На протяжении всей истории человечества собаки играли особую роль и несли особую миссию: они были и остались не только защитниками, помощниками и компаньонами, но и источниками вдохновения. Они увековечены в живописи и скульптуре, в мозаике и гобеленах, на гравюрах и фотографиях итд .И сегодня, как прежде, собаки сопровождают человека и служат живым символом защиты, верности и безусловной любви. Поэтому несложно понять, почему они являются очень важной и яркой частью нашей визуальной истории.
Дамы и господа, сегодня у нас - собачий день, «каникулярный», как сказали бы римляне (canicula — «собачка»).
Долгое время собаки считались своего рода проводниками, связующим звеном между физическим и потусторонним миром. Древние египтяне, греки, римляне, кельты и другие народы назначали собаку священным хранителем иных миров – тех, которые находятся за пределами нашего повседневного опыта. Древнегреческая богиня колдовства, ночных кошмаров и подземного мира Геката сопровождаема стигийскими черными собаками.
Трехглавый Цербер охраняет вход в Аид - загробное царство древних греков. У древних египтян бог войны Упуаут, сопровождавший погибших в Дуат, изображался в виде собаки (не путать с Анубисом с головой шакала).
То есть, древнейшие культуры собаку воспринимали, среди прочего, как стража эфемерных областей и проводника во внетелесных путешествиях.
Что касается взаимодействия с обычными смертными, греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам (в отличие от культур Востока). Собаки были домашними любимцами, символом статуса, охранниками и охотниками. Греки ценили этих животных за доверие и любовь. В рисунках на древнегреческих вазах частым сюжетом было возвращение Одиссея домой после странствий и встреча со своим старым псом Аргусом – единственным, кто узнал Одиссея и умер, дождавшись хозяина.
Нередко собак изображали в мозаичной технике перед входом в дом, с целью предупреждения чужих : «Берегись собаки!» - «Cave Canem!»
В Китае традиционно собаки считаются символом удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй – пара собак Фу – охраняет дом от злых людей и злых духов. Собак Фу еще называют небесными львами Будды, поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом, чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов. Не зря, кстати, считается, что у этих крошек «львиное сердце».
В Средневековье собаки по-прежнему считались символом верности и преданности. Поэтому вошло в традицию изображать их не только в аллегорических сюжетах, но и на парных супружеских портретах (чаще всего – у ног или на коленях женщины). Портрет вдовы с собакой символизировал ее верность умершему супругу. Кроме того, в Средневековье изображения этих животных высекали на надгробных камнях, чтобы подчеркнуть феодальную или супружескую верность усопшего.
На Русь этот символизм (и портретный жанр как таковой)приходит гораздо позже, но вот вам портрет царской невесты, Марфы Матвеевны Апраксиной, перед свадьбой с царем Фёдором III Алексеевичем, 1681 год. Собачка - символ любви и верности.
Собак изображали в сценах охоты на Западе, в Индии и даже иногда на исламском Востоке, несмотря на религиозные запреты.
Собаки - непременные участники пиров. Вспомним «Великолепный часослов герцога Беррийского» работы братьев Лимбург ! 1410—1490-е годы.
Самая парадная картинка - «Январь», герцогские пиры.
Персона, запечатленная вместе с охотничьими собаками или соколами, таким образом заявляла о своем высоком статусе, поскольку в то время охота была развлечением исключительно для аристократии и неотъемлемой частью придворной жизни. Кроме того, несмотря на развитие сельского хозяйства, охота оставалась и важным источником пищи (собственно, до XIX века включительно). Знать тратила крупные суммы на покупку специально выведенных свор не только ради статуса, но и для того, чтобы обеспечить свой дом мясом.
В наступившем Ренессансе собаки уже прочно обосновались в европейском искусстве. В Италии XVI века аристократы часто заказывали собственные портреты со своими питомцами, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус - но не только. Нередко это был просто вопрос любви, привычного и необходимого компаньона. Вспомните, как на одной из фресок кисти Андреа Мантеньи в Камера дельи Спози под креслом маркграфа Лудовико Гонзага удобно устроился его любимый пес Рубино! Все знавшие маркиза утверждали, что Рубино ходит за своим хозяином повсюду, как тень.
Особое место занимают собаки и в творчестве великого Тициана. Судя по всему, он сам любил собак. Они стали чаще появляться на его картинах в 1530-х годах, примерно в то время, когда художник переехал в большой «статусный» дом с садом и завел нескольких псов (кто, собственно, из нас об этом не мечтает? «Когда у меня будет свой дом, я заведу лабрадоров/зенненхундов/доберманов/ньюфаундлендов итд». Очень понимаю Тициана!) А одна из самых ярких «собачьих» его работ – портрет маленькой Клариссы Строцци с комнатной собачкой породы папийон. Кларисса, дочь Роберто Строцци и Маддалены Медичи, была наследницей двух знатнейших флорентийских родов, так что перед нами фактически «политический» портрет. Роскошные драгоценности на ребенке подчеркивают высокое происхождение наследницы, но присутствие собаки рядом с девочкой дарят образу немного детской беспечности.
Но и в классические мифологические сюжеты Тициан вписывает любезных его сердцу собак (и сердцу его патрона, испанского короля Филиппа II).
Щедрое барокко начинает активно включать изображения собак в свои обильные натюрморты. Собака оживляет картину, придает сюжету динамику, настроение, нередко заставляет улыбнуться.