• Авторизация


От трубача до барабанщика… 08-04-2025 06:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения MsTataka Оригинальное сообщение

От трубача до барабанщика…

Люди старшего поколения, безусловно, хорошо помнят старую пионерскую песню из СССР про юного барабанщика. Многие поколения пионеров маршировали под неё на торжественных линейках. Им и в голову не приходило, какая любопытная судьба у этой песенки. Хотя некоторые её строчки — например, «Вперед продвигались отряды спартаковцев — смелых бойцов» — вызывали у советских школьников вопросы: кто такие «спартаковцы», куда они шли, что это вообще была за битва, в которой погиб юный барабанщик? Об этом и о многом другом нам расскажет старый советский барабан из нашей коллекции.

pionerskij_baraban_sssr_simvol_sovetskoj_epokhi_socrealizm_1950_60gg (700x551, 52Kb)

Барабан пионерский, предположительно 1960-70-х годов. Выпускался в комплекте с ремнем и парой палочек. Диаметр корпуса: 302 мм. Высота: 85 мм. Масса: 1,6 кг. Корпус-резонатор полый, деревянный, облицованный красной бумагой. Мембрана и ремешок кожаные. Со временем палочки были утеряны, бумага на корпусе протерлась, однако мембраны, хоть и потемнели, остались целыми. Этот раритет долгие годы оставался неотъемлемым атрибутом пионерского отряда и предназначался для сопровождения строя во время походов, шествий и парадов.

В СССР стать барабанщиком или горнистом мечтал едва ли не каждый советский школьник. Должности эти были очень почетные и, как ни странно, выборные — барабанщики избирались советом отряда, как правило, из числа высоких мальчишек. Под звуки барабанов совершались традиционные пионерские ритуалы: вынос знамени, торжественные линейки и т.д. На пионерском построении место барабанщика — на правом фланге дружины. Во время торжественного прохождения отряда барабанщик шел за знаменосцем и ассистентами, левой рукой придерживал барабан, а правой держал палочки и делал отмашку — задавал темп марша. Разумеется, они должны были «назубок» знать строевые приемы, уметь играть «марш» и «дробь». Основные сигналы пионерского барабана подразделялись на два вида: регламентирующие быт («Подъем», «Подъем флага», «На обед!”, «Отбой” и другие) и строевые («Слушайте все”, «Сбор вожатых”, «На линейку!”, «Торжественная встреча” и другие).

Похожие сигналы играли в начале XX века и юные барабанщики-скауты. История скаутского движения имеет глубокие исторически корни, в том числе и в России. Она начинается в 1907 году с публикации книги «Scouting for Boys» — своеобразного пособия для воспитателей мальчиков, которым 12-16 лет. Ее автор — британский шпион, участник Англо-бурской войны, основатель скаутинга Роберт Баден-Пауэлл. Во время войны он стал задумываться над тем, что воспитывать будущих воинов надо с детства. Баден-Пауэлл решил проверить свою теорию на практике: собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними 10 дней в палаточном лагере на острове Браунси. Этот опыт всем понравился, и в начале 1908 года книга «Scouting for Boys» была издана шестью отдельными тетрадками, в формате бесед у костра старшего наставника с юными воспитанниками. Император Николай II, ознакомившись с книгой, распорядился, чтобы Генеральный штаб выпустил ее на русском языке. В России она появилась осенью 1909 года под названием «Юный разведчик» («скаут» в переводе с английского — «разведчик»).

В том же 1909 году под руководством штабс-капитан Первого лейб-гвардии Его Величества стрелкового батальона Олега Пантюхова сформировался первый российский скаутский отряд «Бобры». Их лозунг гласил: «Верность Богу, Царю, Отечеству». С ребятами тогда работали бывшие русские офицеры, а царский двор активно их поддерживал. Известно, что великий советский педагог Антон Семенович Макаренко был одним из первых, кто начал организовывать отряды российских скаутов. К 1917 году в России уже существовала разветвленная сеть детских скаутских организаций, насчитывающая в своих рядах около 50 тысяч мальчишек и девчонок. Во время Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды подростковой милиции, оказывали социальную помощь. Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты — скауты»), пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им формальным прикрытием для «буржуазного» скаутизма.

Таким образом, едва возникнув, комсомол объявил войну скаутингу, видя в нем соперника. На съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов, а уже в ноябре 1921-го года Надежда Крупская выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором посоветовала комсомольцам использовать методы скаутов и создать детскую организацию —»скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Атрибутикой новой организации занимался сторонник скаутизма Иннокентий Жуков, который предложил пионерам скаутскую структуру: отряды, звенья, патрули, девиз («Будь готов! Всегда готов!»), салют, горн, барабан, летние лагеря, костры и, наконец, форму и галстук (правда не зеленый, а красный). Тот же Жуков придумал название «пионеры», памятуя о том, что в США этот термин означает «первый на новых землях, первопроходец». Кстати, первый пионерский журнал, который издавался с 1923 года, назывался именно «Барабан», и только в 1926 году его переименовали в «Пионер». Примерно с этих же пор барабан непременно входил в материальную часть каждой советской школы.

scale_1200 (700x435, 69Kb)
Первые советские пионеры — 1920-е годы

Заметим, что имя Ленина Всесоюзной пионерской организации присвоили только в 1924 году, в день смерти вождя пролетариата. До этого она носила имя Спартака. И в этом проявилось еще одно очевидное заимствование пионеров. Идея назвать организацию в честь римского гладиатора, подбившего рабов на восстание, к 1924 году уже не была оригинальной. Изначально этим легендарным образом вдохновились немецкие революционеры. Во время Первой мировой войны в Германии под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург была организована революционная группа социал-демократов, получившая название «Союз Спартака» — как символ протеста против всякого рода эксплуатации и угнетения, как знамя борьбы за освобождение рабочего класса. Впрочем, не исключено, что выбор в пользу Спартака пал еще и потому, что Карл Маркс считал этого исторического персонажа своим героем. После столкновений с кайзеровской армией, подчинявшейся временному правительству Фридриха Эберта, «Союз Спартака» вместе с другими левыми революционными организациями образовал в канун нового 1919 год Коммунистическую партию Германии. После этого организация «Союз Спартака» прекратила самостоятельное существование.

Эти подробности проливают свет на истинный смысл слов известной пионерской песни «О юном барабанщике», автором слов которой был советский поэт Михаил Светлов (написавший знаменитую на весь мир «Гренаду»). Пионеры-барабанщики вообще частенько становились героями советских песен, стихов, картин, фильмов. Песня на стихи Светлова была одной из главных в этом ряду — ее пели в самых первых пионерских лагерях, исполняли в пионерских радиопередачах, на детских концертах. Вспомним строки этой песенки, написанной, как считалось долгое время, в 1929 году:

__________________________

«Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо,

Вперед продвигались отряды спартаковцев смелых бойцов.

Средь нас был юный барабанщик,в атаках он шел впереди

С веселым другом барабаном, С огнем большевистским в груди.

Однажды ночью на привале он песню веселую пел,

Но, пулей вражеской сраженный, пропеть до конца не успел.

С улыбкой юный барабанщик на землю сырую упал,

И смолк наш юный барабанщик, его барабан замолчал.

Промчались годы боевые, окончен наш славный поход.

Погиб наш юный барабанщик, но песня о нем не умрет».

__________________________

Песня рождает немало вопросов к поэту Светлову: во-первых, кто такие «спартаковцы» и куда они продвигались, во-вторых, почему ребенок с барабаном оказался в авангарде большевистской атаки? Со спартаковцами мы, похоже, разобрались — это вовсе не болельщики спортивного футбольного клуба (который, к слову, появился только в 1935 году), а члены немецкого революционного «Союза Спартака». Тогда что они делают в большевистской России? Непонятным остается и то, как большевики-спартаковцы умудрились взять в свои ряды юного барабанщика, позволили ему идти в наступление на врага первым. Расставить все по своим местам удалось после того как стало известно, что Михаил Светлов вовсе не был автором слов «О юном барабанщике» — он лишь перевел и адаптировал к нашей действительности немецкую революционную песню «Der kleine Trompeter» (маленький трубач), музыку и стихи к которой в 1925 году написал немецкий композитор В.Валльрот.

 

 Мелодия песни практически не изменилась — советский композитор Александр Давиденко лишь слегка аранжировал ее. А вот над текстом Михаил Светлов потрудился изрядно, даже превратил немецкого горниста в советского барабанщика. Приведем дословный перевод песни «Der kleine Trompeter»:

_________________________

«Среди всех наших товарищей не было никого любимее и лучше,

Чем маленький трубач, счастливый красногвардеец.

Мы сидели вместе, нам было весело в грозовую ночь.

Мы были счастливыми и распевали песни свободы.

Тут прилетела вражеская пуля во время веселой игры,

И с отважной улыбкой на лице упал маленький трубач.

Мы взяли кирки и лопаты и выкопали ему могилу,

После чего в молчании опустили его в нее.

Спи спокойно, маленький трубач, мы все так тебя уважали.

Спи спокойно, маленький трубач, счастливый красногвардеец.

________________________

Но и это еще не всё. Обратите внимание, что немецкий горнист «маленький», а советский барабанщик стал «юным». Именно этот нюанс, а возможно, и неточность в переводе снимает последний вопрос — почему подросток оказался в эпицентре революционной заварушки. Немецкий горнист не был юным, он был взрослым мужчиной, но маленького роста! Его прообразом стал реальный исторический персонаж — 28-летний трубач германского Союза красных фронтовиков (Roter Frontkämpferbund, больше знакомый нам как радикальный полувоенный союз Рот Фронт) Фриц Вайнек. Он погиб в 1925 году, но вовсе не в бою и даже не на привале — в этот период в Германии уже не было гражданской войны, никто ни на кого не наступал. Вайнек был трубачом, выступавшим на коммунистических митингах, из-за невысокого роста имел прозвище «маленький трубач». Во время германской президентской гонки весной 1925 года Вайнек поддержал Эрнста Тельмана, участвовал в его избирательной кампании. В ходе одного из предвыборных выступлений Вайнек погиб от случайного выстрела. По одной из версий, он закрыл собой Эрнста Тельмана от полицейской пули. По крайне мере, этой легенды придерживаются авторы художественного фильма «Песня о трубаче», снятого в ГДР студией ДЕФА. Кстати, кандидат от коммунистов по результатам голосования тогда потерпел сокрушительное поражение (набрал менее 7% голосов), а новым президентом Германии немцы выбрали Пауля фон Гинденбурга от Имперского блока (набрал более 48%).

scale_1200 (1) (506x700, 54Kb)

Фриц Вайнек — тот самый маленький трубач

Bundesarchiv_Bild_183-58198-0024,_Halle,_Rive-Ufer,_Fritz-Weineck-Denkmal (460x606, 89Kb)

post-30828-0-37962600-1468531963 (470x700, 162Kb)

Несмотря на то, что особого героизма в смерти «Маленького трубача» не было, ее романтизировали, и в том же 1925 году в честь Вайнека была написана песня «Der kleine Trompeter». Она была очень популярна в ГДР, часто исполнялась «Свободной немецкой молодежью». После вынужденного переезда в СССР немецкого певца Эрнста Буша в 1936 году в нашей стране был всплеск ее популярности, не угасшей и в послевоенные годы. Известно, что эту песню очень любила супруга Эриха Хонеккера, руководившего ГДР с 1971 по 1989 годы. В честь Фрица Вайнека в городах Германской Демократической Республики были названы улицы, а на его родине, в Галле, даже установлен памятник.

Трудно сказать, сколько еще песен позаимствовали пионеры у своих предшественников — наверняка немало. Назовем еще лишь одну, которую от души пели первые пионерские отряды Красной Пресни в 20-х годах. Речь о знаменитой «Баклажечке», переделанной из дореволюционной песни юнкеров «Летние манёвры». Оригинал юнкерской песни в исполнении дуэта Андрея Ростоцкого и Андрея Мягкова звучит в фильме режиссера Владимира Басова «Дни Турбиных» (1976 год).



Буль - буль - буль бутылочка казенного вина...

 

И вот какие слова появились в ней после того, как она приглянулась пионерам:

 

Смотрит вожатый, смотрят пионеры —

Что за отряд показался вдали?

Лейся песнь моя — пионерская.

Буль-буль-буль, баклажечка походная моя!

____________________

Барабанщиков и горнистов продолжали воспевать все годы существования Всесоюзной пионерской организации. Приложили к этому руку и великие поэты. Наверняка многие помнят стихотворение Булата Окуджавы «Веселый барабанщик», написанное в 1957 году:

_______________________

Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,

Только утро замаячит у ворот,

ты увидишь, ты увидишь, как веселый барабанщик

В руки палочки кленовые берет.



Композитор Лев Александрович Шварц (1898-1962). Поэт Булат Шалвович Окуджава (1924-1997).

Песня написана в 1961 году.

Впервые прозвучала в фильме “Друг мой, Колька !..” (1961, СССР, Мосфильм).

Автор сценария: Александр Хмелик, при участии Сергея Ермолинского. Режиссёры фильма: Алексей Салтыков, Александр Митта.

Оператор: Виктор Масленников.

____________________

 Сегодняшние школьники едва ли хоть раз в жизни брали в руки кленовые палочки. Идеализм начала ХХ века, заставлявший детей того времени «задрав штаны, бежать за комсомолом», едва ли будет понятен нынешнему поколению. Пионерская символика превратилась в предмет низкопробных эстрадных шуток и гламурного кича. Возможно, поэтому и стоить пионерские барабаны стали как предмет «винтажного антуража», и сегодняшняя отечественная промышленность выпускает пионерские барабаны (правда, уже под названием «Бойскаут») за 3500 рублей. В СССР, для сравнения, барабан стоил 1,5 рубля. Впрочем, ничего удивительного тут нет — когда моральные ценности мельчают, артефакты растут в цене.

https://little-histories.org/2013/10/08/ot-trubacha-do-barabanshhika/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник От трубача до барабанщика… | Бабушка-ладушка - Дневник Бабушка-ладушка | Лента друзей Бабушка-ладушка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»