• Авторизация


Музей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/2 05-12-2025 10:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Музей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/2


c4b252be-46d3-41e9-b957-174ee8b08baf_f0d0bcc4

Белая и Голубая гостиные
white_blue_2 (1)
Белая гостиная
white_blue_1 (1)
Белая гостиная
white_blue_4 (1)
 Голубая гостиная
white_blue_5 (1)
 Голубая гостиная
В этих залах сегодня представлены образцы произведений ювелирного искусства, произведений, ценившихся на уровне драгоценных камней. Перед нами образцы эмальерного искусства, или искусство эмали.
0D9qdzh79zRe6Lq4ifbJrrLyUFm5XxQyJBiJzhq90JqsD5pT1EXg6cWTqPY1OEoRJzBLiWw225TAr7SrSYjM6sH5oMUoO1A3kDbQРусское эмальерное искусство
scale_1200 (40)
scale_1200 (41)
Русское эмальерное искусство
На верхнем снимке изделия фирмы Павла Овчинникова (1830-1888), серебряных дел мастера. Его предприятие первым начало выпускать предметы в старом русском стиле, это ковши, блюда, чарки, братины (славянский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья алкогольных напитков пива, мёда, вина), причем изготавливались они из цельных листов металла по одной из наиболее древних техник - repoussé.
scale_1200 (42)
Ювелирная фирма Овчинникова была постоянным участником всевозможных выставок, как внутри России, так и за ее пределами. В 60-х годах XIX века предприятие Павла Акимовича Овчинникова получает известность во всем мире, на всемирной выставке в Париже он награжден Серебряной медалью. Мастера Овчинникова в совершенстве владели всеми эмальерными техниками, будь это живописная эмаль, перегородчатая или витражная эмали
scale_1200 (43)
Русское эмальерное искусство
Павел Овчинников получает право ставить клеймо с государственным гербом на свои изделия, вскоре он открывает магазины, вначале в Москве, а затем и в Петербурге, на Большой Морской улице. В 1871 году при фабрике открывается специальная школа для одаренных детей, в 1881 году Павел Овчинников получил статус "Поставщика Двора Его Императорского Величества"
scale_1200 (44)
Белая гостиная
scale_1200 (45)
Русское эмальерное искусство
За свои заслуги и работы Павел Овчинников был удостоен пяти российских орденов, а также австрийским, бельгийским и французским орденами, кроме того, избирался на должность Гласного Московской Городской Думы, являлся членом Московской Купеческой управы и Московского Биржевого комитета. После смерти Мастера, дело продолжили его сыновья, фирма процветала вплоть до 1917 года
scale_1200 (46)
scale_1200 (47)
Русское эмальерное искусство
В коллекции музея большое место занимает собрание изделий еще одного знаменитого эмальера - Федора Ивановича Рюкерта (1840-1917), русского ювелира немецкого происхождения. Мастерская, открытая Рюккертом в 1886 году, стала известна благодаря эмалевым миниатюрам, украшавшим его изделия. Уже через год, он заключает договор с фирмой Фаберже, хотя Рюкерт принимал заказы и от других крупных и известных фирм, например того же Овчинникова.
scale_1200 (48)
scale_1200 (49)
Русское эмальерное искусство
Свою мастерскую Рюкерт основал в Москве, на Воронцовской улице, в этом же доме проживала и его семья. Мастерская изготавливала как утилитарные предметы, так и дорогостоящие подарочные вещи. На изделиях Рюкерта преобладали живописные композиции на тему русской истории и старинного боярского быта, фольклора.
scale_1200 (50)
scale_1200 (51)
Русское эмальерное искусство
Рюкерт имел свой неповторимый художественный стиль, это выражалось в самих сюжетов миниатюр, узорах и орнаментах, даже краски у него были свои, с преобладанием коричнево-охристых тонов, а форма его изделий, будь это чаши, ковши или ларцы, по сравнению с оригиналами порой не соответствовали пропорциям и имели гротесковые формы
scale_1200 (52)
scale_1200 (53)
Русское эмальерное искусство

Еще один признанный мастер, чьи работы представлены в Голубой гостиной и имели клеймо "Поставщик Двора Его Императорского Величества" - Иван Петрович Хлебников (1819-1881). Предприятие Хлебникова "И. П. Хлебников, Сыновья и Ко" выпускало свою продукцию как для массового покупателя, так и штучные изделия, предназначавшиеся для высоких особ, в том числе и для царской семьи. Хлебников придерживался модного тогда, русского исторического стиля.

scale_1200

scale_1200 (1)Русское эмальерное искусство

Получив известность на родине, Петр Хлебников решает показать свои изделия и всему миру, в итоге, на своей первой Всемирной выставке в Вене, в 1873 году получает за свою коллекцию две медали. К 1877 году становится поставщиком Датского, Сербского, Нидерландского княжеских и королевских дворов, а в 1879 году получает право ставить на своих работах клеймо государственного герба и звание ""Поставщик Двора Его Императорского Величества".

scale_1200 (2)Набор для крюшона. Москва, 1894. Фабрика Хлебникова

Помимо утилитарных и штучных, подарочных изделий фирма Хлебникова прославилась и предметами для православного богослужения: кресты, оклады икон, складней, церковных чаш, кадил. Хлебников в 1883 году получил один из таких заказов от Русской Православной Церкви по созданию церковной утвари для храма Христа Спасителя в 1883 году.

scale_1200Русское эмальерное искусство

scale_1200 (1)Белая гостиная

Помимо изделий эмальерного искусства в Белой и Голубой гостиной представлена коллекция русского фарфора XIX века, большинство которой изготовлено на Императорском фарфоровом заводе, в том числе и коллекция декоративных тарелок.

scale_1200 (3)

scale_1200 (4)

scale_1200 (5)

scale_1200 (6)

scale_1200 (7)Русский фарфор XIX века

Выставочный зал

Выставочный зал, в котором сегодня можно увидеть уникальные произведения искусства, изначально располагался в просторной парадной столовой, которая в конце 1850-х годов была переделана в Большой кабинет. Он служил домашним музеем семьи Шуваловых. Это историческое пространство до сих пор сохраняет атмосферу той эпохи, когда здесь собирались знатные гости и проводились важные мероприятия.
exhibition_3 (1)Выставочный зал

exhibition_4 (1)

Из прежнего убранства зала и коллекции Шуваловского собрания, располагавшейся во Выставочном зале, сохранились лишь камин с мраморным барельефом и встроенный в стену скульптурный триптих фламандской школы XVII века, изображающий сцены "Благовещения", "Поклонения волхвов" и "Святой Анны, проповедующей в храме". Это один из самых впечатляющих элементов интерьера. Каждая из его частей погружает зрителя в библейские сюжеты, наполненные глубоким смыслом и символикой. Триптих поражает своей детализацией и выразительностью.

exhibition_2 (1)

Вмонтированный в стену скульптурный триптих фламандской работы XVII века с «Благовещением», «Поклонением волхвов» и «Святой Анной, проповедующей в храме»

exhibition_1 (1) Камин, выполненный французскими мастерами XVIII века.

Выставочный зал музея Фаберже представляет собой уникальное пространство, где собраны шедевры декоративно-прикладного искусства и живописи. Этот музей стал настоящей сокровищницей, в которой хранятся резные каменные изделия, созданные мастерами XIX и XX веков. Эти изделия поражают своим мастерством и изяществом, отражая высокий уровень художественной культуры того времени.

scale_1200

scale_1200 (1)Выставочный зал

В зале также можно увидеть впечатляющие полотна русских художников XIX века. Центральное место в экспозиции занимает знаменитое полотно "Суд Париса" Константина Маковского, написанная им в 1889 году. В том же году художник показал ее на Всемирной выставке в Париже и... был удостоен Большой золотой медали и ордена Почётного легиона. Монументальное полотно Маковского "Суд Париса" среди множества живописных произведений, которые оставили заметный след в истории искусства занимает особое место. Картина не только привлекла внимание зрителей своей выразительной композицией и живописной манерой, но и стала символом художественного прогресса своего времени.

scale_1200 (3)К. Маковский "Суд Париса", 1889 год

В основе сюжета: спор трёх богинь — Геры, Афины и Афродиты — о том, кто из них самая прекрасная. Этот художник, представляющий салонно-академическое направление, известен своими яркими и эмоциональными произведениями, которые часто вызывают восхищение у зрителей. "Суд Париса" — это не просто картина, а целая история, запечатленная на холсте, где каждый персонаж передает свои чувства и переживания. Остается добавить, что еще до открытия выставки картину Маковского купил американец Чарльз Шуманн. Позже картина лишь однажды сменила владельца. "Суд Париса" оказалась в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге после возвращения в Россию в начале XXI века усилиями Культурного-исторического фонда "Связь времён".

scale_1200 (4)
Константин Маковский. «Суд Париса», 1889 г.

Конкуренцию этому произведению составляет картина Генриха Семирадского "Женщина или ваза? (Трудный выбор)". Эта работа привлекает внимание зрителей своей интригующей композицией и глубоким философским смыслом, ставя перед нами вопрос о выборе и ценностях. На полотне изображена дилемма римского патриция, столкнувшегося с непростым выбором. В его роскошном доме фригийские купцы предлагают на продажу два предмета равной ценности: изысканную китайскую вазу, украшенную драгоценными камнями, и прекрасную рабыню. Патриций, уже держащий в руках вазу, размышляет над выбором между этими двумя ценностями. Картина написана в 1878 году.

Генрих Семирадский. «Женщина или ваза?», 1878 г.
Генрих Семирадский. «Женщина или ваза?», 1878 г.
За эту картину и две другие, "Факелы Нерона" и "Потерпевшие кораблекрушение", Семирадский получил высшую награду выставки — Гран-при (Большую золотую медаль). Случилось это событие, опять же, на Всемирной выставке в Париже, только на одиннадцать лет раньше победы Маковского с картиной "Суд Париса"! До 1955 года картина находилась в коллекции Барнета Ньюмана (1905-1970) в Лондоне. Ньюман - американский художник, видный представитель абстрактного экспрессионизма. Последний раз картина была продана в 2005 году на аукционе Sotheby's чуть менее чем за 1,5 миллиона долларов. Так она вернулась в Россию.

scale_1200 (6)"Канатоходка" Г. Семирадский, 1898г

Генрих Семирадский. «Канатоходка», 1898 г.
Генрих Семирадский. «Канатоходка», 1898 г.
Также стоит отметить более светлую и жизнерадостную картину Семирадского "Канатоходка", которая демонстрирует мастерство художника в передаче динамики и эмоционального состояния персонажей. Завершил картину Генриз Ипполитович в 1898 году. Это позднего периода творчества художника. Никто так мастерски не передавал атмосферу спокойного солнечного юга, как Семирадский. Его работы, отличающиеся изысканностью и возвышенностью, избегали вульгарной чувственности и обыденности, даже в самых простых сюжетах.

scale_1200 (1)И.К. Айвазовский "Кораблекрушение", 1888 год

scale_1200 (3)И.К. Айвазовский "Кораблекрушение", 1888 год

Иван Айвазовский. «Переход евреев через Красное море», 1891 г.Иван Айвазовский. «Переход евреев через Красное море», 1891 г.

Творчество Айвазовского внесло значительный вклад в мировое искусство, благодаря его мастерству в передаче многообразия красоты и мощи морской стихии. Художник виртуозно воспроизводил на своих полотнах все нюансы морских пейзажей, от безмятежной глади до бурных волн, от слепящего солнца до мрачного сумерек. Айвазовский неоднократно обращался к темам кораблекрушений, бурь, ураганов и штормов. Море было страстью всей его жизни, он изображал его во всех состояниях. За свою творческую карьеру художник создал более шести тысяч морских пейзажей, среди которых наиболее известны "Девятый вал", "Радуга" и "Черное море". В Музее Фаберже представлены четыре картины Ивана Айвазовского. Это подлинные полотна непревзойденного русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), которые можно встретить в Выставочном зале и на первом этаже Музея Фаберже.

scale_1200 (4)

В богатейшей коллекции Музея Фаберже хранится удивительный этюд Василия Поленова, великого русского художника, чьё имя навсегда вписано в историю русской живописи благодаря его неповторимым пейзажам и проникновенным жанровым сценам. Этюд, получивший название "Задворки", представляет собой завораживающий взгляд на деревенский пейзаж. Это не просто набросок, а самостоятельное произведение искусства, ярко демонстрирующее мастерство Поленова и его новаторский подход к пленэрной живописи. Место действия этюда – деревня Тургенево, расположенная в живописных окрестностях имения Меньшово под Подольском. Именно здесь, среди спокойствия русской природы, Поленов проводил летние месяцы, черпая вдохновение для своих творений. Эта местность, с её очаровательными деревенскими задворками, стала музой для художника, вдохновив его на создание целого ряда работ.

tild3337-6539-4965-b965-613636656534___-min
Василий Поленов. Задворки. 1892

Фирма Фаберже, известная своими изысканными ювелирными изделиями, в конце XIX – начале XX века также сделала значительный вклад в развитие камнерезного искусства. В этот период в России наблюдался настоящий расцвет камнерезного дела, что можно проследить по разнообразным предметам, созданным мастерами Фаберже и его современниками, включая выдающегося мастера Авенира Суминова.

scale_1200Выставочный зал

scale_1200 (2)Выставочный зал

Фирма Фаберже, известная своими изысканными ювелирными изделиями, в конце XIX – начале XX века также сделала значительный вклад в развитие камнерезного искусства. В этот период в России наблюдался настоящий расцвет камнерезного дела, что можно проследить по разнообразным предметам, созданным мастерами Фаберже и его современниками, включая выдающегося мастера Авенира Суминова.

scale_1200 (7)Барометр настольный. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, 1903-1904гг. Фото автора.

scale_1200 (8)
.
Эти изделия, выполненные из различных самоцветов, отражают не только мастерство их создателей, но и высокий уровень художественного вкуса того времени. Изначально камнерезное направление в творчестве Фаберже занимало второстепенное место. Однако с ростом интереса публики к таким изделиям, оно стало занимать всё более важную нишу в производственной деятельности компании. Это изменение в приоритетах было вызвано не только коммерческими соображениями, но и стремлением мастеров продемонстрировать богатство и разнообразие природных материалов.
scale_1200
Настольные часы, 1899–1903гг. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Фото автора.
В результате Фаберже, который активно сотрудничал с Екатеринбургской гранильной фабрикой, решил открыть собственную мастерскую на Английском проспекте в Санкт-Петербурге. Эта фабрика, находившаяся под контролем Министерства императорского двора, уже с начала XVIII века обеспечивала царские дворцы предметами искусства и подарками по Высочайшему назначению. В мастерскую Фаберже были приглашены уральские мастера, обладающие глубокими знаниями о природной красоте и особенностях минералов. Эти специалисты не только привнесли свои навыки, но и разработали новые, неожиданные виды продукции. Они использовали уникальные цветовые гаммы и текстуры камней, что позволило создать поистине уникальные произведения искусства. В результате мир увидел богатую палитру цветных камней, многие из которых добывались из месторождений, находившихся в России.
scale_1200 (2)
 
Важным аспектом работы Фаберже было внимание к деталям и высокое качество исполнения. Каждый предмет, будь то ювелирное изделие или предмет интерьера, был тщательно продуман и исполнен с максимальной точностью. Это позволило фирме завоевать признание как в России, так и за её пределами. В итоге, изделия фирмы Фаберже стали символом не только богатства и роскоши, но и высокого уровня мастерства, что сделало их желанными для коллекционеров и ценителей искусства по всему миру.
scale_1200 (3)
Набалдашник к трости, начало XX века. Фирма А. Сумина.
Таким образом, благодаря усилиям Фаберже и его команды, камнерезное искусство в России достигло новых высот, оставив яркий след в истории ювелирного дела. Эти произведения искусства не только восхищают своей красотой, но и рассказывают о богатой культурной традиции и мастерстве российских камнерезов, которые смогли создать уникальные шедевры, отражающие дух своего времени.
scale_1200 (4)
Настольные часы, 1899–1903гг. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
scale_1200 (5)
Нефрит, обладающий разнообразными оттенками и исключительной прочностью, был особенно ценен для знаменитого ювелира Карла Фаберже. Наиболее предпочтительным среди различных видов нефрита был саянский, который отличался не только своей крепостью, но и насыщенным шпинатным цветом. Этот камень стал неотъемлемой частью многих шедевров, созданных Фаберже, включая знаменитые императорские пасхальные яйца. Эти яйца, как известно, были не просто украшениями, а настоящими произведениями искусства, которые сочетали в себе тонкость выполнения и богатство материалов.
scale_1200 (6)
Настольный барометр. Москва, 1908г. Фирма К. Фаберже. 
Помимо пасхальных яиц, нефрит использовался для создания множества других предметов, таких как часы, барометры, настольные звонки и подставки для перьевых ручек. Каждый из этих предметов был выполнен с высочайшим уровнем художественной обработки, что подчеркивало мастерство Фаберже и его команды. Например, настольные звонки, украшенные нефритом, не только были функциональными, но и служили великолепными декоративными элементами, которые могли украсить любой интерьер.
scale_1200 (7)
Двухрожковый электрический светильник, 1899–1904гг.Мастер Ю. Раппопорт. 
scale_1200 (9)
Кроме нефрита, Фаберже также использовал разнообразные другие камни, такие как разноцветные уральские яшмы, агаты и малахит. Каждый из этих материалов привносил свою уникальную текстуру и цветовую гамму в изделия. Особенно интересен седельниковский родонит, из которого был выточен лоток ярко-розового цвета, известного как «самый высокий алый». Этот лоток стал настоящим символом роскоши и утонченности. Одним из самых оригинальных предметов, созданных Фаберже, была марочница, выполненная из тщательно подобранных кристаллов горного хрусталя. Эта марочница имела несколько отделений, что делало её не только эстетически привлекательной, но и очень практичной. Каждый элемент был продуман до мелочей, и использование таких драгоценных камней, как горный хрусталь, добавляло изделию дополнительную ценность и изящество.
scale_1200 (10)
Настольные часы "Полярная звезда, 1885–1899. мастер М. Перхин. 
Таким образом, творчество Фаберже — это не просто набор изделий, а целая галерея уникальных предметов, каждый из которых рассказывает свою историю. Использование разнообразных камней и высококачественных материалов в сочетании с безупречным мастерством создавало настоящие шедевры, которые и по сей день вызывают восхищение и интерес коллекционеров и любителей искусства.
scale_1200 (11)
Под №7 - настольные часы "Дельфин", 1902г. Приз императора Николая II на соревнованиях по стрельбе. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт. 
Одним из самых впечатляющих экспонатов Выставочного зала дворца являются уникальные часы, выполненные в изысканном нефритовом корпусе. Эти часы были созданы талантливым ювелиром Генриком Вигстрёмом, который славится своими мастерскими изделиями, сочетанием искусства и науки. Особенностью этих часов является глобус, выполненный из горного хрусталя, который придаёт экспонату не только эстетическую привлекательность, но и символизирует прозрачность и чистоту. На гладкой поверхности земного шара, сделанного из хрусталя, мастер искусно нанес гравировку, представляющую собой основные морские пути мира.
scale_1200 (12)
 
Эта детализированная карта морей и океанов служит не только декоративной функцией, но и образовательной. Она позволяет зрителям увидеть, как развивалась морская навигация и какие маршруты использовались для торговли и путешествий в разные исторические эпохи. Кроме того, на золотом обруче, окружающем экватор глобуса, Вигстрём изобразил специальную шкалу, которая позволяет определить время в различных уголках земного шара. Это решение демонстрирует не только технические навыки ювелира, но и его глубокое понимание астрономии и географии. Шкала времени, как важный элемент, помогает понять, как разные часовые пояса влияют на повседневную жизнь людей, а также на международные связи и торговлю. Эти часы, несомненно, являются не просто предметом, показывающим время, но и настоящим произведением искусства, которое объединяет в себе элементы науки, истории и культуры. Они привлекают внимание не только коллекционеров и ценителей искусства, но и простых посетителей, желающих узнать больше о мире и его многообразии. Таким образом, часы Генрика Вигстрёма становятся важной частью культурного наследия, вдохновляя новые поколения на изучение географии и истории.
scale_1200 (13)
scale_1200 (14)
Чаша, конец XIX века
Бюст императора Александра III, выполненный из кварца, является выдающимся произведением искусства, которое не только восхищает своим мастерством, но и погружает в богатую историю уральского камнерезного дела. Традиция создания камнерезных изделий на Урале имеет глубокие корни и насчитывает множество веков. Мастера этого региона славились своими уникальными навыками обработки камня, что, безусловно, не могло остаться незамеченным для таких выдающихся художников, как Карл Фаберже. Фаберже, известный своими роскошными ювелирными изделиями и декоративными предметами, был прекрасно осведомлён о традициях и технике уральских камнерезов. Это знание, вероятно, стало одним из факторов, побудивших его создать бюст, который, хотя и напоминает печати, используемые уральскими мастерами, отличается по своему замыслу и художественному выражению.
scale_1200 (15)
Бюст императора Александра III, 1908–1914. Мастер Г. Вигстрём.
Бюст императора, вырезанный из цельного куска кварца, демонстрирует невероятную точность и внимание к деталям. Процесс матировки, которому был подвергнут камень, добавляет ему уникальную текстуру, которая играет на свету, создавая эффект глубины и объёма. Эта техника позволяет подчеркнуть каждую черту лица императора, делая его образ живым и выразительным. Скульптура установлена на элегантном постаменте из нефрита, который сам по себе является произведением искусства. Нефрит, известный своей прочностью и красотой, служит идеальной основой для бюста, подчеркивая его величественность. Постамент украшен золотой оправой, выполненной с использованием техники выемчатой эмали, что добавляет дополнительный уровень изысканности и роскоши. Вензель императора, изящно выложенный алмазными «розами» в серебряных креплениях, завершает композицию, придавая ей царственный вид.
scale_1200 (16)
Под №6 - Настольные часы, 1899–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Эти детали не только подчеркивают статус императора, но и демонстрируют мастерство ювелиров, которые работали над созданием этого уникального предмета. Таким образом, бюст Александра III является не только памятником выдающемуся правителю, но и великолепным примером искусства камнерезного дела, которое продолжает восхищать и вдохновлять ценителей искусства по всему миру.
scale_1200 (17)
Готический зал
Русские иконы. В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон XVI – XX вв., большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

cfee34ea-fe19-49e7-854a-e1f8ff805137 Готический зал

gothic_2 (1)

Почти все иконы представляют собой предметы личного благочестия. Они сопровождали русского человека на протяжении всей его жизни: родильные, именные, венчальные, семейные…Небольшие образки носили на груди, иконы побольше ставили на полку в красном углу или же на письменный стол. В путешествие брали с собой складни — иконы-триптихи, створки которых закрывались, чтобы не повредить изображение.

tild3565-6161-4463-a262-386266313533__depositphotos_391442 (1)

gothic_4 (1)

Большая часть икон украшена богатыми драгоценными окладами, выполненными в мастерских известных ювелиров Москвы и Санкт-Петербурга: Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Антипа Кузьмичёва, Фёдора Рюкерта и других.

2mh0-fNBVKI (1)

В собрании представлено немало экспонатов, связанных с императорской фамилией. Например, складень «Богоматерь Казанская, святитель Николай Чудотворец, царица Александра» был заказан в 1894 году по случаю бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей православие с именем Александра.

tild3237-6631-4630-a231-643039653163___-min

Василий Гурьянов. Икона «Господь Вседержитель». Серебро, дерево, полудрагоценный камень, темпера, масло. Фирма Ореста Курлюкова, Москва. 1908 год

tild6431-3334-4334-b535-303965323934___-min

Художник неизвестен. Икона «Избранные святые». Серебро, дерево, темпера, масло. Фирма Николая Тараброва, Москва. 1908 год

tild3166-6236-4931-a330-363566626565___-min

Михаил Дикарев. Икона «Святой Николай Чудотворец». Жемчуг, серебро, дерево, темпера, масло. Фирма Якова Мишукова, Москва. 1894 год

Верхняя буфетная
Русская и европейская живопись рубежа XIX–XX вв. В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца XIX – начала XX вв., имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом. Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина. В зале также представлены выдающиеся образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.
scullery_2 (1)
scullery_1 (1)
Бежевый зал

В Бежевом зале представлена большая коллекция посуды, портсигаров и других ювелирных изделий именно имперского периода. Эти предметы дают нам представление о формах и фасонах посуды, имевших хождение в быту императорской России. В основном эти изделия были выполнены во второй половине ХIХ - начала ХХ столетия. При этом здесь демонстрируются многие виды техники эмали, в том числе: перегородчатая эмаль (ленточки-перегородки из серебра или золота напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку); витражная эмаль (разновидность перегородчатой эмали без металлической основы); выемчатая эмаль (когда специальным резцом по рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, заполняемые эмалью); Эмаль-гильоше (нанесение на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора) и др.

beige_2 (1)

beige_1 (1)

 
На рубеже XIX-ХХ века эмальерное искусство вновь возродилось и достигло своего пика популярности. Изделия, выполненные в технике выемчатой эмали в Бежевом зале широко представлены продукцией фирмы Павла Овчинникова. Павел Акимович Овчинников (1830-1888) в 1851 году основал собственную мастерскую, а в 1853 году открыл фабрику по производству золотых и серебряных изделий. В короткий срок получает признание и славу как искусного ювелира. В 1865 году, после Московской международной выставки, где он за свои работы был удостоен пяти российских орденов, становится штатным поставщиком двора цесаревича Александра, а с 1872 году фабрика Овчинникова получает звание поставщика двора Его Императорского Величества.
scale_1200 (19)
scale_1200 (18)
scale_1200 (20)
scale_1200 (21)
На заднем плане: ларец работы фирмы К. Фаберже. 
scale_1200 (22)
Ларец. Москва, 1908-1917гг. Фирма O. Курлюкова. 
С образцами техники витражной эмали можно познакомиться взглянув на коллекцию предметов, изготовленных петербургской фирмой "Братья Грачёвы". Фабриканты Грачевы открыли свое производство несколько позже Павла Овчинникова, в 1866 году. В 1892 году компания получила заслуженное звание придворного поставщика. Продукция фабрики была узнаваема, самобытные бытовые изделия, кабинетная скульптура, туалетные принадлежности, посуда пользовалась заслуженным успехом не только при царском дворе, но и широкой публикой. К концу жизни Павел Акимович, будучи купцом первой гильдии, получил звание почетного гражданин Москвы, а также имел множество званий и регалий. Предприятие Овчинникова под руководством его сыновей успешно вело свой бизнес до самой Октябрьской революции 1917 года.
scale_1200 (23)
scale_1200 (24)
scale_1200 (25)
Сервиз чайно-кофейный, Москва, 1879−1883гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
В конце XIX - начале ХХ века многие мастера-ювелиры, не имеющие возможность открыть свое дело, объединялись в артели. Это была новая форма объединения ремесленников. Плюсом таких объединений являлось то, что здесь не присутствовали посредники между изготовителем и потребителем, и что не мало важно - мастер имел свободу действий и отсутствие художественного диктата.
scale_1200 (26)
Тарелка. Москва, 1888г. Мастер А. Кузмичёв. Фото автора.
На верхнем снимке представлена работа Антипа Кузьмичева - купца, основателя и владельца  фабрики золотых и серебряных дел. Его фабрика, основанная в 1856 году, была ориентирована на производство различных художественных изделий из золота, серебра и бронзы, в том числе и церковных вещей. Хотя предприятие Кузьмичева и не получило звание "Поставщик Императорского Двора", его изделия ценились своей безупречной сложной эмальерной работой и пользовались спросом. Продукция компании Антипа Кузьмичева экспортировались за границу, особенно в в США. Мастер активно сотрудничал с Tiffani & C, представлявшую Россию в Америке.
scale_1200 (27)
scale_1200 (28)
Нужно отметить еще одного ювелирного мастера, чьи изделия привлекали внимание покупателей. Он обладатель различных наград международных и российских выставок. Об его профессиональном уровне и качестве выпускаемой продукции говорит и тот факт, что он был в числе тех, кто имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", мало того, он являлся придворным фабрикантом Двора королей Дании, Сербии, Черногории, Сербии, Нидерландов! Компания Ивана Петровича Хлебникова, а именно об этом человеке идет речь, помимо ювелирных украшений, изготавливала письменные приборы, церковную утварь, посуду, каминные часы. Напомню, в коллекции Хлебникова золотая медаль Всемирной Выставки в Париже 1889 года, а также разные медали с других выставок, проходивших в разных городах мира в разное время.
scale_1200 (29)
scale_1200 (30)
Набор для напитков (поднос, кувшин, чарки), 1899г. Фирма "Братья Грачёвы". Фото автора.
scale_1200 (31)
Мы неоднократно слышали о ювелирных изделиях, поставляемых ко Двору Его Величества. Практика поставок товаров к царскому двору в России существовала еще с XVI столетия, а занималась такими закупками специальная служба - дворцовый приказ. Кстати, фабрики и ремесленники, все те, кто поставлял свою продукцию ко Двору императора и императрицы, имели право размещать государственный герб России на своих изделиях. Помимо ювелирных изделий для личного пользования царскими особами, в большом количестве закупались предметы, служившие в дальнейшем в качестве подарков и сувениров по случаю различных памятных событий и различного рода юбилеев. Такими подарками могли служить различные ювелирные изделия: портсигары, чаши, кубки и ковши, камнерезные фигуры и многое другое.
scale_1200 (32)
Шкатулка. Москва, 1908−1917гг. Фото автора.
scale_1200 (33)
scale_1200 (34)
Были среди мастеров-ювелиров и те, кто имел иностранное происхождение, но решился изменить свою жизнь и переехать на жительство в Россию. Таких людей, решивших связать свою судьбу с нашей страной немало. Это Иероним Позье, Карл Болин, Готтлиб Ян, конечно Карл Фаберже, и многие многие другие. Еще при Петре I в Россию приехало немало ювелиров из Европы. Их имена, наравне с отечественными мастерами, стали символами русского ювелирного искусства. А самые лучшие из них становились поставщиками царского двора...
scale_1200 (35)
Ковш. Москва, 1890-е годы. Фирма О. Курлюкова. Фото автора.
scale_1200 (36)
scale_1200 (37)
scale_1200 (38)
scale_1200 (39)
scale_1200 (40)
Кабаре. Москва, 1870–1880гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
scale_1200 (41)
Кабаре. Москва, 1870–1880гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
scale_1200 (42)
scale_1200 (43)

https://fabergemuseum.ru/posetitelyam/plan-ekspozitsii

https://experience.tripster.ru/articles/muzej-faberzhe/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_Фаберже_в_Санкт-Петербурге

*************


 

Серия сообщений "***Петербург 3":
Часть 1 - Александро-Невская лавра — первый монастырь Санкт Петербурга
Часть 2 - Мариинский театр — главная сцена Санкт Петербурга
...
Часть 20 - Места Достоевского в Санкт Петербурге
Часть 21 - Музей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/1
Часть 22 - Музей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/2
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/2 | Бабушка-ладушка - Дневник Бабушка-ладушка | Лента друзей Бабушка-ладушка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»