В 1882 г. Российская империя подводила итоги развития страны за время царствования Александра II. Показателем результатов великих реформ и его долгого 25-летнего правления должна была стать XV Всероссийская промышленно-художественная выставка.

Первоначально ее планировали открыть еще в 1876 г., но время открытия было перенесено из-за участия многих отечественных фабрикантов в подобных выставках за рубежом. Затем открытие переносилось в связи с убийством Александра II. Наконец 20 мая 1882 г. XV Всероссийская промышленно-художественная выставка была открыта.


У главного подъезда выставки

Торжественное открытие выставки

Аллегорическая картина "Народы России на мирном состязании"

Гороблагодатские заводы
В качестве места проведения было избрано Ходынское поле. В то время это была территория на окраине Москвы. При выборе места во внимание принимался целый ряд обстоятельств: размеры территории, близость петровского парка, расположение рядом с транспортными линиями (конной и Смоленской железными дорогами).

Для размещения экспозиции было построено 8 павильонов, среди главных зданий – центральное, машинное и художественное строились из металлических конструкций, остальные - из дерева. Еще 36 павильонов построили участники выставки на свои средства. Общая площадь территории выставки составила 60000 кв. саженей. К Ходынскому полю была специально подведена линия железной дороги и магистраль водоснабжения, павильоны освещались электрическими фонарями, специально создавались полицейская станция, почта, телеграф, ресторан и трактир.

Общество Коломенского машиностроительного завода.
Организаторы стремились отразить экономическое развитие страны возможно полнее. В составе выставки было создано 14 отделов. Вот лишь названия некоторых из них: художественный, сельскохозяйственный, горный, машинный, садоводства и огородничества, конский, домашних животных, кустарный, военный и морской, подаяния помощи страждущим.

Павильон Товарищества «Владимир Алексеев»
За время работы выставки ее посетило более 1 миллиона человек. Экспозицию осматривали не только представители дворянства, интеллигенции и торгово-промышленного класса, но и фабричные рабочие и солдаты, простые мужики и бабы, приходившие сюда на весь день целыми семьями. Всего в экспозиции было представлено 5318 участников. Экспонаты, относящиеся к отделу сельского хозяйства, кустарной и лёгкой промышленности преобладали, тяжелая индустрия была представлена менее ярко. Как сообщалось в отчете о выставке, такое соотношение вполне соответствовало особенностям развития российской экономики того времени.

Павильон Русско-Балтийского вагонного завода
Выставка производила на современников весьма сильное впечатление. Каждый павильон отличался собственным стилем. Поставщик водочной продукции для императорского двора Штрирер сделал свой стенд в виде триумфальной арки из бутылок. Производитель парфюмерии Брокар удивлял посетителей фонтаном из одеколона. Его фирма получила золотую медаль выставки. На мировом уровне продукция Брокара пользовалась популярностью, даже во Францию он поставлял глицериновое мыло. Московский фармацевт Г.Р. Келлер рядом со своим стендом возвел статуи Эскулапа и Меркурия, изготовленные из гипса для медицинских повязок. Златоустовский оружейный завод украсил свою экспозицию двуглавым орлом, составленным из сабель, продукции завода. Для всех посетителей был открыт особый павильон, где можно было почитать все выходящие в России газеты. Организаторы особое внимание уделили наглядной информации: картам, таблицам, в которых отражались сведения о развитии каждой отрасли российской экономики.

Ресторан Лопашова
Особо в общей экспозиции выделялся художественный отдел, где были представлены полотна из государственных и частных коллекций. Всего 862 художественных произведения были выставлены на обозрение в 12 залах. Приведем фрагмент воспоминаний о выставке художника И.Э. Грабаря, посетившего ее десятилетним мальчиком: «Уже издали выставка поражала видом своих нарядных, как мне казалось, пестро разукрашенных зданий, павильонов, вышек, а вблизи было так много невиданного и замечательного, что я растерялся, не зная куда идти и что смотреть. <…> Легко себе представить, что я пережил здесь, в этой бесконечной анфиладе зал, встречая на каждом шагу знаменитейшие картины прославленных художников, <…> неоднократно мною срисованные с гравюр… Особенно запомнились: «Княжна Тараканова» Флавицкого, «Бурлаки» Репина, «Стрелецкая казнь» Сурикова, «Последняя весна» Клодта, «Боярин в опале» Чистякова, самаркандские картины и «Панихида по убитым» Верещагина, «Рожь» Шишкина, «Оттепель» Васильева, «Березовая роща» Куинджи; из портретов – «Погодин» Перова и «Боткин с сигарой в руке» Крамского».

Общий вид залов художественного отдела
1 октября 1882 г. состоялось официальное закрытие, сопровождавшееся молебном в присутствии официальных лиц. О проведенной в Москве выставке последовали положительные отзывы в иностранной прессе, где говорилось о «громадном» прогрессе в развитии страны. По итогам ее работы был подготовлен и опубликован отчет в 6 томах. Это грандиозное мероприятие стало важной вехой в истории страны, оно подвело важные итоги и определило перспективы дальнейшего развития.

Общая экспозиция Царства польского

Горнозаводский отдел. Заводы Пастуховых.

Общий вид отдела Великого Княжества Финляндского

Аппараты для пивоваренного производства завода «Фельзер и Ко» в Риге

Цинковые изделия Трусова и Ко в Петербурге

В залах выставки.

В залах выставки.

Вид машинного отдела и павильон экспертов


Здание для выставки садоводства

Горнозаводский отдел. Нижнетагильские заводы


Павильон С.Гуровича

Мебель фабриканта А. Шмидта в Москве.

Мебель и драпировка фабрики Шмидта А. в Москве

Цементное изделия фирмы Лепгард и Ко

Павильон производства кустарной промышленности

Цементная фирма Герике

Вестфальское Общество Проволочной Промышленности. Рижское отделение.

Вид разных павильонов в парке

Трубо-прокатный завод Ш. и Г. Шодуар в Санкт-Петербурге

Невское Стеариновое Товарищество.

Здание для выставки домашних животных

Павильон Санкт-Петербургского Металлического завода


Всероссийская художественно-промышленная выставка открылась на Ходынском поле в 1882 году. Первоначально она должна была пройти в 1881 году, но убийство Александра II привело к переносу сроков. Под выставку был отведен обширный участок, примыкавший к Петербургскому шоссе и имевший форму квадрата со стороной в полкилометра.

Альбом гравюр

























На шумном и оживленном Ленинградском проспекте, чуть в стороне от дороги, находится небольшое, изящной архитектуры, здание, украшенное изразцами – бывший Царский павильон Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, которая в 1882 году открылась в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

Сначала выставку планировали провести в 1881 году, но из-за убийства императора Александра II отложили на год; открытие выставки в 1882 году оказалось приуроченным к торжествам коронации императора Александра III.
Организация выставки отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. На отведенной под выставку территории возник живописный городок, в создании которого принимали участие крупнейшие петербургские и московские зодчие (окончательный проект был выработан московскими архитекторами Александром Степановичем Каминским и Августом Вебером). В бесчисленных павильонах экспонировались важнейшие достижения тех лет, выставка охватывала различные области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, здравоохранения, военного и морского дела, а также кустарных промыслов. В отдельных частных павильонах представляли свою продукцию ведущие предприятия России. Впервые на выставке был устроен художественный отдел - в специальном павильоне экспонировались более 900 работ известных русских художников и скульпторов, среди которых Василий Верещагин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов и другие.
Центром выставки был, созданный по проекту Каминского и Вебера, колоссальный Главный павильон, построенный из металла и стекла – расположенный у главного входа, он открывал выставку и служил ее своеобразной визитной карточкой. Он состоял из восьми трёхнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, и в плане был похож на колесо со спицами. Справа и слева к нему примыкали длинные павильоны, где размещались машинный, художественный и учебный отделы. Большинство павильонов выставки представляли собой временные сборно-разборные сооружения, которые после закрытия разобрали и перевезли в новые места - Центральный павильон, например, был использован для следующей Всероссийской выставки, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Особой постройкой являлся Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский.

Здание павильона отличает сложная объемно-пространственная композиция (что было характерно для древнерусского гражданского строительства), оно как будто составлено из нескольких самостоятельных объемов, каждое из которых имеет оригинальное завершение. Вход в здание выполнен в виде стилизованного крыльца с высокой шатровой кровлей. Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приемов древнерусской архитектуры (оконные наличники, полуколонки, ниши-ширинки) и богато декорированы полихромными изразцами, выполненными по оригинальным авторским рисункам, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид.
Оформление интерьеров павильона также отличается богатством и изяществом. Все помещения – покои императора и императрицы, кабинет, столовая, гостиная – украшены изысканной лепниной и резьбой по дереву с использованием декоративных элементов восточной, европейской и древнерусской архитектуры.
Царский павильон дошел до нас в неизменном виде, полностью сохранилось и богатое убранство внутренних помещений.
В советское время павильон входил в коплекс зданий стадиона Юных пионеров. Теперь стадион ликвидировали и на его месте построен жилой комплекс "Царская площадь". А в здании выстовочного Царского павильона располагается ресторан французской кухни «Паризьен».

Совреенный вид Царского павильона




Все стены здания украшены изразцами.

Сохранился весь декор и вся отделка интерьеров.











