• Авторизация


Оу... О_о... Хм. 20-12-2012 18:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Мы тут наткнулись на мысль, которая наносит некий удар по пейсательскому сообществу Дрима. Или даже по такого же плана более взрослым тусовкам, таким, как "Роскон" или "Интерпресскон", например. Т.е. по конвентам. И в чем-то я с ней категорически не согласна, а в чем-то даже и согласилась.

"Если вам представляется, что вы сможете достичь выдающихся результатов в художественном творчестве, и эта перспектива вас сильно привлекает, и вы готовы ради нее рискнуть, то лучше избегать слишком тесного кучкования с себе подобными, иначе вы наверняка наберетесь от них чего-нибудь модного, будете сдержаны в критике их и таким образом передавите в себе слабые ростки существенно нового и великого. Макс Нордау ("Вырождение", ч. I, гл. III): "Нормальные художники и писатели с уравновешенным умом никогда не чувствуют потребности соединяться в кружки или кучки, члены которых подчинялись бы определенным этическим догмам (...) художественная деятельность более всякой другой индивидуальна, ипоэтому истинный талант дорожит независимостью. В своих произведениях он дает самого себя, свои собственные воззрения и впечатления, а не заученные догматы какого-нибудь эстетического пророка..."

(Из книги А. Бурьяк "Технология карьеры"
Источник: http://technology-of-career.narod.ru
)

Кое-что вызвало во мне глубокий личностный резонанс ))) Например:

иначе вы наверняка наберетесь от них чего-нибудь модного

Собственно, а чем модное плохо? Почему это слово обязательно должно употребляться с ярко выраженным негативным оттенком? Например, очень часто в комментариях к рассказам или зарисовкам (да хоть на том же Дриме, далеко ходить не надо) встречаешь замечания вроде: "Читается легко" или "Читать трудно, текст очень сложный". Если одна из задач, поставленная перед авторами художественной литературы - добиться ситуации взаимопонимания с читателем, заставить его сопереживать, не только думать, но и чувствовать прочитанное, то почему бы не воспользоваться опытом авторов, которые добились уже на этом поприще определенного успеха? Скажем, те же вопросы темпоритма. Если нынешний читатель охотнее воспринимает текст, ритмически более быстрый, чем произведения классиков 19 или даже 20 века, если длинные трехэтажные фразы ему трудно проглотить/осознать, то моя обязанность, как автора, разве не заключается в том, чтобы подстроиться под его желания? При этом, конечно, не имеется в виду, что я полностью должна отринуть дорогое и сокровенное, уломать себя, связав в 10 узлов свое пейсательское мастерство - и вот, стать такой, как все. Нет. Но там, где мне хочется выдать навороченное предложение со множеством сочинительных и подчинительных связей - вот тут я должна побить его на несколько более мелких. Или следить за длиной абзаца. Или искать такие выразительные средства, которые дали бы представление об авторской задумке как нельзя короче и лучше. Что-то вроде Замятинского: "Площадь была туго набита ветром". Сказал-то всего-ничего, а уже сразу все видишь, чувствуешь, понимаешь.

Или, например, вопрос про ограниченную точку зрения. Сейчас она почти полностью вытеснила из литературы авторскую, тексты пишутся по принципу: чем меньше комментов от автора, тем лучше. В эпоху развития телевидения это понятно - текст воспринимается, подобно фильму, и неприятно смотреть фильм, когда между тобой и телевизионным экраном маячит широкая авторская спина. Но если ты начинающий автор, если ты воспитан на классиках, вроде Стивенсона, то ты будешь писать текст в авторской точке зрения и, возможно, именно это и станет причиной читательского неодобрения или отказа в издательстве. И ты с мыслями: "Я никому не нужен" направишься прочь от авторской стези. Может быть, и совершенно зря.

С другой стороны, если есть возможность пообщаться с людьми, которые уже на стадии бета-ридинга объяснят тебе такую простую вещь, то почему бы не воспользоваться их советом? Тем более, что ограниченная точка зрения действительно существенно облегчает восприятие текста, оставляя больше места для читательского воображения. Другое дело, что если все время идет только ограниченная точка зрения, текст тоже становится однообразным и достаточно скучным. Тут можно и нужно чередовать с авторской. Но при этом надо контролировать авторскую, не давать ей чрезмерно заполнять текст. В принципе, ведь это несложно?

И потом, что подразумевается под "чем-то модным"? Это я к тому, что меня всегда настораживают такого рода термины, пущенные автором статьи без каких-либо примеров и пояснений. Может, под "модным" он имеет в виду совсем не то, что я? В любом случае, элементарная человеческая воспитанность должна в этом случае просигнализировать: "Вот тут чего-то не хватает. Поясни". Потому что если дело касается техники написания - того, КАК написано, - то этому можно и нужно поучиться. Но если дело касается более существенного - того, ЧТО написано, - то тут, конечно, под модное себя не уломаешь, если против этого твой внутренний Резонанс. Если он говорит мне, что я должна писать про дружбу, а от меня требуют про секс, или если мне хочется написать что-то про самопожертвование, а мне говорят, что сейчас модно писать про эгоизм, ну что тут можно сделать? Только развести руками. Если эгоизм мне не мил или воспевать какие-то там сексуальные извращения я не умею (ну не интересно мне это, ну хоть убейте!), то я при всем желании не смогу подстроиться.

будете сдержаны в критике их

Тут у меня вопрос: под "их" подразумевается "нечто модное" или "себе подобные"? Если первое, то не вижу тут никакой проблемы. Критикуй - не критикуй, но все в конце концов упрется в две вещи: допустят ли твою книгу до публикации и станут ли ее читать? Если критиковать себе подобных - то имеет смысл делать это для тех, кто этого сам просит. И не делать этого публично, если действительно хочешь помочь и себе, и автору, а лучше - частным письмом. Вежливо. Тогда эта самая критика будет воспринята наиболее адекватно.

Нормальные художники и писатели с уравновешенным умом никогда не чувствуют потребности соединяться в кружки или кучки, члены которых подчинялись бы определенным этическим догмам

Критикану я Нордау ))) Насколько я знаю, определенные кружки и кучки были и в 19 веке, и в 20-м, что логично. Определенные этические догмы все равно будут где-то существовать, хотя бы в тех же издательствах, и не учитывать их нельзя. Хорошо, если есть большой выбор. Ведь никому не хочется писать в стол, все хотят творить не только гениальные, но и нужные остальному миру вещи.

истинный талант дорожит независимостью

Лично я не согласна. Видимо, потому что я преподаватель, для меня важно наладить некое взаимопонимание между мной и другим человеком. Понятно, что я хочу донести через текст свои мысли, а не чужие, свои чувства, а не чувства посторонних людей. Но все дело в том, что я хочу их ДОНЕСТИ. Авторская независимость для меня в наше время - это и отрицательный, и положительный термин. Положительный в том, что при любых обстоятельствах я, автор, пою только свою песню, и тем она мне и дорога, что она - моя. Отрицательный - когда я замыкаюсь на своей независимости (пусть хоть обкритикуются, если учитывать мнение каждого, то я свихнусь и тэ дэ), то есть такое состояние, когда все выходят дураками, а я один, Автор, умный. Видимо, искусство для меня - это способ поделиться чем-то, донести что-то, а не самовыразиться в пространство. И отклик читателя потому очень важен, как положительный, так и отрицательный. Но обоснованно-отрицательный. Если что-то не понравилось, то что конкретно и почему. Мне кажется, это нормально.

А теперь - в чем я согласна с авторами цитируемого утверждения

Очень просто - все писательские сообщества так или иначе влияют на самооценку. Причем, по большей части влияют отрицательно. Пока сидишь себе тихо, творишь сам для себя и уверяешься в собственной гениальности, текст действительно идет свободнее. Заставить себя написать то, что тебе хочется, гораздо проще. Не думаешь о том, что знакомо почти всем: "Моя проза никому не нужна! Станут ли меня читать?" Не отвлекается на подобные глупости, потому что не знаешь, как нас, авторов, много.

А ведь нас и правда много, и полно тех, кто пишет лучше тебя, молодого талантливого и гениального. Как только начинаешь это видеть, сразу опускаются руки: "Он так пишет, как я никога не смогу!" В результате не можешь и того, что можешь. И не видишь смысла "подтягивать" себя. А когда не видишь смысла, делать привычное дело становится куда как труднее.

Ну у кого хоть раз в жизни такого не было? Отзовитесь! XDD.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Rhea_Arista 20-12-2012-21:47 удалить
Я считаю, что читательское сообщество обленилось и зажралось, а потому подстраиваться под него - это последнее дело. Талантливый автор сам по себе будет творить в соответствии с сегодняшним днем, и больше ничего ему не надо. Я согласна с Ортега-и-Гассетом в том, что сейчас не стыдно быть посредственностью и, хуже того, посредственность диктует свой взгляд на мир. Больше всего я боюсь потерять то немного, что делает меня личностью на бумаге. Поэтому фидбэк нужно принимать процеженным через ситечко мозга. Очень частое и мелкое ситечко.
Gwapples 21-12-2012-01:18 удалить
Ответ на комментарий Rhea_Arista # Я пришла к мысли, что иногда отсутствие фидбэка есть хороший симптом. Иногда, именно иногда. А если фидбэка мало, но от людей, которые говорят именно дельные вещи, то это тем более хорошо. А сотни комментов как правило говорят о том, что тебя либо не так поняли (в терминах массовости, а не в том, что ты хотел показать), либо ты написал УГ, но которое всем глянулось. Не знаю, что хуже. Лично для себя я определила так - для начала научиться писать так, чтобы нравилось в первую очередь тебе. Конечно, едва ли получится достичь полного довольства, но по крайней мере, чтобы я могла про себя сказать "Да, что-то в этом есть". И уже ориентироваться на зрителя. Хотя, нужно ли вообще?
К сожалению, есть в жизни вещи, которые никак не проверишь. Иногда мне интересно ставить мысленные эксперименты, результатов которых я никогда не увижу, например: если бы Ролинг оказалась бы у меня в гостях, то о чем бы мы говорили? Ну глупости, словом ))). Так и здесь. Мне очень интересно, что каждая из вас сказала бы по этой теме, например, лет через 20? Насколько изменилась бы ваша точка зрения и изменилась ли бы она вообще? Опять же, речь только о том, КАК писать, но не о том, ЧТО. А, кстати, мне еще давно Тильда говорила, что у меня длинные предложения. Я попробовала делать их покороче и попроще. Сначала было тяжело, а теперь я вижу, что текст действительно стал легче - доходчивее и воздушнее, что ли. Не могу сейчас подобрать адекватного слова. Хотя то, что пишет сама Тильда (я уже говорила, кажется), мне резко не по душе.
Rhea_Arista 21-12-2012-02:06 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Я не спорю, что когда-нибудь стану думать иначе. Но что я знаю точно - подстраиваясь под других, никем не станешь. И даже если речь о том, КАК писать, а не ЧТО. В переменах есть толк, если они пережиты, а не навязаны другим.
Ответ на комментарий Rhea_Arista # Хм. А если она сначала навязаны, а потом - пережиты?
Gwapples 21-12-2012-02:12 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Я не люблю короткие предложения. Мне не нужны воздушные тексты. Я тяготею к соединению потока сознания и слитного повествования, на меня сильно повлиял Фолкнер, и мне так нравится. В угоду тем, у кого не хватает схватывания, чтобы удержать мысль, я не стану меняться. ВАря, Алена, Сэн все прекрасно понимают в том, что я пишу, и их мнение для меня важнее, чем мнение непонятного Х, который скажет, что предложения слишком длинные
Rhea_Arista 21-12-2012-02:13 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # А рвзве ты бы не дошла до этого сама? Я думаю, дошла бы. Уж не говоря о том, что могла бы найти другой способ изменить свой текст и сделать его лучше. Я до 17 лет не читала писательских статей, кроме пары вдохновляющих предисловий С. Кинга. Когда я прочитала кучу статей по разным аспектам писательства, поняла, что ничего нового они мне не сказали. Я уже так писала к тому времени, как эти авторы расписывали, интуитивно, но писала. Смысла в этом не вижу более.
Gwapples 21-12-2012-02:17 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Когда они навязаны, это писательство по инструкции, а не творчество. Я не отрицаю нужность творческих мастерских и то, что у классиков нужно что-то брать, но большая часть - это личный опыт
Ответ на комментарий Rhea_Arista # А рвзве ты бы не дошла до этого сама? - а вот, кстати, не факт )). По работе имею дело ну с такими навороченными текстами, которые читаю с разными студентами из года в год, где уже для меня нет ничего такого особенного, и потому длинное предложение становится уже как бы нормой. Оно может быть и семь строчек, и 10, и 15. И при этом будет красивым, потому что там много риторических приемов, и все они к месту. И невольно я ориентируюсь на это. Но современному читателю нужно, чтобы было понятно. Ему нужно, чтобы оно было более короткое, но такое же емкое. А у меня плохо получается запихнуть много смысла в малый объем. Поэтому пока мне не сказали, я об этом особо и не думала - ну не получается, и фиг с ним )).
Ответ на комментарий Gwapples # А у тебя разве никогда не было такого: пишешь определенную сцену и понимаешь, что она получается так, как тебе нужно. И поэтому восторг. А потом пишешь другую сцену, и получается, что резонанс твой тебе говорит одно, а получилось у тебя совершенно другое. А в чем ошибка - не можешь понять, поэтому мучаешься. У меня просто это довольно часто, поэтому я переписываю без конца. Потом почитала тоже разные статьи, понабралась оттуда разных хитростей. С той же точкой зрения. Вот тебе нужен определенный эффект от конкретного эпизода, а ты не знаешь, как его добиться. Но есть совет: попробуйте поменять точку зрения. То есть дать это не с т. зр. Гг, а с т. зр. стороннего наблюдателя. Пробуешь - и хопа, получается то, что надо. А так, самой, сколько вариантов надо переписать, чтобы, наконец, дошло? Просто мне кажется, что тут одно не отрицает другого, наличие личного опыта не отрицает перенимания какого-то другого. И наоборот. Мы почему-то начинаем это мыслить так, что если ты у кого-то учишься, то ты обязан наступить на горло собственной песне. Либо не слушать вообще никого, петь только свое. А почему бы это не совместить, причем, совместить так, как это требуют именно индивидуальные характеристики - особенности характера или восприятия, например?
Ответ на комментарий Gwapples # Хм. А если это будет редактор? Просто они разные. Мне пока повезло, мне редактор, отдавая гранки со своей правкой, сказала, что я могу соглашаться или не соглашаться с ее мнением по своему усмотрению. И там было то, с чем я не согласилась. А если попадется такой, который не оставит выбора? Тогда да здравствует интернет, СИ, Дрим, Проза. ру? Мне просто интересно. Конечно, если дело не касается сюжета. Хотя и тут редакторы беззастенчиво переписывают так, как того требует политика издательств.
Gwapples 21-12-2012-17:19 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Я написала выше, что "Я не отрицаю нужность творческих мастерских и то, что у классиков нужно что-то брать, но большая часть - это личный опыт" И потом, откуда тогда браться новаторству, если писать так, как требуют?
Gwapples 21-12-2012-17:23 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # Мне кажется, есть нехорошая тенденция возводить редакторов в ранг эдаких божеств, которые вещают нерадивым адептам-писателям истину, при этом все забывают, что редакторы бывают разные, и меньшая часть из них действительно говорит стоящие вещи. Если не оставит выбора... мне еще нужно дойти до того момента, когда мне придется выбирать между чем-то и чем-то, гипотетически говорить легко, но глупо. Мне не нравится, что все подгоняют под стандарт, чем тогда это отличается от цензурного комитета времен Александра Третьего? Или советской цензуры? Формы другие, а суть та же
Ответ на комментарий Gwapples # Ну это всегда было, есть и будет, нравится оно или не нравится.
Ответ на комментарий Gwapples # Ну, наверное, твой личный опыт + так, как требуют = новаторство.
Rhea_Arista 22-12-2012-01:33 удалить
Ответ на комментарий Августа_Альба # И это всегда будет кому-то не нравиться)


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Оу... О_о... Хм. | Августа_Альба - ДРАКОНЬЯ НОРА | Лента друзей Августа_Альба / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»