• Авторизация


7) Спас оплечный. Стилистика византийского письма XIV века. 10-08-2012 01:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[524x700]

Утвердившийся в Византии, а затем и по всему христианскому миру "исторический тип" Спасителя, воспринятый Церковным Преданием, представляет Христа-"средовека", то есть человека средних лет, с длинными, до плеч ниспадающими темно-русыми волосами, с небольшой бородой, с правильными чертами, относящимися к греко-семитскому типу, с крупными выразительными карими глазами.

Образ Христа Пантократора или Спаса-Вседержителя является самым распространенным; однако на Киевской иконе представлен сокращенный, а не поясной иконографический вариант Пантократора, – Спас Оплечный, изображается не полуфигура Христа, а лишь Его глава и рамена (плечи).

Необходимо указать, что существует иконографическая атрибутика Спасителя, Господа Иисуса Христа, которая отличает православные Его изображения от иных. Отличительной чертой изображений Иисуса Христа становится крестчатый нимб (нимб с вписанным крестом, знаком Крестной Жертвы). Со временем в трёх видимых лучах крестчатого нимба появились греческие буквы ὁ ὢν, что значит "Сущий" (Исх. 3:14)-одно из имен Божиих. По благочестивому усердию христиан перекрестия нимба на древних иконах украшались, это могла быть лепка с утолщением и последующим золочением, камни, жемчуг...

Одежды Спасителя – хитон (длинная рубаха с широкими до запястий рукавами) и гимматий (плащ из прямоугольного куска ткани). Цвет хитона колеблется от оранжево-алого (цвет восходящей зари) до пурпурно-багряного, а цвет гимматия от небесно-голубого до иссинь-ультрамаринового. На правом плече хитона нашит клав – символ небесного посланничества, клав и хитон разделаны золотым ассистом, расходящиеся лучи ассиста как и само золото символизируют Божественный нетварный Свет.

Также к иконографической атрибутике икон Христа относится надписание Его Имени. Буквы под титлами IC XC –сокращенное написание имени Иисус Христос, что отражает веру Церкви в то, что Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира. Вера Церкви не ограничивается Крестными муками Христовыми (Страстями), но простирается до принятия Воскресения Христова, торжествуя Его победу над вечной смертью и адом.

Христос Воскресе!!!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 7) Спас оплечный. Стилистика византийского письма XIV века. | Елена_Сильченко - Дневник Елена_Сильченко | Лента друзей Елена_Сильченко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»