|
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Прабабушка была Саушинского рода, Это стихотворение я написала 1 октября 2007 года. Моя родословная, как и у большинства моих сограждан довольно короткая - время было такое, что люди предпочитали быть "беспамятными". Поэтому в своей родословной я могу только изложить те факты, которые когда-то сообщила мне моя мама, Шехурдина Антонина Александровна, в девичестве Маточкина, да добавить описание деревни и ее жителей с сайта "Одноклассники", спасибо большое Леониду Шехурдину, собравшему нас, Шехурдиных, в группу. Мой дед был Шехурдин Иван Селиверстович, женат на Липатниковой Марии Михайловне (бабушку я смутно помню, и поминаю "за упокой" в дни поминовений в церкви), их дети - Михаил, Алексей, Иван - погибли на войне, а четвертый сын, мой отец, Павел в юности после неудачного падения лишился ноги и на фронт его не взяли. Почему-то мама не упомянула тетю Дашу, думаю, что та была старшей сестрой отца. Скорее всего, мама просто забыла, потому что писала нашу родословную уже в преклонном возрасте. Иван Селиверстович был преуспевающий крестьянин, имел сложную молотилку. Михаил и Алексей -тоже крестьяне, Иван- студент педучилища, Павел- учитель. Семья жила в деревне Русский Лебляк, Марийской АССР. Деревня РусскийЛебляк расположена в 2 кмюго-западнее д. Ильпанур. До начала XX в. она относилась к Буйской, Ирмучашскойволостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошла в МАО (Марийскую автономную область). Входила в Сернурский, а с 1924 г.— в Мари-Турекский кантоны, с 1931 г. — в составе Параньгинского района. Относилась к Онучинскому, с 1954 г.— Ирмучашскому сельсоветам. Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 12августа 1966 г.включена в Ильпанурский сельсовет. По преданию починок Русский Лебляк основали переселенцы из д. Копылово нынешней Кировской области. В семье потомков одного из основателей деревни Васянина Николая Владимировича сохранился и передан в Параньгинский районный архив уникальный подлинный документ — увольнительный приговор, выданный мирскими людьми д. Большое Копылово Вятской губернии Яранской округи “ясашным крестьянам, значущимся по скаске 7-й ревизии под № 8 Андрею и Федору Никифорович Васяниным в том, что желают они, Васянины,семейством своим всего двумя душами по малоимению при означенном селении пашеннойземли.., переселиться на иное место той же губернии Уржумского уезда... по речке Лябляк, на месте коем для них земли и прочих угодий достаточно...”Подписались под документом 44 человека. Приговор утвержден по книге Малоюжмаринского волостного управления под № 334 апреля 27 дня 1832 г. Новое селение переселенцы назвали Русский Лебляк.В 1836 г. в починке было 5 домов, проживали 47 человек (20 м.п. и 27 ж.п.). Кругом были дремучие леса: в д.Онучино, что буквально рядом с Русским Лебляком, ездили через Назарово, делая большой круг по лесу. Починок привлекал своим местоположением: речка, богатые леса. В 1859 г.насчитывалось 7 домов. Семьи были большие, в каждой из них росли сыновья, которые, отделившись от родителей, строили себе дома. В 1869 г. количество домов достигло 19. Имелись 56 рабочих и малолетних лошадей, 108 голов КРС, 244 головы овец, коз, 42 головы свиней, работали 2 ветряные мельницы. В 1856 г. братья Илья и Иван Васянины открыли здесь маслозавод, наладили производство льняного и конопляного масла. Масло отдавали поставщикам сырья, а жмых оставляли себе на корм скоту.Этот завод существовал почти 100 лет — до 50-х годов XX в. По итогам переписи 1884 г.в починке было 29 дворов, 39 ревизских душ, 162 человека. Деревня владела надельной землей в размере 453,7 десятин. Крестьяне держали 37 рабочих и 10 малолетних лошадей, 64 коров, 37 голов крупного рогатого скота, овец, коз и свиней — 187 голов. Жители занимались земледелием, скотоводством. Выращивали рожь, ячмень, овес, лен,картофель.К началу XXстолетия в деревне насчитывалось более 30 домов, расположенных в одну улицу вдоль берега окнами на речку. Численность сельчан превышала 200 человек. Жили в деревне зажиточно, были и бедные, но старались поддерживать друг друга. Придерживались православной веры, посещали Вознесенскую церковь с. Куракино. Местной святыней считалась часовня, установленная напротив проулка, где сейчас стоит засохшаябереза. Самым зажиточным в деревне считался Степан Михайлович Ураков. Имел пятистенный дом, двухэтажныйамбар. Держал 10 наемных рабочих, которые работали на его небольшом кирпичном заводе. Был у него большой яблоневый сад, который охранялся. После смерти отца его дело продолжил сын, но в 1930 г. он скрылся из деревни, а его имущество было национализировано. С установлением советской власти в Марийском крае изменился весь уклад жизни в деревне. После создания Марийской автономной области в 1921 г. 43 домохозяева деревни выступили с заявлением о своем нежелании войти в его состав. Крестьяне вскоре осознали особенности происходящих перемен в стране и активно начали поддерживать потребкооперацию. 1 октября1924 г.было создано общество потребителей районного масштаба, которое занималось торговлей бакалейными товарами, мануфактурой, а также предоставлением транспортных услуг для перевозки грузов. В 1929 г. в деревне создается сельскохозяйственное товарищество. С началом коллективизации жители деревни объединились в колхоз “Искра”. Вступили в колхоз дружно, никто не отказывался. Председателем избрали Я.В.Васянина, в последующие годы руководили колхозом И.А.Глазырин, И.Ф.Шехурдин, П.И.Шехурдин. В 1936 г. за колхозом было закреплено 479,12 га земли. В 1940 г. колхоз имел уже 642, 51 га земли, из них пашня составляла 543,85 га, сады занимали 0,18 га, сенокосные угодья— 30,35 га,выгоны и пастбища — 47,03 га, приусадебные земли для личного пользования —17,96га. Деревня развивалась, колхоз окреп. В 1939 г. здесь проживали 213 человек, 88 мужчин, 125 женщин.Были кузница, конюшня. Повышался уровень образованности крестьян, развивалась культура. Дети ходили учиться в Онучинскую школу, в деревне был клуб, который открылся в 1937 г. В 1940 г. он находился в приспособленном помещении, имел зрительный зал на 80 мест. В клуб выписывались2 наименования газет, 1 журнал, был бильярд.На 1 января 1941года в колхозе числился 51 двор. Всего населения было 214 человек, из них трудоспособных от 16 лет и старше — 72 , подростков от 12 до 16 лет — 20 человек. 50 мужчин и молодых парней ушли из Русского Лебляка на войну с гитлеровской Германией, 35 из них погибли на разных фронтах. Три сына — Алексей, Александр и Павел ушли на фронт из семьи Афанасия Уракова, погибли все трое. Четырех сыновей потерял в войну Ион Васильевич Ураков. Михаил, Виктор, Леонид погибли из семьи Григория Ивановича Сысоева. Троих сыновей — Павла, Александра, Константина потеряла семья Ильи Ивановича Сысоева. Воевали трое из семьи Михаила Антоновича Шехурдина: отец и сыновья Виктор и Павел. Вернулся один Павел. Потерял в войну единственного сына Ион Петрович Шехурдин. Три сына — Иван, Сергей, Петр погибли у Михаила Андреевича Сысоева, братья Александр, Михаил, Константин Шехурдины тоже сложили головы на полях битвы. Потеряли по три сына И.С.Шехурдин, В.И.Глазырин, С.А.Васянин и т.д. 14 вернувшихся с войны умерли уже после войны.И.С.Шехурдин - это Иван Селиверстович Шехурдин, мой дед... Разрушенное войной хозяйство оправлялось тяжело. Каждая семья потеряла своих близких.Но деревня жила. Работал клуб, который помещался в каменном здании. В 1950 г. колхоз “Искра”объединился с колхозом “Гигант”, центральной усадьбой колхоза стала деревня Онучино. А в 1960 г.прошло еще одно укрупнение колхозов, деревня Р-Лебляк вошла в состав колхоза“Победа” с центральной усадьбой в д. Ильпанур. Деревня была отнесена к неперспективным, здесь остановилось даже строительство домов. Молодежь уезжала в города, обратно не возвращалась. Многие переехали в Параньгу, другие населенные пункты республики. Деревня электрифицирована в 1958 г.,в эти же годы радиофицирована. Первый телевизор в деревне появился в середине 60-х в доме Я.В.Васянина.В 1981 г. в деревне оставалось19 домов, населения — 22 мужчины, 33 женщины. Большинство (50 человек) былорусских, марийцев - 5 человек. В личномпользовании имелось 9 велосипедов, 3 мотоцикла. В 12 хозяйствах пользовалисьгазом в баллонах. Питьевую воду брали из 11 колодцев. Продукты первойнеобходимости приобретались в торговом ларьке Параньгинского райпо. В последние годы положение деревни меняется к лучшему: здесь начали строиться, семьи братьев Николая и Григория Федотовых, переехав сюда жить, построили добротные дома.Построил каменный дом сын Н.Ф.Федотова — Виталий, а супруги В.П. и А.И.Гужавины переселились жить в новый деревянный дом. К 2003 г. в деревне насчитывалось 15 домов, проживали 36 человек (17 м.п. и 19 ж.п.). 10 домов покрыты шифером —10, 5 - тесом. Сельчане занимаются овощеводством, выращивают скот. Имеют приусадебные участки 0,35 га. В 7 хозяйствах держат коров, в 8 —свиней, в 12 — овец, птицу — во всех 15. Улица не асфальтирована, начато строительство дороги до центра сельсовета д.Ильпанур. В другие деревни ходят пешком, до Параньги и г. Йошкар-Олы едут на автобусах от остановки Ильпанур. Оставшееся население, в основном, пенсионного возраста. Преобладающие в деревне фамилии — Шехурдины, Глазырины, Васянины... Мой отец, Шехурдин Павел Иванович, родился в 1920 году, в 1943 году женился на Маточкиной Антонине Александровне. Мама закончила педучилище в г. Козьмодемьянске и была направлена учителем русского языка и литературы в Онучинскую среднюю школу. В октябре 1945 родилась Нина, 24.01.1948 родилась Лена, 12.02.1950 родился Александр, 07.03.1952 года родился Володя, 12.06.1954 года родился Иван. Я родилась 14 января 1956 года, шестым ребенком в большой учительской семье. Семья к тому времени после нескольких переездов, перебралась на родину моей матери, в горд Козьмодемьянск, где моя бабушка, Маточкина Евдокия Ильинична, владела большим двухэтажным деревянным домом. К тому времени все ее дети - Антонина, Сергей, Людмила уже имели свои семьи и бабушка разделила дом на 4 части - внизу на первом этаже в одной половине жила она, в другой - ее сын Сергей, со своей второй женой Зинаидой Григорьевной Пономаревой и ее сыном от первого брака Евгением. Второй этаж занимала наша семья, моя тетушка Люся и ее ее муж Николай Сомихин предпочли выстроить свой собственный дом, и мама с отцом выплатили им за 1/4 часть дома 3тысячи рублей - очень большие по тем временам деньги. Из детских воспоминаний я смутно помню свою бабушку Марию, уже совсем старую, слепую, почему-то помню как мы с ней вместе сидели на большой русской печке,мне кажется что у меня болели уши и меня на печку посадили прогреваться, а бабушка Мария там проводила большую часть времени... Семья Маточкиных, опять же из маминых воспоминаний, имеет чуть более длинную родословную...Мой прадед, Маточкин Владимир Николаевич, мещанин, купец, имел квасной завод, где изготовляли "Баварский квас", кроме того имел парикмахерскую, где работали у него по найму мастера. Прадед умер в 1920 году. Его сын, Маточкин Александр Владимирович, наследовал отцовскую парикмахерскую, но в революцию сдал частное предприятие государству и сам остался работать в ней первоклассным мастером до конца своих дней. Умер в 1940 году. Бабушка моя, Маточкина Евдокия Ильинична, происходила из рода Саушиных, ее отец Саушин Илья Николаевич был фельдшером, работал в селе Никольское, неподалеку от Казани, женат на Прасковье Андреевне. В семье было несколько человек детей, а Евдокия воспитывалась у дяди Сергея Ивановича Наумова в Казани. Его жена, Анна Андреевна, родная сестра Прасковьи Андреевны, имела всего одну дочку, Лизаньку, и поскольку семья была очень обеспеченной, попросила у Прасковьи Дуняшу на воспитание, чтоб Лизаньке не было одиноко. Лизанька закончила гимназию, Дуняша - церковно-приходскую школу, Лизаньку выдали замуж за офицера, а Дуняша в 16 лет вышла замуж за Александра Маточкина... По бабушкиным воспоминаниям ее замужество происходило следующим образом: овдовел богатый купец, живший неподалеку и знавший семью Наумовых. Мужчина был сравнительно молодой, ему было немногим за 30, и он решил послать сватов к Дуняше. А семья Маточкиных так же была "вхожа" к Наумовым, и Александр с детства играл с девочками Лизой и Дуняшей, и когда он узнал о сватовстве, то тут же попросил отца посватать ему Дуняшу, так как она ему очень нравилась. Дядя с тетей спросили шестнадцатилетнюю девочку, за кого она хочет выйти замуж? Бабушка отвечала, что вот выходить за Михаила Егоровича она "не смеет", ну а за Сашу "смеет"... Так вот и выдали Дуняшу, приданое дали хорошее. Через год после свадьбы у молодых родился сын, Толинька, но мальчик умер в младенчестве. Потом родилась моя мама, Антонина, 22.06. 1921 года, потом дядя Сережа, и затем т. Люся. |
[315x600]
[580x580]