Знаменитый немецкий композитор, флейтист -виртуоз и педагог Иоганн Иоахим Кванц (1697 - 1773) имел репутацию "учителя королей" - он обучал игре на флейте воинственного короля Пруссии Фридриха II, для которого музыка была далеко не второстепенным делом. Быть может, эта соната Кванца когда-то исполнялась и царственным флейтистом...
Соната № 3 для флейты
Amoroso
Allegro
Un poco vivace
Иоганн Иоахим Кванц (нем. Johann Joachim Quantz; 30 января 1697, Шеден — 12 июля 1773, Потсдам) — знаменитый немецкий флейтист, композитор, теоретик музыки. С 1714 поступил на обучение в городской оркестр Пирны, где учился игре на флейте, гобое, трубе и на нескольких других инструментах. По окончании обучения в 1716, получил место гобоиста и флейтиста в оркестре городской капеллы Дрездена. С 1717 обучался композиции у Яна Зеленки и Иоганна Фукса в Вене, в 1718 г. брал уроки у флейтиста Пьера Габриеля Бюффардена
В 1718 перешёл в качестве гобоиста в придворный оркестр Августа II, в составе которого совершал частые поездки в Польшу. С 1724 по 1726 путешествовал по Италии, где обучался контрапункту в Риме, встретился с Алессандро Скарлатти, подружился с кастратом Фаринелли, и в Венеции услышал своего музыкального кумира Вивальди. Далее отправился в Париж, а затем в Лондон, где Гендель упрашивал его остаться.
В 1728 стал флейтистом в придворной капелле Саксонии, в Дрездене (нем. Sächsische Staatskapelle Dresden) и познакомился с принцем Фридрихом, которому начал давать уроки игры на флейте, которые его король-отец сразу запретил (однажды Кванц был даже вынужден спрятаться в шкаф, когда отец решил проконтролировать непослушного принца.)
В 1741 г. после коронации Фридриха королём Пруссии, он предложил Кванцу настолько выгодные условия в случае если он согласится стать придворным композитором и музыкантом, что Кванц остался при дворе до конца своей жизни (его преемником стал впоследствии Иоганн Вендлинг). Каждый день он давал уроки игры на флейте королю, управлял придворным оркестром, сочинял. Он также изготавливал инструменты по собственным эскизам, за которые щедро платил король. Коллегой Кванца при дворе с 1738 по 1768 гг. (правда в более низком статусе всего лишь придворного клавесиниста), был известный композитор Карл Филипп Эмануэль Бах. Кванц имел возможность познакомиться и с Бахом-отцом, который навещал своего сына композитора при дворе в 1747 г.
Кванц автор более 200 сонат для флейты, 300 концертов для флейты, 45 трио-сонат, многочисленных флейтовых дуэтов, трио, квартетов, и других произведений. Трактат Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen» (Берлин, 1752) выходит за рамки флейтовой «школы» и по существу является фундаментальным руководством по исполнению музыки барокко.