• Авторизация


Их было всего восемь царей Русского царства: Как их воспитывали и кто же из них самый начитанный 13-12-2025 09:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Осень 1547 года стала переломным моментом в истории Руси. Молодой государь Иван IV Васильевич торжественно вознёс над собой корону и принял высокий титул Царя Всея Руси. Отныне и навсегда его страна должна была зваться иначе — не просто Русью, а Русским царством.

От Русского царства до имперской державы — Российской империи — протянулся путь длиной в 147 лет. В этот период Россией правили восемь русских царей. Интересно узнать, как их воспитывали и кто же из них самый крутой книжный червь.

Иван IV (Грозный)

Становление личности первого российского правителя, который официально принял царский титул, происходило в крайне непростых обстоятельствах. В трехлетнем возрасте он потерял отца, великого князя Василия III. Несмышленыша Ивана провозгласили официальным наследником трона. Оставалось лишь дождаться совершеннолетия, чтобы взойти на престол. Благо мать, Елена Глинская, была его крепкой опорой.

Но впереди Ивана ждало новое испытание. В 8-летнем возрасте он остался без материнской поддержки и превратился в марионетку в руках влиятельных бояр. Никто из его приближённых и не думал заниматься его воспитанием и образованием. Лишь эксплуатировали исключительно ради собственных интересов.

Тем не менее будущий грозный правитель рос ребенком подвижным, восприимчивым и проводил много времени за чтением священных писаний, стараясь найти в них глубокий смысл.

Библейские выражения юноша толковал по-своему, особым образом, соотнося их со своим личным положением. Не удивительно, насколько быстро продвигался молодой Иван Васильевич в освоении Святого писания благодаря такому индивидуальному восприятию текста. Чтение книг с тех пор стало главным увлечением царя. Значение письменной культуры для Ивана Грозного проявилось через его особое внимание к развитию русской летописи.

Образованность царя была признана не только теми, кто поддерживал его политику, но даже самыми заклятыми врагами. Такими, как, например, предатель Андрей Курбский, ставший после своего бегства самым ярым критиком Ивана Грозного. В одном своём послании к Грозному он писал: «Я бы мог написать не хуже тебя, ибо овладел слогом древних на старости лет, на чужбине». Это похоже на чёрную зависть.

Поэтому будем кратки. Первоначальное образование Иван Васильевич получил, когда еще была жива его мать, Елена Глинская. Позже, он активно занимался самообразованием. В чём, и в этом согласны большинство историков, изрядно преуспел.

Основы воспитания великого князя также заложила его мать. Рассказы о том, что он якобы выкидывал из окна высокой башни собак и кошек, чтобы насладиться зрелищем их трагического приземления, всего лишь выдумки иноземцев.

Фёдор I Иоаннович (Блаженный)

Фёдор Иоаннович, последний из Рюриковичей, был третьим сыном Ивана Грозного. В качестве преемника он не рассматривался, однако волею судьбы в 1584 году взошёл на престол. Старший брат Фёдора, царевич Дмитрий, скончался вследствие рокового происшествия. Средний же брат, Иван, предположительно стал жертвой трагедии, произошедшей по вине собственного родителя. Однако эта версия не является окончательно доказанной.

Фёдор был спокойным, задумчивым ребёнком, отличающимся глубокой религиозностью. Грозный насмешливо называл его «постником». Некоторые современники, наблюдавшие взрослого Фёдора, считали его чуть ли не слабоумным. Он постоянно молчаливо улыбался, говорил крайне доверчиво и откровенно, казался простым и ограниченным человеком, несмотря на свою учтивость. Точно неизвестно, было ли отсталым развитие ума молодого царя или причина заключалась лишь в отсутствии воспитания и образования, оставивших его скромным и застенчивым юношей.

Правда, реальным государственным управлением Фёдор Иоаннович не занимался. Практически всеми этими вопросами занимались бояре или их представители, над которыми возвышался будущий «нерюрикович» Борис Годунов.

Борис Годунов

Зять Малюты Скуратова взошёл на русский престол в 1598 году. О Годунове больше вымыслов, чем правды. Якобы происхождением он из татар, прибывших из Золотой Орды на службу к московскому князю Ивану Калите. Неграмотный и едва мог подписать своё имя.

Сейчас доподлинно известно, что род Бориса Годунова ведёт свой отсчёт от костромского боярина Дмитрия Зерно. Пусть и не связанного с князьями. Так что по все видимости Бориска всё-таки грамоте был обучен, а может быть и другим наукам.

Ведь никто иной, как Борис Годунов намеревался потратить бочки золота не на войну, а на основание школ и университетов. Именно для этого он отправил пруссака Иоганна Крамера, находящегося у царя на службе, в Европу для поиска преподавателей планируемого первого российского университета. Инициатива Годунова натолкнулась на противодействие духовных лиц. Церковь выступила против этой идеи. Безграмотный мужлан на троне, каким Годунова до сих пор пытаются представить перед потомками, просто не способен на такие действия.

Фёдор II Годунов

После безвременной кончины Бориса Годунова, в 1605 году русский престол занял его сын Фёдор.

Борис Годунов старался как можно больше уделять внимания образованию своего наследника. От рождения до семи лет мальчик жил отдельно от мужской половины дворца — в специально отведённой детской комнате, постоянно находясь среди множества заботливых нянек. По достижении семилетия мальчику назначили наставника Ивана Чемоданова, который должен был заниматься его образованием и воспитанием.

Записи стольника Катырева-Ростовского повествуют о сыне Бориса Годунова как о красивом, воспитанным и образованным юноше, искусно владеющим речью и проявляющим усердие в учебе. Родитель явно прилагал значительные усилия, чтобы научить наследника всем нюансам управления государством, стремясь воспитать из него компетентного правителя. Борис Фёдорович осознавал всю сложность предстоящих испытаний сына, связанных с защитой законных притязаний своего рода на престол.

Царевич обладал выдающейся силой и умом. Он даже сумел создать карту России, что свидетельствует о его интеллектуальных способностях и дает основание считать его первым русским картографом.

Многие исследователи приходят к выводу, что из Фёдора вполне бы вышел добродетельный и толковый государь. Вот только времени на это у него не хватило. Клятвопреступники убили царя, мать Фёдора — вдову Бориса Годунова, а сестру Ксению, отдали в наложницы Лжедмитрию.

Михаил Фёдорович

21 июля 1613 началась история династии Романовых. Именно в этот день в Успенском соборе Московского Кремля венчался на царство шестнадцатилетний Михаил, сын боярина Фёдора Никитича Романова, позже ставшего православным патриархом под именем Филарет.

Детские годы Михаила редко упоминаются. Ну если и вспомнят, то возникает удивление — каким образом, пройдя через столь тяжёлые испытания, Михаил сохранил душевное здоровье, и не превратился в жестокого преступника или маньяка?

В 1601 году Борис Годунов подверг опале Романовых. Обвинил их в намерении отравить государя и захватить власть.

5-летний Михаил, воспитанный в окружении заботы, нежности и понимания, внезапно лишился всего родного и близкого. Отца отправили в ссылку в монастырь под Холмогоры, мать же сослали в деревню Челмужи в Карелию. Михаил с сестрой Татьяной оказались на Белом озере. Фактически в заключении — помещение было мрачным, тесным и влажным.

Дети встретились с родителями через 4 года. Самозванец Лжедмитрий в 1605 году возвратил их из ссылки. Правда, перед ним предстали уже не отец и мать, какими он помнил их ранее, а митрополит ростовский Филарет и инокиня Марфа…

А дальше какие детские впечатления? Озлобленные толпы, беспорядочно бегающие по улицам Москвы, повсюду огонь, убийства, обман, вероломство и предательства отовсюду. Отца захватывают в плен поляки, а Михаил вместе с матерью становятся заложниками у тех, кто занял Кремль. Осаждённые поляки доходили до каннибализма и продажи человеческого мяса… В общем, когда осенью 1612 года поляки, заселившиеся в Кремле, сдались, Михаил Романов еле двигался от истощения.

Тем не менее жизненный стержень первого Романова оказался крепким. Ему удалось возродить Российское государство практически с нуля.

Алексей Михайлович (Тишайший)

Сын Михаила Фёдоровича и Евдокии Стрешневой стал править в 1645 году. Изначально он учился в Кремлёвском палатном придворном училище, где приобрёл начальные знания письма и религии. Затем продолжил обучение в Черниговской духовной семинарии, углублённо изучив основы православной веры и церковного учения.

Одним из ключевых этапов образования Алексея стало его обучение в Латинской школе. Это было фундаментальное образовательное учреждение своего периода. Там будущий государь существенно расширил кругозор в таких дисциплинах, как история, словесность, врачевание и математика. Помимо прочего, именно в стенах этой школы Алексей Михайлович познакомился с западноевропейской культурой, что значительно повлияло на последующее формирование его личности и мировоззрения.

Важнейшими составляющими воспитания были дисциплина, скромность, преданность и глубокая привязанность к Родине. Именно эти принципы легли в основу его взглядов и управления государством.

В общем Алексей Михайлович получил превосходное образование. Так что предыдущие правители русской земли могли ему только позавидовать.

Фёдор III Алексеевич

Физические недостатки Фёдора, с детства страдающего цингой и слабыми ногами, из-за чего он был вынужден передвигаться в кресле, с лихвой компенсировались блестящим умом.

Воспитанием будущего царя занимались видные деятели своего времени. Симеон Полоцкий, известный педагог и мыслитель, пробудил у наследника интерес к знаниям, а боярин Родион Стрешнев наставлял юношу в государственных делах. Федор Алексеевич владел польским и латынью, увлекался европейскими искусствами, проявлял интерес к музыке и архитектуре.

Вообще-то, Фёдор Алексеевич, один из наиболее незаслуженно забытых русских государей. За короткое шестилетие своего правления (1676–1682) он провёл значительные реформы, ставшие предвестниками преобразований эпохи Петра Великого. Тем не менее ранняя кончина и последовавшая борьба за престол привели к тому, что его роль в истории зачастую оказывается незамеченной.

Пётр I (Великий)

Сын второй жены Алексея Михайловича, Натальи Нарышкиной, будущий первый император России отличался завидным здоровьем и миловидностью. Пётр Алексеевич прошёл через тяжёлое детство, где с лихвой хватало интриг, опасностей и тревог. Это был не сказочный мир с золотой ложкой во рту, а суровая реальность борьбы и хаоса, из которой вырос один из могущественнейших правителей России.

Петра воспитывали совершенно необычным образом, далёким от традиционных царских канонов. Вместо систематического образования мальчику давали полную свободу для развития собственных талантов, причём масштабы этой свободы были поистине царскими. Это, кстати, один из доводов правильность подхода к воспитанию и обучению детей, ориентированных на поддержку естественных склонностей ребёнка без давления и принудительных мер.

Ребёнка забавляли погремушками, гуслями и колокольчиками, а он тянулся к солдатикам, фигуркам коняшек и малюсеньким пушкам. Из записей расходов царского двора выясняется «страшная» картина: для «свет-Петрушеньки» в мастерских при дворе и на рынке изготавливались луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны и миниатюрные флаги. Этими игрушками наследник вооружал своих друзей-сверстников.

Первым наставником юного Петра стал Никита Моисеевич Зотов, которого назначил Фёдор Алексеевич. Начальное обучение включало изучение алфавита, чтение богослужебных книг («Часослов», «Псалтирь»), знакомство с деяниями апостолов и евангельскими текстами. Письму его начали учить значительно позднее — в восемь лет. Однако занятия каллиграфией неусидчивого Петра были непродолжительными. Царь навсегда сохранил неразборчивый почерк и допускал ошибки даже во взрослом возрасте.

Но зато он был мастак в другом. Страстно любил заниматься ручным трудом. Часами наблюдал за работой мастеров, а потом пытался повторить увиденное. Ещё одним любимым занятием будущего императора были игры в захват специально сооружённой для него игрушечной крепости вместе с командой сверстников, исполнявших роль осаждённых мальчишек.

Подобно своему отцу Петр проявлял живой интерес ко всему иностранному: регулярно бывал в Немецкой слободе и, создав в возрасте четырнадцати лет артиллерийский отряд при своем «потешном» войске, одел артиллеристов в мундиры европейского покроя.

Вот такое воспитание и образование получали в своё время цари Русского царства. Сведений об одних, как, например, об Иване Грозном, слишком мало, а порой они противоречивы. Вот и пойди, разберись, кто из них был самым образованным. Судя по открытым источникам, самым «начитанным» был Алексей Михайлович Романов. Но что-то подсказывает нам, что тот же Грозный мог вполне дать ему фору.

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Их было всего восемь царей Русского царства: Как их воспитывали и кто же из них самый начитанный | babeta-liza - Дневник babeta-liza | Лента друзей babeta-liza / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»