• Авторизация


Знак обреченных: мы обречены? 01-05-2013 01:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Собственно, речь вот об этом: http://dreamworlds.ru/tvorchestvo/proza/84800-znak-obrechennyh.html
С тонкими намеками на холиварчик ))

Я поняла, почему мне не нравятся такие рассказы. Или повести. Или даже романы. Я поняла и горжусь этим. Я молодец. Лично я ))

Произведения такого плана - они ненастоящие. В них не верится. Там вроде бы есть действие, есть интрига, там развивается сюжет, но развивается так, как развивались бы декорации на сцене: вот тут мы сейчас подкрасим, вот тут солнышко нарисуем, тут занавесочку повесим... И так далее, пьем дальше, повод тот же. Нет там самого главного для меня - Главного Героя.

Точнее, по факту-то он есть. Телесно. Он ходит, дерется, скачет на лошади, что-то там говорит, участвует в постельных сценах и т.п., но делает все это его оболочка. В этой оболочке нет души, нет эмоций. Хотя эмоции - это слишком поверхностно, это не совсем то. Там нет его личного осмысления. Он как будто фикция, а не личность. Как он видит мир? Каким он видит окружающих, себя? Какая у него неразрешенная или, может, разрешаемая конкретно в данной сцене проблема? Ведь текст может быть лишенным какой бы то ни было рефлексии, но при этом заставлять сопереживать, задевать, обдумывать. И перечитывать. До сих пор вспоминаю тот рассказик Либры - коротенький и без рефлексии - "five o'clock". Замечательный. И трогает, и за душу берет. И ничего лишнего.

У Дидидары, кажется, вот какая проблема: она сразу вываливает в текст все, что знает. Это, кстати, проблема даже не конкретных авторов, а, скорее, определенного возраста и определенных темпераментов. Она не дает читателю возможности догадаться, самому открыть ее мир. Такие вещи, безусловно, здорово умеют Дяченки: несколько штришков, мазок там, мазок здесь - и ты уже достраиваешь всю картинку. Мне все время в таких случаях вспоминается этот мультик - "Спирит". Там такой замечательный конь, быстрый, славный, скачет по прериям, мимика у него человеческая и т.п. А мне очень нравятся лошади. И в какой-то момент я захотела сделать нарезку кадров с этим самым конем. И обнаружила странное. Обнаружила, а точнее, почти не обнаружила в фильме тех моментов, когда можно было бы запечатлеть этого коня в полный рост. Как он скачет: мне показывают голову, развевающуюся гриву, потом показывают копыта, потом ноги, потом опять голову, хвост и так далее. Коня в целом представляю уже я сама. Вот и с хорошей книжкой - то же самое.

Этому, конечно, надо учиться. То, что Дидидара там пишет - это информация для себя, т.е. для самого автора. Эту информацию нельзя вываливать в виде лекции. От этого скучно. От этого мир становится плоским, действительно как компьютерная игра. Хотя, может, все гораздо страшнее: от этих самых компьютерных игр само мышление стало плоским?

И тут я подумала: а ведь правда. Мышление становится плоским там, где стоит только та или иная конкретная задача. И больше ничего. Пройти уровень, навалять врагам, собрать что-то там себе в копилку - конкретная задача. Перед героем не ставится морально-этических проблем. Игра позволяет идти только запланированными путями - по этой дорожке или по этой, нажать туда-то, прыгнуть туда-то. Ты никогда не заглянешь вот за этот камень только потому, что тебе интересно, не свернешь на незапланированную дорожку. Ты всегда будешь идти чужим путем, не своим, а тем, который так или иначе навязывается сценарием. Понятно, что я тут имею в виду более-менее примитивные игры, но я сейчас о некоем глобальном принципе, о Принципе вообще. Ничего удивительного нет в том, что книги становятся подобием таких вот компьютерных игр.

Отсюда же, то есть из отсутствия внутреннего "Я" Главного Героя, и все остальное. Описывает автор дождь, но я не вижу этого дождя, не слышу его, не чувствую. Гг не пропускает этот дождь через себя. Не слышит стука копыт. Не дышит воздухом. И т. п. Почему? Потому что он сидит на диване на самом деле. На уютном таком, мягком диване. Его ничего не касается, ничто не колышит. И все такие книги получаются однотипными. Их пишут разные люди, но ощущение, как будто все написано кем-то одним. Мир не живет. Он мертвый, в него пока не вдохнули жизнь.

Хотя что я злобствую? Есть люди, которым это нравится. С каждым годом их все больше, плоскость мышления съедает объем. А может быть, я несправедлива к ним? Может, просто стрессов больше? Человеку свойственна постоянная мозговая активность, он в ней нуждается, но душа настолько устает от стрессов и расстройств, что не выносит ничего подобного и в литературе. Поэтому чем хуже, тем лучше. И потом, почему я решила, что это плохо? Это плохо только на мой собственный, сугубо личный взгляд.

Если быть совсем честной, то в "Знаке обреченных" я сломалась где-то в подвале. Или в тюрьме - кажется, там все-таки тюрьма. Сломалась на стереотипных намеках на пытки, на каких-то там телах, которые стаскивали в кучу и которые по идее должны были меня хоть как-то задеть. Меня в этом смысле очень задевают архивные "Дела", когда, например, читаешь обычный документ: начальник такой-то начальнику лагеря: "Просим принять 3 тысячи заключенных, этапированных оттуда-то". А лагерь переполнен. И начальник пишет в ответ: "Не могу принять, нет мест". А ему отвечают: "К вам направлено еще 5 тысяч". А на дворе зима, сибирские морозы по 40 градусов. А вагоны не отапливаются. И девать людей некуда. И эти вагоны отводят на запаску. И какое-то время они там стоят. А потом начинают выгружать окоченевшие трупы и зарывать тут же, на месте Тысячу, две, три... То есть после настоящих документов, все это псевдо-настоящее - оно не пробирает. Даже вызывает улыбку в тех местах, где автор старается напугать. Но это не серьезно.

Или как избивали в нашем родном НКВД - без всяких там особых пыток, без раздеваний и укладываний на раскаленную плиту и все в таком роде. Просто человек сообщает, что его били 8 часов. Без перерыва. Кулаками или излюбленным орудием следователя - пресс-папье. Оно тяжелое, расхреначить коленки им можно здорово. И бедняга потом охрип. И все. Практически без эмоций. Но из того, что он охрип, ты понимаешь, что кричал он сильно. И голос сорвал. И эмоции не в тексте - они у тебя. И запоминаешь ты это надолго.

Короче, моя мечта - именно этому научиться )) Не бить, конечно, а описывать все так, чтобы эмоции были не в тексте, а у читателя.  Но с другой стороны, большой вопрос, как собственный тексте воздействует на меня, а как - на читателя. Иногда я его совсем не чувствую, а мне говорят, что получилось здорово. Или наоборот: мне кажется, что все великолепно, здорово, а мне говорят: затянуто и скучно. Раз на раз не приходится. Ибо мы пока не профессионалы.

Самое смешное и горькое, что не-профессионалы правы, когда спрашивают: а кто нас будет читать? Действительно, кто? И кому все это надо? Интересно все же, обречены ли мы?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
Знаешь, мне всегда казалось - ну филфак научил - надо уметь работать со словом. Будет форма - будет и содержание. Нужно уметь строить предложения и использовать слова к месту, в общем ,работать над стилистикой. И тогда все будет хорошо. И я всегда-всегда этим занималась. Но форма - не все, так ведь?) Нужны что-то еще помимо стиля, помимо хорошо построенных фраз. Жизнь, наверное. Вот я не против эмоций в тексте - пусть. Лишь бы было отдуши написано, знаешь, читаю Пруста - там эмоций и описаний через край, но мне нравится - неожиданно нравится, потому как чувствуешь - это все автор пережил. И видел эти кувшинки на воде летом, и чай этот липовый пил с пирожным, и все это он как бы разворачивает перед читателем, и это интересно. И меня поток мыслей и чувств вовсе не напрягает. Опять же - в разное время хочется разного. Или чего-то такого полного, где много описаний и чувств, чтобы погрузиться в них, как в реку, или наоборот - чего-то, что заставляет думать и достраивать все самому. Твои посты постоянно заставляют меня задумываться о том, как надо писать) А потом я решаю, что буду писать так, как пишется, и кому-нибудь ведь должно понравиться))
neon_demon 01-05-2013-17:00 удалить
Неужели ещё томится жизнь в печурке Прозы. Текст конечно не для издательства, но и не откровенное уг. Так, просто пук, просто одно из первых трёхсот редактирований своей писанины для автора. Nobody care.
Darius_Nordsjon 01-05-2013-17:04 удалить
Ответ на комментарий neon_demon # XD
Ответ на комментарий Кошка_Моника # Да, ну, собственно, а почему бы нет? Помню, я была сильно очарована Дяченками, пыталась косить под них, ломала себя, в итоге сказала: "Фиг с ним, я - это я. И я пишу так, как я пишу". НО. Что-то мне пригодилось из их опыта. То есть пока я их читала, пока пыталась подделаться, пыталась понять, как работать с темпоритмом (потому что меня не устраивает мой темпоритм), нечто я у них все-таки свистнула. И мне это понравилось, мне это помогло. То есть я теперь уже вижу, что помогло. Но тут... Я когда читала это произведение Дидидары, я ведь узнавала себя. Лет десять назад я писала точно так же. И многие, наверное, узнают себя. И теперь мне важно понять, как именно (технически) можно шагнуть дальше, к следующей ступеньке качества текста. Добиться того, чтобы он был живым, объемным, не провисал. Ведь этого же можно как-то добиться? Дело ведь не в описаниях, не в эмоциях, а в том, как подает их автор. Вот там начало первой главы - идет кто-то там по дороге, дымок вьется из труб, все нормально. Описания, природа. И вроде бы все хорошо. Но у меня нет чувства, что этот мир принадлежит ему, то есть герою, что он для него естественен. Вот этого мне не хватает. Интересно же, как человек это может осмыслить, как он тебе подаст ту же реку или ту же кувшинку. Какие образы он найдет? Как это будет соответствовать характеру, ситуации? Два разных человека - один кувшинку увидит, потому что думает о любимой девушке, а другой увидит темную воду, потому что его как раз бросила девушка и он, предположим, не хочет больше жить. От того, что попадает в фокус внимания Гг, зависит то, что ты как читатель будешь испытывать. Мало уметь работать со словом - это начальный этап. Это всего лишь обязательное требование. Потому что писатель - он не графоман, он художник. (Не от слова "худо" - это графоман))) Фотоаппарат - он же тоже умеет работать с цветом. Да еще как умеет! Но художник - это не фотоаппарат, вот в чем проблема.
Ответ на комментарий neon_demon # Ну... смотря для какого издательства ))
Ответ на комментарий Августа_Альба # А я вот поняла, что нельзя подстраиваться подо всех. Один говорит то, другой - это, а в итоге - полная неразбериха в голове. Считаю, что автор сам себе должен быть критиком в первую очередь. И проверять тексты временем. Ну, конечно, не помешает взгляд проверенного человека со стороны, но если давать текст десятерым - получишь десять противоположных мнений) Мне кажется, в создании мира важно, чтобы читатель узнавал образы и понимал - да, вот ведь, сказано чертовски метко, так оно и есть! Я, когда Пруста читала, так и думала. Или когда читала тех же Дьяченок. И тогда мир будет близким и понятным несмотря на фантастичность, если она есть, конечно. И с героями так же - детали, маленькие, но значимые. Не просто передвижение из пункта А в пункт Б, а звуки, запахи, холод,жара, ветерок. Картинки. Много всего должно быть. Вот у нас так получается с героями в соавторстве: проходят они мимо одного и того же дома, и одна замечает украшения колонн или там необычный купол, цвета и формы, а другой замечает нищих на ступеньках и всяческий сброд за углом. И получаются две точки зрения на один и тот же город, например. На самом деле, я не знаю, как добиться оптимального ритма. Я просто не думаю об этом, пишется - и пишется. У меня один критерий - меня саму должно задевать то, что я пишу. Не просто набивать слова, но переживать то, что переживают герои. И тогда, как правило, получается, что надо))
Ответ на комментарий Кошка_Моника # А у тебя разве не бывает так, что и задевает, и переживаешь все от и до, но в каком-то месте перечитываешь и понимаешь, что виснет? У меня часто так бывает. Я чувствую, с этими провисаниями можно как-то чисто технически сладить, но пока не знаю, как. Всем не угодишь, да. Но я не об этом. Я о том, что от каждого понравившегося автора можно что-нибудь взять. Приемы, или среднюю длину предложений/абзацев. Или какие-то удачные выражения. Я об этом.))
Ответ на комментарий Августа_Альба # Не-не, я поняла) Я так и делаю в общем-то. Но с другой стороны, идеала не выведешь, поэтому я не так сильно заморачиваюсь, особенно последнее время. И вот парадокс- говорят, получаться стало лучше, чем когда я выверяла каждое слово. Я просто стала относиться проще ко всему. Надоело себя мучить. Честное слово, мне мучений и на работе хватает по самую макушку)) Обычно такие вещи, как провисания, ощущаются при повторном чтении через некоторое время))
Ответ на комментарий Кошка_Моника # Так, может, сейчас лучше стало получаться именно потому, что до этого ты выверяла каждое слово, а теперь это уже на автомате? Хд.
Ответ на комментарий Августа_Альба # А кто знает?) Механизмы писательства неисповедимы)) Я начала, кстати,читать этот роман, или что это было. Ну ничего так, средненько, уровень Дрима, так скажем. С этого многие начинали, ты права. Если автор не дурак - будет дальше двигаться, от картонных героев к живым и понятным. Меня позабавил холиварчик. Видно, давно на Дриме этого не было, хотя, каюсь, я и не была сама там с августа. Ибо то, что мы пишем - долгострой, выкладывать его пока нет смысла, так, в дневниках если только, для друзей. Как-то нет уже того тщеславного чувства "читайте меня полностью и пишите простыни в комментариях!"=)
Ответ на комментарий Кошка_Моника # А меня не позабавил... Мне грустно стало. И в общем-то, Дидидара - адекватная девушка, хорошо всем отвечает, без истерик. Вот каких-нибудь Хаоситов-Ласточкиных бы подолбали, я бы еще и присоединилась. А эту - жалко. Она смирная )). Надеюсь, далеко пойдет )) То, что у вас выложено - это начало в самой первой записи, да? Или там пока только кусочки? Да, я тоже не вижу смысла выкладывать что-то на Дрим, тем более, что-то большое. Маленькое, если оно будет, еще туда-сюда, но большое и более-менее взрослое он не потянет. А не-взрослое мне сейчас не интересно. З.Ы. А имя "Тильда" - вам оно просто понравилось и вы его взяли для Гг, или "Полшага до неба" Ани Семироль тут свою роль сыграли? Я без каких-то там, ты только не подумай )) Мне просто интересно.
Ответ на комментарий Августа_Альба # Я тоже была смирная и критику принимала) В этом плане Дрим мне многое дал, как для рисунков, так и для прозы. Так что все у автора будет хорошо, если возьмется с умом. У нас там... То, что исправлено - там должно быть "Чертеж (часть первая)", и так далее выше) Ой, жуть, ты это читать собралась?)) *сразу готовится к погрызу* Мы уже неплохо так поработали, аж 70 страниц уже) Но посмотрим, как дальше пойдет. Я пыталась как-то выложить на Дрим прозу аки философия, и Дрим это не понял, видимо) Пришло полтора землекопа (зачеркнуто) человека, и не очень-то было интересно) Ну а потом я эту прозу отложила - она слишком взрослая даже для меня самой)) Иногда есть желание что-то маленькое выложить, да, но потом желание отпадает. Дрим уже не дом для меня, как это было... К сожалению или к счастью. Все течет, да... С именем смешно: я взяла огромный такойсловарь англо-русский, там в конце есть списки имен. Ну и ткнула пальцем в первое понравившееся. Но тут еще не обошлось без Тильды Суинтон) А Анна Семироль в общем-то ни при чем) P.S. Кстати, так и не смогла ее книгу прочесть))
Ответ на комментарий Августа_Альба # Ну а почему бы не почитать? Да ну, "погрыз", брось. Думаешь, очень хочется кого-то погрызать? Это если народ просит именно погрыза, то приходится чуть ли не со стоном, преодолевая себя... и т.п. Это очень тяжелая и неблагодарная работа. Потом, она всего лишь отражает мою личную точку зрения, поэтому я всегда говорю: "Ребятки, вы вовсе не обязаны соглашаться. Примите к сведению - и то ладно". Но на самом деле мне гораздо проще прочитать и сказать, понравилось или нет, объяснить, может, в двух словах, что не понравилось или почему восхитило... ну и хватит )) Только я сейчас чужое не могу помногу читать - собственный стиль сбивается. Поэтому получается медленно. Но мне интересно.))
Что-то мы совсем в переписке сползли к краю страницы) Нехорошо)) Да я тоже не люблю критиковать, знаешь, легко, конечно, говорить свое веское "фе", если тебе не нравится что-то очень сильно, но я слишком люблю себя и не читаю то, что мне противно)) Собственно, с Дримом в этом плане и были у меня проблемы. Я не могу нести "разумное, доброе, вечное" в посты МТА, как Катя с Варей иногда делают - даже до сих пор)) Раньше это было забавно, а теперь я повзрослела, что ли) Лучше я буду то же самое до ребят своих доносить - авось, достучусь до кого-нибудь)) Я не говорю, что это плохо - ходить и критиковать, нет, просто теперь не мой метод - и все. Тут ты права - зачем себя мучить? Запал делся куда-то. Мне тоже проще сказать, почему понравилось или не понравилось, анализ текста я могу сделать, но кому это надо?)) Только самой разве не забывать навыки)) Ну, будем тогда ждать, что скажешь) Подозреваю, сказать будет что - и плохого, и хорошего (надеюсь)=) Ну про кровь-любовь я честно предупредила))
Ответ на комментарий Кошка_Моника # Ну обычно лезешь на Дрим критиковать, когда идет какая-то внутренняя работа или даже видишь в этих рассказах свои собственные ошибки, просто в своем тексте их не очень осознаешь, зато в чужом сразу видишь. Ну как способ обучения такой. )) Может, и странный. Но помогает. Правда, от него быстро устаешь. В конце концов, у каждого своя дорога. А можешь "Феникса" вордовским в контакте переслать? А то я замучилась - там сначала один вариант, потом отредактированный другой, и в итоге я не знаю, какой новее и... Короче, я запуталась )) Кровь-любовь? Про любовь знаю )) А что, кровь тоже будет? хд
Ответ на комментарий Августа_Альба # И кровь будет, и трупы и вообще будет весело)) Мы сами не ожидали, что так оно пойдет, потому как замысливалось все как социальная драма) А вышло вон оно что)) Сейчас отправлю, правда, инет у меня тупит весь день(( Не, я тоже обычно, если вижу что-то такое, что в авторе меня подкупает - искренность, наивность, например, то обязательно скажу, чтобы автор ошибок потом еще больших не наделал. Но почему-то часто выходит, что слова не услышаны и не восприняты. Именно поэтому я и ушла с Дрима, наверное. В прозе нет того диалога автора и читателя, который был когда-то. Нет активных обсуждений. Благо, у меня есть приятели-писатели, которые собираются на "квартирники", вот это уже интереснее))
Rhea_Arista 03-05-2013-21:06 удалить
Черт, я все пропустила. Нет, я не несу МТА разумное, доброе и вечное. Я честно признаюсь, что иногда пишу грубости только для того, чтобы написать грубости. Я понимаю бессмысленность критики, я знаю, что ничего из моей критики ни до кого не дойдет, никто не заинтересуется, ничего не изменится. Честное слово - я просто развлекаюсь.
Ответ на комментарий Rhea_Arista # Неа, я не верю. В твоих комментах было много то ли горечи, то ли сожаления, то ли чего-то подобного, чему я пока не могу подобрать адекватного наименования, поэтому в то, что ты развлекаешься, верится слабо. Вот Агидель - да, чаще всего это было чистое развлечение. У тебя все выглядит гораздо серьезнее.
Rhea_Arista 03-05-2013-21:46 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Одно другому не мешает) Развлечение не обязано быть чистым)
А почему именно Дидидару выбрала? Потому что она собралась отсылать сей шЫдевр по издательствам? Кстати, шЫдевр, кажется, тянет на 12 авторских. И если его возьмут, то редактору придется-таки попотеть ))
Rhea_Arista 03-05-2013-21:58 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Просто взгляд зацепился. Огромная аннотация и такая заява - в издательство. Мне кажется, редактор с таким париться не станет, как увидит корявое начало, сразу же вернет. Их же всех необязательно читать, чтобы понять - фигня какая-то.
Ответ на комментарий Rhea_Arista # Ну может, еще выручит аннотация и грамотный синопсис? Кто знает? ))


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Знак обреченных: мы обречены? | Августа_Альба - ДРАКОНЬЯ НОРА | Лента друзей Августа_Альба / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»