[700x486]
Процесс написания иконы подразумевает несколько учебных этапов и начинается он с построения иконного рисунка на бумаге. В моем случае это была грийзаль, то есть тональный рисунок кистью с помощью пятна, который в завершении работы уточняется тонкой линией, и при этом в обоих случаях используется кисть (а не карандаш!).
Само слово "гризайль" - от латинского слова "гриз", что в переводе значит серый. Первоначальный рисунок выполняется тональными градациями одного цвета. Техника гризайли предполагает рисунок сделанный кистью в два цвета (чаще всего черно-белый). Это переходное звено между линией и цветом. С помощью гризайли можно решить две основные задачи: лепка формы пятном и построение тонального изображения.
Затем с тонального рисунка, сделанного, как помните, на бумаге снимается калька основных линий, таким образом получается прорись, далее прорись с кальки переводится на доску, абрис основных линий обводится тушью, следующие учебные этапы: роскрышь, пробела, охрение (лично"е), надписание имени, покрытие защитным слоем (алифа, копаловый лак).
Для того, чтобы правильно сделать иконописный рисунок, необходимо тщательное изучение образцов, как правило образцами являются древние иконы (XII-XV вв.). Творческое усвоение Церковной традиции иконописания постигается путем выполнения копий-списков с древних икон (это могут быть как репродукции, так и непосредственно живые иконы). В процессе благоговейного и внимательного копирования происходит соприкосновение с внутренним содержанием священного образа, постижение его глубины и обоснованности, а одновременно - связи художественного языка иконы и Православного вероучения. Поэтому необходимо точное, но осмысленное копирование древних образцов (икон), только таким способом можно научиться мыслить и писать иконы в изобразительных формах Священного Предания, то есть в Православной традиции.
Но многие древние иконы (образцы), являясь также и высокохудожественными произведениями, еще более обогащающими нас духовно, к сожалению, дошли до наших дней не в своем первозданном виде. Так, многие из них были подвержены длительным неблагоприятным воздействиям внешней среды, поэтому возникли утраты красочного слоя, а иногда и левкаса. И это всё весьма затрудняет изучение и дальнейшее копирование с иконы, поэтому в таких случаях иконописец прибегает к методу реконструкции. Суть данного метода заключается в том, чтобы утраченные на иконе места воссоздавались заново при написании копии-списка (!) на новой иконной доске. Данный метод применим при следующих условиях: 1)когда понятно, что именно утеряно; 2) когда проведено исследование аналогичных образцов по эстетическому периоду, стилю, школе, иконописному центру (например, Константинополь, Москва, Кипр и т.д.) и найден органично подходящий для реконструкции данной иконы фрагмент.
Но также метод реконструкции используется и в случае написания икон с новым композиционным построением. Это возможно при наличии достаточного количества близких иконописных образцов и, когда сам иконописец достаточно твёрдо владеет иконописным рисунком. Так, в моем случае построение тональной композиции делалось с изучением многих образцов, которые органично дополняли друг друга при применении метода реконструкции, чтобы в дальнейшем не была нарушена целостность иконного образа.
Проведение работ такой сложности предполагает наличие не только художественных и специально-искусствоведческих и богословские знаний, но и нужно обладать опытом воцерковленного человека.
В древности иконописцы делали списки с Чудотворных икон, но при этом они повторяли только иконографические (композиционные) особенности образца и не стремились к точному копированию, их иконы-списки никогда не повторяли оригинала. По сути их задачей было передать и прочувствовать уже "намоленный" или чудотворный Образ с помощью молитвы, поста, духовного созерцания, они писали новую икону, начиная с прочтения и постижения духовного смысла её прототипа (образца, с которого делался новый список), они глубоко владели художественно-символическим языком иконы, или проще сказать, они всегда были православными истинно верующими людьми...