Через несколько дней после событий, описанных мною в предыдущем посте, я отправился за новой книгой в книжный магазин. Я ходил между ровными рядами полок, заставленных разноцветными книжными корешками. Детский велосипедик моей дочки громко позвякивал, нарушая свойственную для таких заведений тишину, а его содержимое упорно старалось дотянуться своими ещё неокрепшими ручонками до предметов, способных в перспективе стать игрушкой. То есть любых. Эти обстоятельства не позволяли мне долго раздумывать и начать читать прямо в магазине десяток книжек, как я это делаю обычно. Поэтому я, впечатлившись "Колоколом", взял сборник Хемингуэя. Он содержал (точнее пока ещё содержит, так как самый маленький обитатель нашего жилища ещё не успел с ним кровожадно разделаться) два произведения-"Старик и Море" и "Острова в океане". Я даже нашёл точную обложку этой книги. Вот она.
Описывать "Старика и море" я отдельно не буду-слишком маленький объём. Скажу лишь, что я раньше это произведение не читал. И лучше бы не читал его сейчас. Вообще это варварство, ставить в такой сборник сначала "Старика и море", а сразу за ним "Острова в океане", так как "Острова" содержат большой кусок, почти полностью повторяющий события "Старика".
Вот так вот плавно мы и подошли к главному недостатку книги. "Острова в океане"-последнее произведение Хемингуэя, вышедшее уже после его смерти. Оно содержит невероятное количество заимствований из его предыдущих книг. Та же рыбалка, те же сандалии на верёвочной подошве, та же Куба и окружающая её акватория. Поэтому эта книга станет, вероятно, последним прочитанным мною произведением Хемингуэя.
Дальше-только о хорошем. В личности главного героя-Томаса Хадсона-не просто улавливаются черты самого Эрнесте Хемингуэя, это он и есть. Без фальши, без "наносного". Первая часть так и вовсе-автобиография. И насколько же трогательны описания отношений Томаса (т.е. Эрнеста) с сыновьями, с любимыми женщинами, с войной. Эта честность, открытость, прямота завораживает. И в этой книге нет Роберта Джордана (героя "Колокола")-молодого, безоговорочно верующего в Республику, Революцию, мир во всём мире. Здесь есть стареющий, уставший художник на исходе жизни. И лично мне это как-то ближе.
Из этого вытекает и совсем иной посыл, совсем иная мораль. Здесь уже нет войны за идею, Здесь война-лишь средство борьбы с собственной памятью. И нет первой любви. Есть лишь последняя. Зато не обошлось без стареющей толстой проститутки (на этот раз не цыганки). Куда же без неё.
И ко всему этому я возвращаюсь мыслями как-то чаще. Как-то сильнее меня это тронуло, хотя я и не художник, и не стареющий. А может даже Нестареющий. Книга заставила меня всерьёз задуматься. Она совсем не остросюжетна ( 50 страниц рассказа из жизни кошек меня вовсе чуть не довели до суицида), в ней больше внимания уделено мыслям автора. И это мне как-то ближе и интересней. Поэтому в рейтинге новый лидер.