• Авторизация


Массандровский дворец (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта 24-12-2025 21:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Массандровский дворец (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта


undefined

14921-massandrovskij-dvorecz-krym

По замыслу французского архитектора Этьена Бушара здание должно было напоминать королевские дворцы-замки, строившиеся на протяжении XVI-XIX вв. вдоль берегов реки Луары. Дворец достраивался для императора Александра III, хотя ему так и не удалось увидеть дворец в завершенном виде. По желанию его сына, Николая II, строительство дворца было завершено и в память об отце дворец сохранил его имя. Марсанда раньше было греческой деревушкой, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд. В 1948 году дворец переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин, а также Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев...

P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C

Верхней Массандре была предназначена роль своеобразного ландшафтного заповедника. Роскошные сенокосные луга обширными террасами взбирались к самому подножию гор, лиственные леса чередовались с сосновыми, можжевеловыми и тисовыми. На их фоне живописно выделялись серые глыбы скал с таинственными каменными гротами. Парк формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых самшит, тис ягодный, пиния, катальпа.

Территория Массандры была заселена с древних времен. Археологи обнаружили остатки таврского поселения и руины средневековых храмов XIV—XV веков. В Античные времена здесь появилось поселение, когда — точно не установлено, но видимо, не раньше XV или начала XVI веков. Рядом с источником Ай-Ян (святой Иоанн) греки построили церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. И хотя после выхода христиан из Крыма храм был разрушен татарами, оставшиеся греки приходили сюда 24 июля в день Рождества Иоанна Предтечи и совершали богослужения. В повелительном листе хана Крым-Гирея за 1782 год упоминаются покинутые греческие деревни «Марсанда» и «Мгараш». К моменту присоединения Крыма к России местность представляла собой развалины, заросшие лесом и дикими виноградными лозами. Академик П.С. Паллас, совершив путешествие по Крыму в 1793—1794 годах, описывает заброшенные земли греческой деревни Марсанда, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд.

P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415CЗападный фасад дворца обращен в сторону Ялты, он опоясан открытыми галереями, террасами, балюстрадами, витыми лестницами с ажурными решетками.

В 1788 году эти земли были подарены Екатериной II французскому контр-адмиралу принцу Карл Нассай-Зигену, начальнику Черноморской гребной флотилии за участие в штурме Очакова. Красота этих мест произвела на маршала неизгладимое впечатление, принц хотел поселиться здесь навечно, но вскоре был вынужден вернуться на родину. Земли Массандры снова перешли в казну, и в 1796 году они были пожалованы помещику Матвею Никитину.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
С площадки у дворца открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри. 
Первым владельцем Массандры был экономсоветник Н.М. Смирнов, который свое имение назвал «Дача Богоданная». Землемерный план дачи, снятый в 1797 году, сохранился в Никитском саду. Территория этой дачи огромная — около трех тысяч десятин, она простиралась от Ялты и деревни Ай-Василь на западе, до деревни Ай-Даниль на востоке.  В связи с тем, что Смирнов не занимался ни строительством, ни сельским хозяйством, дача уже в 1811 году снова принадлежит казне. Из территории этой дачи по распоряжению дюка Ришелье Х.Х. Стевеном было выбрано место (деревня Никита и разоренная деревня Магарач) для организации Императорского Никитского ботанического сада. В это же время принимается решение о продаже земель деревни «Марсанды».
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами. 
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 Каменные резные колонны со стилизованным факелообразным завершением. Очевидно колонны предназначались для укрепления световых фонарей.
В путеводителе того времени пишется: «Миновавший по шоссе Ялтинский церковный бугор заметит тропинку, ведущую на возвышенность, лежащую с правой стороны почтовой дороги. Дорожка эта ведет в крошечную татарскую деревушку Масандру, о существовании которой могут знать только туземцы, потому что она покоится в углублении двух возвышенностей, препятствующих видеть ее со всех сторон, и почти неизвестна официально за отдельное селение, потому что показана внутри округа соседственного с нею помещика».
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Различные по высоте фигурные кровли, дымовые и вентиляционные трубы сложного профиля, резные из камня фронтоны, наличники, картуши, вазы составляют сложное убранство фасада и создают его неповторимый облик.
В 1815 году имение купила Софья Константиновна Потоцкая, женщина с романтической судьбой. Графине очень нравились массандровские просторы, и прекрасный климат. Виноградарством и виноделием она тоже не занималась, но мечтала на холмах Массандры построить город — центр всего Южного берега и назвать его Софиополис. Ялта в то время была маленькой рыбацкой деревушкой на побережье. Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Новороссийского края дюка Армана де Ришелье, Софья Константиновна начала строительство замка и парка. Но вскоре Ришелье по политическим мотивам вынужден был оставить свой пост, и идея постройки крупного города умирает.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 В отделке фасадов архитектор использовал метлахскую плитку.
После кончины красавицы гречанки дача «Богоданная» перешла по наследству ее дочери Ольге Нарышкиной, супруге генерал-адъютанта Льва Нарышкина, двоюродного брата Михаила Воронцова — генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. У неё-то и покупает Массандру графиня Александра Васильевна Браницкая (теща М.С. Воронцова) для своих внуков, но всеми делами ведал и распоряжался Михаил Семенович Воронцов. Граф, оценив красоту здешних мест, устроил парк и возродил церковь.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Новый храм, построенный по проекту архитектора Филиппа Федоровича Эльсона (1793—1867), оригинально смотрелся среди окружавшего его леса. Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм в древнегреческом стиле. Он был построен довольно просто, главный вход украшали четыре колонны дорического ордена и треугольный фронтон, который венчал крест, к входу вели девять мраморных ступеней. Колокольню разместили прямо на ветвях могучего дуба (похожая колокольня была сделана в Ореанде в 1885 году), росшего рядом с церковью. Строительство храма закончили в 1832 году и освятили в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Из под алтаря церкви вытекал источник, который собирался недалеко от церкви в небольшой водоём, украшенный иконами. Храм Иоанна Предтечи посещали члены императорской семьи, в 1837 году здесь молилась императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 Верхнее окно южной башни.
В 1879 году рядом с церковью наследник генерал-губернатора князь С.М. Воронцов решил построить дворец. Для строительства была выбрана местность, изобилующая живописными скалами, гротами и источниками. Проект дворца, в основе которого лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения  со средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами и затейливыми мансардами, был готов к 1880 году. Французский архитектор М.А. Бушар поселился в Массандре, и строительство шло довольно успешно.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
К середине 1881 года дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался. Вскоре умер и сам заказчик С.М. Воронцов. Строительство дворца надолго остановилось, и жизнь здесь замерла до 1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство для императора Александра III. В собственность царя перешло «здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня», с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Он поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Руководил строительством дворца архитектор О.Е. Вегенер. В декор фасада вносятся многие изменения в стиле модерн. Строительство идет быстрыми темпами, но внезапная смерть императора в 1894 году, отодвигает его окончание.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
В начале XX века двуглавый орел был завершением башни. В традициях французской архитектуры кровля была выложена графитным чешуйчатым шифером-аспидом.
Словно роковая печать довлела над этим дворцом, не позволяя завершить строительство. Дворец строился 20 лет, но даже в 1902 году строители сдали его не пригодным для жизни: не было внутренней отделки, мебели, освещения. Массандровскому имению не находилось применения. В конце концов, решили сделать из него путевой дворец — император Николай II заинтересовался созданием в Массандре центра Крымского виноделия и собирался приезжать сюда для наблюдения за работами. К тому же дворец служил охотничьим домом Романовых. Внутреннее убранство, следовательно, было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось. Царское семейство ни разу даже не оставалось здесь на ночлег — отдохнув несколько часов и посетив церковь, ехали в любимую Ливадию.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Достроили дворец уже после 1921 года, устроив в нем санаторий для больных туберкулёзом. Окружающее пространство изменилось: Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох. На память о тех временах остались лишь несколько мраморных ступеней. В советское время этот прекрасный архитектурный памятник был «закрытым объектом». В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин. Здесь регулярно бывали Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Архитектор М.Е. Месмахер перестроил дворец, переосмыслив замысел Э. Бушара, сохранив средневековые детали старой постройки, ввел в декор здания много барочных элементов, придал черты архитектуры раннего барокко - стиля Людовика XIII.
В 1990 году дворец был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма» для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III. В настоящее время дворец является филиалом Алупкинского дворцово-паркового заповедника и открыт для посещения. На первом и втором этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки. P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Полукруглая лестница в подпорной стене. За ней находилась дорога, которая вела к гротам и церкви Иоанна Предтечи, возведенной в 1834 г. на средства графа М.С. Воронцова.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
С восточной стороны построена подпорная стена с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она выглядит как неотъемлемая часть дворцового комплекса.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Восточный фасад. Две круглые башни с островерхими завершениями и узкими окнами-бойницами фланкируют нарядный барочный ризалит, увенчатый богато орнаментированным фронтоном из резного камня.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Второй и третий этаж восточного фасада.
В подпорной стене, покрытой майлоиковыми плитами и красной поливной черепицей, устроены шесть фонтанов с львиными масками (прежде на их месте были маскароны сатиров) и большими чашами-раковинами.
 В арках раньше размещались копии античных скульптур Аполлона и Гермеса.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 Дверь на втором этаже.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 Детали двери на втором этаже.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 Дверная ручка.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
На второй этаж дворца ведет закругленная в плане лестница.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Дверь на второй этаж.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
 Цветочный партер, пруд, сфинксы и две могучие секвойи завершают завершают вид со стороны западного фасада.
P2WlxyVijxKhhGpt8M1fWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koDxHrOK_qA415C
Вокруг дворца при строительстве были установлены 29 скульптур - копии античной коллекции Имераторского Берлинского музея изящных искусств. К настоящему времени уцелели лишь 6 скульптур - два сатира, две химеры, два сфинкса.
Сатир.
Химера.
В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Архитектор Мемахер придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. При жизни Александра III его живописная коллекция произведений искусств была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах. С 1947 по 1989 годы дворец использовался как государственная дача, а в 1992 году открылся музей, который стал филиалом Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника..
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Нижний вестибюль.
Для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, архитектор в первом интерьере - вестибюле вместо традиционных деревянных панелей облицовывает нижнюю часть стен керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах.
При создании экспозиции сотрудники Алупкинского дворца-музея старались по возможности точно воссоздать интерьеры дворца согласно замыслу архитектора Месмахера и сделать их такими, какими они могли бы быть при жизни Романовых. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Нижний вестибюль.
Для создания экспозиции сюда отобрали из фондов Алупки произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие стилевым особенностям дворца. Некоторые экспонаты когда-то принадлежали императорской семье и находились в их южнобережных имениях. Часть произведений поступила в Алупку в 20-30-х годах из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Нижний вестибюль.
Усиливали ощущение прохлады в вестибюле пол, выложенный метлахскими плитками, и решение окон: они, так же как и входные двери, были оформлены цветными стеклами. После яркого солнца приглушенный, мягкий, радужный свет вызывал чувство покоя.
Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Архитектор применил разные породы дерева - дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и желтой медью, витражи, живопись по стеклу, - все это составило великолепный убор комнат, каждой из которых архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Та гармония, которая достигнута в художественном их оформлении, создает особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Нижний вестибюль.
Помимо стилизованного орнамента, в росписи этих оригинальных панелей включены целые букеты разнообразных цветов, написанных с почти натуралистической точностью. Это - прекрасная работа Э. Я. Кремера.
Переходя из одной комнаты в другую, попадаешь то в строгую приемную императора, то в торжественный его кабинет, то в интимную опочивальню или же в нарядную и праздничную гостиную императрицы. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Бильярдная.
Во дворце было проведено водяное отопление, камины же, сооруженные почти в каждой комнате, хотя и топились, но прежде всего играли роль украшения. Декоративная обшивка камина художественно "увязана" с панелями, дверьми. Архитектор здесь использует разные техники обработки дерева: резьбу, интарсию, выжигание с подкраской. 
В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Бильярдная.
У входа в столовую висит картина известного русского баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) "Подземная галерея в Эллоре". В коллекции Александра III были работы этого прославленного живописца. Возможно, и данный этюд, украшающий в настоящее время бильярдную, также принадлежал когда-то Александру III, поскольку до революции он находился в Малом Ливадийском дворце, построенном для наследника. После революции картина была перевезена в Государственную Третьяковскую галерею, а оттуда передана в Алупкинский дворец-музей. 
Один из искусствоведов так говорит о художественных пристрастиях Александра III: "Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной историографии сложился образ этого императора, как человека жесткого, консервативного, он обладал тем не менее широкими художественными вкусами и пристрастиями: играл на музыкальных инструментах, любил театр, был художником-любителем, брал уроки живописи (его наставником стал Алексей Петрович Боголюбов). Александр III коллекционировал произведения искусства, посещал почти все художественные выставки, выписывал журналы по искусству... Особый интерес он питал к керамике и живописи, в основном современной, отдавая предпочтение произведениям художников русской, датской и французской школ..." Только произведений прославленного Карла Брюллова в его собрании было сыше 30. В его коллекции было много работ Айвозовского, Боголюбова, Васнецова, Тропинина, Репина, Венецианова и многих других русских художников первой и второй половины XIX в. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Бильярдная.
Другую стену у входа в бильярдную украшает большое полотно художника-академиста Вильгельма Александровича Котарбинского (1849-1921) "Песни невольниц".  
При жизни Александра III его живописная коллекция была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах Месмахера. В архивных документах мы читаем: "в бильярдной 17 крюков для картин", в кабинете Его Величества - 14..." 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Бильярдная.
Как правило, бильярдные комнаты в русских дворцах XVIII-XIX вв. отделывались в "английском духе". Лепной узор потолка здесь отдаленно напоминает сложные переплеты тюдоровских перекрытий английской архитектуры XVI века. Дубовые панели также были характерным приемом оформления комнат в английских постройках. 
После неожиданной смерти Александра III некоторые не только строительные, но и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, проектировавшаяся для затяжки стен, не выполнен гобелен для кабинета императрицы и картина из изразцов для ее ванной комнаты, не получил декоративного оформления III этаж, предназначавшийся для детей. Но и в таком виде дворец представляет большой интерес. 
P2WlxyVijxKhhGpt8M1VVUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Рядом с бильярдной расположена столовая, в отделке которой ярко проявился талант Месмахера как декоратора. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII. Она напоминает старинный рыцарский зал. Всеми средствами архитектор стремился придать оформлению романтическую окраску: он спускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажного перекрытия, поднимает выше роста человека дубовые панели, покрывает их сложной резьбой барочных форм, вплетая элементы рыцарских доспехов. Свободные от декоративного оформления стены и потолки были расписаны ученым рисовальщиком М. Д. Салтыковым многоцветной росписью, общий колорит которой удивительно гармонировал с цветом мореного дуба.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Столовая.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Столовая.
В небольшой части столовой, являющейся проходной между сервизной и бильярдной, устроен огромный, во всю стену, камин. Он мощным камертоном, придает всему помещению торжественное звучание. Его венчает впечатляющий фронтон с глубокой, динамичной резьбой по дубу. Формы этой резьбы перекликаются с деталями резных буфетов
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Столовая.
Вся остальная плоскость камина отделена майоликовыми изразцами, узор которых повторяет в ином варианте орнамент росписи стен. P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Столовая.
Месмахер одним из первых архитекторов вводит цветные изразцы в облицовку каминов и в оформление дворцовых помещений. Стремясь возродить утраченные к началу XIX века традиции русских изразцовых печей, он складывает прекрасную изразцовую печь в буфетной (не сохранилась), а все стены ее отделывает кафельной плиткой. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Столовая.
Дверь из бильярдной в столовую.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Столовая.
Потолок, в котором было проведено водяное отопление.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Раскрытая роспись.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Бильярдная.
Вид на партер дворца и сфинксов.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Бильярдная.
Комнаты отдыха до дворцах обычно украшались пейзажами. Бильярдная разделяется столбами, за которыми выделена небольшая галерея, обращенная окнами в парк. Помещенные в зале преимущественно крымские пейзажи дополняют виды из окон. Они написаны художниками конца XIX века, многие из которых часто работали по заказам царской семьи. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Бильярдная.
Стену между входной дверью и камином украшает большое полотно Владимира Донатовича Орловского (1842-1914) "Крымский пейзаж в окрестностях Алушты" (1870 г.) (картина справа от камина). Хотя эта картина не была заказана императором, в ней изображено местечко Кучук-Ламбат, которое впоследствии стало одним из южнобережных царских имений.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Бильярдная.
Работа одного из известных художников-академистов Федора Андреевича Бронникова (1827-1902). Почти всю жизнь проживший в Италии, художник, тем не менее, был хорошо знаком русскому обществу своими полотнами на исторические темы. Он часто принимал участие в выставках передвижников. Творчество Бронникова очень ценилось русской аристократией. Картины его охотно покупала царская семья, были они в коллекции Александра III и датской королевы - матери Марии Федоровны.  Бронников был известен и своей благотворительной деятельностью на ниве просвещения художественной молодежи.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Бильярдная. Камин.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Бильярдная. Камин.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Нижний вестибюль.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Нижний вестибюль.
В боковых частях вестибюля обращает на себя внимание виртуозная резьба по дереву в переплетах перил лестниц.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Нижний вестибюль.
По примеру французских замков XVI века, существенную роль в подобных помещениях играли лестницы. Открытые или спрятанные в башне они связывали или разделяли внутреннее пространство на женскую и мужскую половину, на парадную и интимную части. Красиво изогнутая наружная лестница главного входа во дворец подводит к нарядно оформленной прихожей второго этажа, откуда можно было попасть в приемную Его Величества, либо в приемную Императрицы. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Парадная лестница.
Расположена в южной башне дворца.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Парадная лестница.
Лестница ведет в залы третьего этажа, где размещена выставка "Искусство эпохи соцреализма.".
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Парадная лестница.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Приемная Ее Величества.
Высокие дубовые панели делают маленькую комнату похожей на деревянную шкатулку.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Приемная Ее Величества.
Мягкие овальные формы дверных рельефов, овальное окно, вмонтированное в сложный резной десюдепорт (наддверное украшение) создают приятную атмосферу покоя. В объемную резьбу декора включены гирлянды фруктов, фигурки путти, имитация ленты, завершающейся стилизованной буквой "М" (что указывает на принадлежность комнаты). Эта стена своим великолепным оформлением предвосхищает стиль "модерн", который в то время начал распространяться в России и Европе. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Кабинет Ея Величества.
В этой комнате рисунок паркета наборного дерева не сложный, но он очень динамичный, и невольно зрительно "подводит" к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора, над которым предполагалось вмонтировать в стену гобелен. Спокойные теплые тона обивочной ткани, гобелена, камина, панелей со светло-кофейным крытьем служили фоном для изумительной росписи плафона, растительные формы которой являлись как бы естественным продолжением видов, открывающихся из окон. 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Кабинет Ея Величества.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Приемная Его Величества.
После мягких форм декора Приемной Императрицы, отделка Приемной Его Величества кажется строгой и немного торжественной. Она соответствует назначению комнаты - служить местом деловых встреч либо уединенной работы с книгой.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Приемная Его Величества.
Встроенный монументальный книжный шкаф, зеркало-консоль с черной мраморной полкой, трехгранный тамбур, закрывающий винтовую лестницу- мастерски вмонтированы в стены. Двери, панели, решетки водяного отопления, - все эти детали, выполненные из красного дерева в "стиле Жакоб", составляют художественное единство интерьера.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Опочивальня Их Величеств.
Для отделки "Опочивальни" архитектор выбирает элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Опочивальня Их Величеств.
Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни. Эффект рассеянного радужного освещения создавали цветные витражи, вмонтированные в потолок балкона (не сохранились). 
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Кабинет Ея Величества.
Здесь снова использованы "прототипы" классицизма. В кабинете Императрицы размещены живописные портреты семьи Павла I.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
 Прихожая второго этажа.
P2WlxyVijxKhhGpt_8tTWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2TjCOfqS7FRU
Прихожая второго этажа.
Третий этаж Массандровского дворца, предназначавшийся для детей, не был оформлен. В заключении комиссии по приемке дворца об этом говорилось: "...в виду кончины, в 1894 году государя императора Александра III и последовавшего вслед за сим Высочайшего повеления ныне благополучно царствующего Государя Императора о достройке лишь дворца, без дальнейшего оборудования его, профессор Месмахер не счел возможным придать помещениям 3-его этажа того специального назначения, которое было намечено на проекте, т. к. такое устройство могло со временем оказаться или ненужным, или неудобным". Отделочные работы не были полностью завершены, потому что никто из Романовых не стал жить в этом дворце. В 2006 году была открыта выставка «Как мы жили… идеалы прошлого» (произведения соцреализма 40-50гг. XX века). Послевоенная живопись призвана была создавать яркие, типические образы советских детей, подобно тому, как это воплотили в литературных произведениях А. С. Гайдар, Л. А. Кассиль...
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
Поднимемся по парадной лестнице на 3ий этаж.
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
Вход на третий этаж.
Для создания экспозиции отобрали картины и скульптуру из фондов Алупкинского музея. Часть произведений поступила в Алупку в 20-30-х годах из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга.
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
Мучник Л.И. (1890-1966). "Симеиз" 1952 г.
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
Сулименко П.С. (1914-1995) "Берег возле Симеиза" 1950 г.
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
Попав в зал, посвященный теме советского детства, у посетителя часто возникает ощущение, что время повернуло вспять. На стенах, в пределах скромной экспозиционной площади, развернулась мистерия детского счастья, каким его представляли в послевоенное десятилетие.
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
P2WlxyVijxKhhGpq8sleWEMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
 Картина "Портрет дочери" Лесницкой Л.И.
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
Слева картина Путейко Н.Г. "На речке", 1954 г. Справа - Гуревич А.М. "Летом"
P2WlxyVijxKhhGpq8shWWUMdsf-ah7h0yFmVCaBSlcXe_A6al8i_R0wpFEg4E0x_uVAakTzNcAJLGUAN0gs2_koD2DjCOfqS7FRU
С балкона третьего этада открывается вид на партер дворца.
https://vadimrazumov.ru/tag/Масссандровский%20дворец/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Массандровский дворец (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта | Бабушка-ладушка - Дневник Бабушка-ладушка | Лента друзей Бабушка-ладушка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»