Продолжим знакомство с модерном у следующего его шедевра – особняка Фолленвейдера.
Остановка 4 – особняк Э.Г. Фолленвейдера
Большая аллея, 13
Р.Ф. Мельцер, 1904-1905 гг.
По Большой аллее, 13 располагается особняк швейцарского подданного Эдуарда Фолленвейдера, богатого портного, совладельца торгового дома «Грани» и поставщика Императорского двор, который в 1903 году арендовал этот участок на 90 лет.
Проект был утвержден 29 сентября 1904 года. Как и в случаи дачи Гаусвальд, архитектор учел неровности рельефа и специально не стал выравнивать площадку под дом.
Рельеф резко понижается к Северу, таким образом, здание будто само вырастает из земли. Высота цокольного этажа меняется в зависимости от высоты участка.
Главный фасад зданий выходит на большую аллею. Отсюда виден дом, расположенный на высокой террасе, с несколько заглубленным парадным входом, к которому ведет постепенно поднимающаяся вверх дорожка.
Особняк выдержан в романтическом течении модерна. Здесь сочетаются элементы средневековых замков и органическая лаконичность, свойственная Северной Европе. При строительстве Мельцер учитывает и расположение по соседству других особняков модерна. Так, каменная шатровая башня и примыкающий к ней тамбур с округлым порталом, деревянная граненая башенка с коническим верхом должны были корреспондировать блестящим постройкам В.И. Шене. Влияние на архитектора оказали американские и английские неоромантические течения, но все же большее вдохновение Мельцер черпал в работах мастеров финского модерна 8.
В интерьерах архитектор использовал флористические мотивы, дерево, а также приемы органического перетекания одной части дома в другую.
Теперь обратите внимание на особняк на другом берегу – это дача Гаусвальд, с которой мы сейчас познакомимся.
Остановка 5 - Дача Е.К. Гаусвальд
2-я Березовая аллея, 32 – Большая аллея, 12-14
В.И. Шене и В.И. Чагин, 1898-1899 гг.
Дом на углу Большой и Второй Березовой аллей построен в 1898-1899 годах по проекту архитекторов Чагина и Шене на участке в 830 кв. сажень для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд 9.
Рельеф участка неровный, с понижениями в центральной части и у края дорог, поэтому комнаты дома одного этажа расположены на разных уровнях.
Высота спальни понижена относительно других комнат почти на половину, у южных комнат второго этажа потолки значительно выше, чем у северных. Для своего времени это был прогрессивный прием, основанный на воздействии разных объемов на психику человека 10.
Здание находится не в центре участка, а смещено к северу; служебные помещения вписались в угол.
Согласно плану дома в северо-восточной части должна была жить семья, а юго-западная предназначалась для служебных целей.
Экстерьер здания – образец раннего модерна. Объемно-пластическое решение главного фасада очень выразительно. К деревянному двухэтажному объему примыкает одноэтажный с выделенным подковообразным порталом. С севера фасад ограничивает полукруглая башня с вытянутыми полуциркульными окнами. С севера и юга дом охватили две террасы. Северная – открытая, южная – с пологой крышей, опирающейся на четыре грубых каменных блока.
Интересно колористическое решение и разнообразие материалов. Каменные плиты, серый кирпич башни, желтая штукатурка стен и окон. Деревянные элементы фронтонов придают всей конструкции сложность и изящество, дерево подчеркивает изогнутые линии и необычный силуэт сооружения. Здание практически лишено острых углов, сглажено, ассиметрично, благодаря чему раскрывается со всех точек зрения. Чтобы оценить замысел архитектора необходимо обойти здание кругом.
Отдельного внимания заслуживает украшение фасадов: декоративные остроконечные башенки, сложная расстекловка окон, деревянные перила. Все говорит о влиянии неоромантизма.
Дом напоминает одновременно и средневековый замок своей круглой, почти что глухой башней из серого камня; есть в нем что-то от средневековой западной архитектуры, о которой напоминают деревянные переплеты фасадов, а может и от усадьбы с открытой террасой, одноэтажными объемами, примыкающими к главному 11.
Эта постройка объединила в себе многие характерные черты северного модерна.
Что касается внутренней планировки, то помещения кухни, буфетной, комнаты прислуги имели отдельный вход. Прихожая, вестибюль, холл, столовая, спальни и детская располагались по обе стороны от коридора. А две лестницы вели на второй этаж, где располагались комнаты для гостей и кабинет.
Загадочный изящный дом на пригорке высится над каналом. Именно в этом доме проходили съемки сериала для знаменитой экранизации романа о Шерлоке Холмсе.
В «перестройку» дом был выкуплен одной компанией, которая не поддерживала необходимые для его сохранности условия, в т.ч. отопление, поэтому на сегодняшний день 85% деревянных конструкций изъедены белым грибком. Недавно было принято решение о сносе дачи Гаусвальд 12.
Заключение
Мы познакомились с первыми образцами «северного» модерна в Петербурге, в основном, направления национального романтизма. Также мы рассмотрели влияние зарубежных школ модерна на петербургских архитекторов конца XIX - начала XX вв. В ходе экскурсии было рассказано о пионерах «северного» модерна – Романе Мельцере, Василии Шене, Ипполите Претро… Как вы смогли убедиться, на рубеже веков Каменный остров считался элитным местом для постройки вошедших в моду дач; именно он стал колыбелью «северного» модерна, где молодые талантливые архитекторы смогли создать новый Каменноостровский ансамбль, выдержанный в «новом стиле», гармонирующем, прежде всего, с природой, что органично вписывает здания в парковую среду.
Примечания
1. Витязева В.А. Каменный остров. Архитектурно-парковый ансамбль XVIII-XX вв. Л., 1991 – стр. 144
2,3. Кириков Б.М. Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб., 2006 – стр. 102-103
4. Витязева В.А. Каменный остров. Архитектурно-парковый ансамбль XVIII-XX вв. Л., 1991 – стр. 191
5. Кольчугина Д.А. «Дом для любителя искусства» в творчестве В.И. Шене – стр. 137-142
6. Витязева В.А. Каменный остров. Архитектурно-парковый ансамбль XVIII-XX вв. Л., 1991 – стр. 182
7. Кириков Б.М. Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб., 2006 – стр. 85
8. Кольчугина Д.А. Финские влияния в творчестве Р.Ф. Мельцера. СПб., 1999 – стр. 444-447
9, 10. Витязева В.А. Каменный остров. Архитектурно-парковый ансамбль XVIII-XX вв. Л., 1991 – стр. 179
11. Кириков Б.М. Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб., 2006 – стр. 39
12.http://spb-gazeta.narod.ru/gribok.htm