Прокудин-Горский, Сергей Михайлович, 1863-1944 гг.

Мечеть во Владикавказе
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

В 1874—1875 гг. российское правительство направило в Китай учено-торговую экспедицию с целью поиска новых сухопутных маршрутов к китайскому рынку, оценок возможностей для более активной торговли и для расположений консульств и фабрик, а также сбора информации о Дунганском восстании, бушевавшем в то время в западных районах Китая. Экспедиция, руководителем которой был полковник Генерального штаба Ю. А. Сосновский, состояла из девяти человек: капитана Матусовского — топографа, доктора Павла Яковлевича Пясецкого — научного сотрудника, переводчиков с русского и китайского языков, троих казаков и фотографа экспедиции Адольфа Эразмовича Боярского. Экспедиция отправилась из Санкт-Петербурга в Шанхай ...
Предоставлено Национальная библиотека Бразилии

Мечеть в Триполи
Описание
Это изображение, датируемое второй половиной XIX века,отображает уличную сцену в Триполи (Ливия) под минаретом расположенной поблизости мечети. В издании Бедекера "Средиземноморье" (1911 г.) о Триполи говорится следующее: "Этот город с белыми домами, высокими минаретами в турецком стиле, зелеными садами и пальмовыми рощами, песчаными дюнами Сахары цвета красного золота и ярко-синим морем весь пронизан солнечными лучами и являет собой прекрасное зрелище".

На этом снимке XIX века изображена уличная сцена в Триполи (Ливия) под минаретом расположенной неподалеку мечети. В издании Бедекера "Средиземноморье" (1911 г.) о Триполи говорится следующее: "Этот город с белыми домами, высокими минаретами в турецком стиле, зелеными садами и пальмовыми рощами, песчаными дюнами Сахары цвета красного золота и ярко-синим морем весь пронизан солнечными лучами и являет собой прекрасное зрелище".

Часть минарета Шир-Дар и его купол с Тилля-Кари. Самарканд
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Самаркандские древности. Медресе Биби Ханым. Минарет на северо-западном углу
Описание
Эта фотография северо-западного минарета ансамбля мечети Биби Ханым в Самарканде (Узбекистан) содержится в археологической части "Туркестанского альбома". Шеститомное фотографическое исследование было проведено в 1871—1872 гг. под патронажем генерала Константина П. фон Кауфмана, первого генерал-губернатора (1867—1882 гг.) Туркестана, как называли территорию Центральной Азии, принадлежавшую Российской империи. В альбоме уделяется особое внимание исламской архитектуре Самарканда, в том числе памятникам XIV и XV вв., периода правления Тимура (Тамерлана) и его преемников. Построенный в 1399—1405 гг. за счет трофеев, добытых в победоносной индийской кампании Тимура (осень 1398 г. — январь 1399 г.), ансамбль был задуман в качестве главной мечети города. Он также традиционно называется в честь старшей жены Тимура Сарай Мульк Ханым ("биби" означает "госпожа" или "матушка"). Ансамбль должен был стать одной из крупнейших мечетей исламского мира и включал в себя медресе, мавзолей и главное строение, ведущее во двор. Все здания пострадали от землетрясений, происшедших на протяжении многих веков. Комплекс также включал четыре минарета (из которых на период завоевания Российской империей сохранился только один). На изображенном здесь северо-западном минарете отсутствует самая верхняя часть, но монументальность его замысла все еще видна благодаря украшениям из плиток, образующим буквы куфическим письмом, которые складываются в такие слова, как "Аллах".

Самаркандские древности. Медресе Биби Ханым. Соборная мечеть (мечеть джами). Вид главного фасада
Описание
Эта фотография главной мечети ансамбля Биби Ханым в Самарканде (Узбекистан) содержится в археологической части "Туркестанского альбома". Шеститомное фотографическое исследование было подготовлено и издано в 1871—1872 гг. под патронажем генерала Константина П. фон Кауфмана, первого генерал-губернатора (1867—1882 гг.) Туркестана, как называли в то время территорию Центральной Азии, принадлежавшую Российской империи. В альбоме уделяется особое внимание исламской архитектуре Самарканда, в том числе памятникам XIV и XV вв., периода правления Тимура (Тамерлана) и его преемников. Построенный в 1399—1405 гг. за счет трофеев, добытых в индийской кампании Тимура, ансамбль Биби Ханым был местом расположения главной мечети города, названной в честь старшей жены Тимура Сарай Мульк Ханым.(bibi означает "леди" или "мать"). Главная, или пятничная, мечеть, находящаяся в центре ансамбля, является одной из крупнейших в исламском мире. Вследствие расположения в активной сейсмической зоне, главной мечети, как и всем строениям в ансамбле, был нанесен серьезный ущерб. На фотографии главного фасада видна арка монументального входного айвана, а также остатки окружающих минаретов. За айваном видна арка портала, или пештак, над которой возвышается барабан, поддерживающий огромный купол. Несмотря на повреждения, уцелели многие из первоначальных украшений, в том числе геометрические рисунки из глазурованной плитки, цветочные узоры из мозаики, а также декоративные надписи в куфическом стиле.

Самаркандские древности. Медресе Тилля-Кари. Внутренний двор (южная сторона). Верхняя часть минарета
Описание
Эта фотография минарета на южной стороне медресе Тилля-Кари в Самарканде (Узбекистан) содержится в археологической части "Туркестанского альбома". Шеститомное фотографическое исследование было подготовлено и издано в 1871—1872 гг. под патронажем генерала Константина П. фон Кауфмана, первого генерал-губернатора (1867—1882 гг.) Туркестана, как называли в то время территорию Центральной Азии, принадлежавшую Российской империи. В альбоме уделяется особое внимание исламской архитектуре Самарканда, в том числе памятникам XIV и XV вв., периода правления Тимура (Тамерлана) и его преемников. В центре Самарканда находится ансамбль Регистан, объединяющий в себе три основных образца madrasah (медресе, религиозных школ). Третья часть Регистана, медресе Тилля-Кари, была построена в 1646—1660 гг. на месте бывшего караван-сарая. На этой фотографии, снятой со двора, виден минарет с поврежденной башней. Справа от минарета находится огромный цилиндр, когда-то служивший опорой для купола над мечетью внутри медресе. И минарет, и цилиндр покрыты многоцветными керамическими украшениями. На цилиндре видны геометрически упорядоченные узоры из куфических букв, образующих слова из основанной на калиме шахады, исламской декларации веры. На минарете заметны остатки геометрических и цветочных узоров. В верхней части стержня минарета находится горизонтальная полоса с надписью, выполненной в декоративном рукописном стиле.

Тилля-Кари с Улук-Бека. Самарканд
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Мирза-Улук-Бек. Регистан. Самарканд
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.
Тилля-Кари с площади Регистана. Самарканд
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Правый купол мечети Шир-Дор. Самарканд
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.
![]()
Часть леваго минарета. Биби-Ханым. Самарканд
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Арочный вход в мечеть с минаретом
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Уличная сцена с продавцами, сзади минарет
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Проход и три минарета с птичьими гнездами наверху
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Дети сидят вдоль прохода, сзади два минарета с причьими гнездами наверху
Описание
В начале 20-го века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944 гг.) использовал специальный цветовой фотографический процесс, предназначенный для проведения фотообзора Российской империи. Некоторые фотографии Прокудина-Горского датированы примерно 1905 годом, но большая часть его работы приходится на период с 1909 г. по 1915 г., когда при поддержке царя Николая II и министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи.

Мечеть в Аль-Айне
Описание
На этой фотографии 1963 г. показана древняя мечеть с минаретом в Аль-Айне, оазисе в пустыне, расположенном примерно в 160 км к востоку от города Абу-Даби в эмирате Абу-Даби. Аль-Айн (по-арабски "родник") получил свое название благодаря обильным запасам подземных пресных вод, которые веками использовались для орошения финиковых рощ и небольших хозяйств. Эта фотография хранится в коллекции полковника Эдварда "Служаки" Беарби Уилсона в Национальной библиотеке Управления Абу-Даби по культуре и наследию, и была снята самим Уилсоном. Полковник "Служака" Уилсон (1921–2009 гг.), офицер Британской армии, в 1960-е гг. был откомандирован в правительство Абу-Даби для содействия в создании национальных вооруженных сил. Он был личным другом правителя Абу-Даби шейха Зайда бин Султана аль-Нахайяна (1918–2004 гг.). Они вместе увлекались соколиной охотой и верховой ездой.
Фотограф
Уилсон, Эдвард Б., полковник, 1921-2009 гг.

Мечеть Султана бин Зайд I
Описание
На этой фотографии 1960-х гг. показана мечеть шейха Султана бин Зайда I в Аль-Батине, районе Абу Даби. На переднем плане показаны mahāmil – рыбацкие лодки, используемые в Арабском заливе. Эта фотография хранится в коллекции полковника Эдварда "Служаки" Беарби Уилсона в Национальной библиотеке Управления Абу-Даби по культуре и наследию, и была снята самим Уилсоном. Полковник "Служака" Уилсон (1921–2009 гг.), офицер Британской армии, в 1960-е гг. был откомандирован в правительство Абу-Даби для содействия в создании национальных вооруженных сил. Он был личным другом правителя Абу-Даби шейха Зайд бин Султана аль-Нахайяна (1918–2004 гг.). Они вместе увлекались соколиной охотой и верховой ездой.
Фотограф
Уилсон, Эдвард Б., полковник, 1921-2009 гг.

Мечеть в Старом городе, Бискра, Алжир
Описание
Этот цветной снимок уличной сцены и мечети в Бискре, Алжир, относится к серии "Люди и виды Алжира", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). Расположенный на северной окраине пустыни Сахара, город ведет свою историю по меньшей мере со времен римлян, которые ценили целебные свойства местных серных источников. Неподалеку от близлежащих оазисов римляне построили небольшое укрепление, назвав его Весцера. В 1844 г. в городе разместились французские войска, силами которых были возведены его современные части. В путеводителе Бедекера издания 1911 г. "Средиземноморье, морские порты и морские пути: справочник для путешественников" Старую Бискру хвалили за деревни, построенные из глины, и оазисы, в которых произрастает "около 150 000 финиковых пальм и 6000 фруктовых деревьев (абрикосовых, фиговых, апельсиновых), не считая полей с зерновыми культурами и небольших огородов". В путеводителе сообщалось, что Бискра "в последнее время стала чрезвычайно популярным зимним курортом", превратившись, по сути, в алжирскую Ниццу.

Каракёйский (Галатский) мост, Константинополь, Турция
Описание
Этот цветной снимок Галатского моста, раскинувшегося над бухтой Золотой Рог в западной части Константинополя (современный Стамбул), относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). Согласно путеводителю Бедекера "Средиземноморье, морские порты и морские пути: справочник для путешественников" 1911 года издания, этот мост, соединяющий городские районы Стамбул и Галата, "был построен из дерева в 1845 году и назван по имени его основательницы Мостом Валиде-Султан ("матери султана"), а в 1877 году был реконструирован... С моста открывается прекрасный вид на Галату и Стамбул, пролив Босфор и азиатское побережье, а оживленное движение по нему является неисчерпаемым источником живописных сцен". От причала возле моста отходили паромы на паровой тяге, направляющиеся через пролив Босфор в Скутари — первый береговой ориентир для пароходов, входивших в бухту Золотой Рог.



Мечеть и улица, Скутари, Константинополь, Турция
Описание
Этот цветной снимок с видом на мечеть и улицу в Скутари (современный Ускюдар) на окраине Константинополя (современный Стамбул) относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). Ускюдар, расположенный на азиатском побережье пролива Босфор, был основан в седьмом веке до нашей эры и во времена Византийской империи носил название Скутарион, возможно, из-за кожаных щитов императорской охраны (scutari переводится как "сырьевая дубленая кожа"). Персам, македонцам, арабам и крестоносцам, последовательно завоевывавшим эти земли, он был известен как Эскутер или Эксюдар. В путеводителе Бедекера "Средиземноморье, морские порты и морские пути: справочник для путешественников" 1911 года издания Скутари называется "крупным пригородом Константинополя... благодаря красивым старинным мечетям, извилистым улочкам и небольшим деревянным домикам он выглядит более восточным, чем Стамбул.

Stamboul, Constantinople, Turkey
Стамбул, Константинополь, Турция
Описание
Этот цветной снимок Константинополя (современный Стамбул) относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). На снимке показана центральная часть района Стамбул со стороны бухты Золотой Рог. В путеводителе Бедекера "Средиземноморье, морские порты и морские пути: справочник для путешественников" 1911 года издания Стамбул описывается как "средоточие восточных купцов и мелких торговцев" в Константинополе, где, несмотря на ущерб, причиненный "опустошительными пожарами (такими как в 1865 и 1908 годах) и разрушительными землетрясениями (последнее из которых произошло в 1894 году), по-прежнему сохраняются старинные восточные черты". Вдоль берегов бухты Золотой Рог, которая считалась "одной из самых красивых естественных гаваней в мире", располагались не только пристани и доки для торговых и военных судов, но и рыбные рынки и другие места наполненные суетой, присущей гаваням. Стамбул представляет собой старейшую часть города, расположенную на историческом полуострове на европейском побережье пролива Босфор и окруженную двойными Феодосиевыми стенами, возведенными в начале пятого века.
Detroit Photographic Company, Детройт, Мичиган
![]()
Мечеть Йени-Джами в лунном свете, Константинополь, Турция
Описание
Этот цветной снимок мечети Йени Валиде ("новая мечеть матери султана") в Константинополе (современный Стамбул) относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). Мечеть расположена на южном берегу бухты Золотой Рог возле Галатского моста. Ее строительство было начато в 1597 году Сафие, матерью Мехмеда III, а окончено в 1663 году по распоряжению Турхан Хатидже, матери Мехмеда IV, которая тем самым продолжила традицию строительства архитектурных сооружений османскими валиде-султан (королевами-матерями). Как сообщается в путеводителе Бедекера "Средиземноморье, морские порты и морские пути: справочник для путешественников" 1911 года издания, "в гробнице находится саркофаг матери султана и могилы пяти султанов, которые можно узнать по тюрбану и плюмажу из двух перьев цапли". Этот снимок, выполненный в темное время суток со стороны бухты Золотой Рог, демонстрирует "живописный вид густонаселенных восточных кварталов, поднимающихся от берегов".

Вид с моста, Константинополь, Турция
Описание
Этот цветной снимок с видом Константинополя (современный Стамбул), открывающимся с Галатского моста, относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). Большое здание в левом верхнем углу снимка представляет собой архитектурный ансамбль Сулеймание. Построенный в 50-х годах XVI века для султана Сулеймана I, ансамбль состоит из 15 строений, включая мечеть, медресе и мавзолеи. В путеводителе Бедекера "Средиземноморье, морские порты и морские пути: справочник для путешественников" 1911 года издания сообщается, что Галатский мост, раскинувшийся над бухтой Золотой Рог между городскими районами Стамбул и Галата, "был построен из дерева в 1845 году и назван по имени его основательницы Мостом Валиде-Султан ("матери султана"), а в 1877 году был реконструирован... С моста открывается прекрасный вид на Галату и Стамбул, пролив Босфор и азиатское побережье, а оживленное движение по нему является неисчерпаемым источником живописных сцен". Между Галатским мостом и старым мостом располагался внутренний торговый порт Константинополя, "поражавший путешественников оживленными сценами торговли и живописным обликом многолюдных восточных кварталов, поднимающихся от самых берегов".

Мечеть Пертевниял Валиде Султан, Аксарай, Константинополь, Турция
Описание
Этот цветной снимок мечети Пертевниял Валиде Султан в Аксарае недалеко от Константинополя (современный Стамбул) относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). Строительство этой мечети, также известной под названием Аксарай Валиде, началось в 1869 году по приказу Пертевниял, матери султана (1812–1883 гг.), и завершилось в 1871 году. Таким образом, это одна из последних мечетей, построенных в Стамбуле в османский период. Проект мечети был выполнен армянскими архитекторами Саркисом и Акопом Бальянами, которые также являются авторами нескольких дворцов, возведенных на побережье пролива Босфор в позднеосманский период. Пертевниял была женой султана Махмуда II (1789–1839 гг.; годы правления 1808–1839) и матерью султана Абдул-Азиза (1830–1876 гг.; годы правления 1861–1876). Ее могила находится в этой мечети. Надпись на снимке неверно называет изображенное на нем здание мечетью Лалели (Лалели-Джамии, "Тюльпан-мечеть"), которая была построена значительно позже и находится в другом районе города.

Вид на город Бурса, Турция
Описание
Этот цветной снимок относится к серии "Люди и виды Турции", входящей в каталог компании "Детройт Паблишинг Кампани" (1905 г.). На нем показан город Бурса, расположенный на северо-западе Турции. Вероятно, основанный одним из царей Вифинии в третьем веке до нашей эры, в византийский период он был процветающим городом, в котором располагался один из дворцов императора Юстиниана I (годы правления 527–565). В 20-х годах XIV века он был захвачен турецкими военачальниками, был столицей зарождающейся державы, впоследствии ставшей Османской империей, а в 1402 году был разграблен Тимуром (Тамерланом) и позднее восстановлен турками. Город известен своими замечательными образцами архитектуры османского периода, среди которых Ешиль-Джами (Зеленая мечеть) и Ешиль-Тюрбе (Зеленая гробница), названные так из-за цвета плитки, которой они отделаны. Оба этих архитектурных памятника видны в правой части снимка. В Зеленой гробнице находится мавзолей султана Мехмеда I Челеби (умер в 1421 году). На заднем плане левее центра видна Улу-Джами (Великая мечеть), построенная в 90-х годах XIV века султаном Баязидом I, отличительной особенностью которой являются два минарета и 20 куполов.