Самой Лучшей мамой. Но вот вопрос: как это сделать? И вообще, какая она – Самая Лучшая?
Плохих мам не бывает. Это аксиома. Бывают мамы разные – по темпераменту, характеру, взглядам на воспитание. И для своего сына или дочки каждая мамочка все равно самая лучшая. Но это для малыша. А для себя самой. Часто ли мы вообще задумываемся над тем, какие мы мамы? И насколько далеки (или близки) от образа Самой Лучшей Мамы – с большой буквы? Кто – то скажет, что это идеал. Но ведь никто не мешает нам к этому идеалу стремиться! Итак, давайте займемся самопознанием.
Это советовали нам сделать еще древние греки. Они же, впрочем, утверждали, что нет ничего сложнее данной задачи. Чтобы ее облегчить, привлечем в союзники науку. Познавать себя мы будем с помощью теста.
Отвечая на вопросы теста, выпишите буквы, соответствующие вашему ответу, просуммируйте их. Буква, набравшая наибольшую сумму, будет означать, что вы тяготеете к тому или иному типу мамы. Чем больше отрыв суммы одной буквы от других – тем ярче выражены те или иные черты. А если по разным буквам набрали примерно одинаковое количество баллов – ищите свою характеристику «на стыке» двух типов.
Сложили – подсчитали? Пришло время расшифровать этот «психологический алфавит». Итак, начнем.
БУКВА «А».
Мама – диктатор. Она, как командующий армии, точно знает, как будет лучше – если не в масштабах всего человечества, то, как минимум для собственного малыша. И свое видение мира мама – диктатор активно насаждает и ребенку. Проще говоря – не оставляет никакого выбора, указывает, что и как делать. Заниматься большим теннисом, учить иностранные языки, ходить в художественную школу, прилежно постигать азы фортепианного искусства, хорошо кушать… Дождаться от нее похвалы столь же реально, как вырастить тропическую пальму за Полярным кругом. Она критикует ребенка по поводу и без. Такую маму несложно узнать на улице – она крепко держит детку за руку, контролируя каждое его движение. Она совершенно искренне считает, что «посвятила» ребенку всю свою жизнь – и если, упаси боже, дочка или сын что – то делают не так, она воспринимает это как личную неудачу и «позор». Ее любимые слова – «нельзя» и «ты должен». Ее указания точны и категоричны. Строгостью и волевым нажимом она пытается добиться своего и установить железную дисциплину – как на подводной лодке. И иногда добивается успеха – малыш становится марионеткой, послушной ее воле. Но чаще верх в детской душе берет дух бунтарства – и вот уже мама разводит руками: «Не знаю, что с ним делать… Он стал совершенно неуправляемым!» А может, обуздать свою командирскую тягу и предоставить ребенку хоть немного свободы? Ну, или хотя бы задать себе простой вопрос: а чего, собственно говоря, хочет ваше чадо? Не вы – а он? Неужели его желания так ужасны, что их совсем – совсем нельзя принимать в расчет?
Ее ребенок.
Даже выйдя из детсадовского возраста, он живет с оглядкой на маму. И бунт, прорвавшийся наружу, - не единственный и не самый плохой вариант его развития. Может быть, куда хуже то, что став взрослым, эрудированным (непременно!) и весьма честолюбивым, он будет крайне неуверен в себе, робок и инфантилен. Сыновей мам – деспотов с легкостью женят на себе женщины с сильным характером, селекционируя племя подкаблучников. А девочки в стремлении «слушаться маму» порой забывают о счастье своей новой семьи, навсегда оставаясь «хорошими дочерьми» и не умея построить личную жизнь.
БУКВА «Б».
Мама – наседка. Их детка окружена теплом, лаской и заботой. Мама готова полностью раствориться в своем чаде, посвящая ему все свободное время. Однако она «душит» своей любовью ребенка, не отпуская его ни на шаг, не позволяя развиваться его самостоятельности, вмешиваясь во все его дела, беспрестанно опекая и навязывая собственные решения любых проблем. При малейшем намеке на «разрыв пуповины» мама либо заболевает сама, либо заставляет (увы, в буквальном смысле слова!) болеть своего ребенка, чтобы лишний раз продемонстрировать истину: нам плохо друг без друга, ты во мне нуждаешься. Психологи называют такой способ решения своих проблем не слишком красивым словом «манипуляция». Может, они и правы? Может, вам, прежде чем посвятить жизнь ребенку, нужно посвятить ее… самой себе?
Ее ребенок.
Вариант бунта случается, но гораздо реже – ибо напору мамы – деспота противостоять все – таки легче, чем обволакивающей ласке мамы – наседки. И все – таки порой «птенчики» бунтуют. Правда, один бог знает, какой комплекс вины в них из – за этого развивается. Второй путь – непротивления – гораздо легче. Но результат – крайне зависимый, несамостоятельный, инфантильный взрослый «ребенок» - выглядит, честно говоря, не слишком привлекательно.
Мама – кукушка. Чем славна птичка – кукушка, все мы знаем с раннего детства. Мама – кукушка настроена не столь экстремально – «в чужое гнездо» она детку не подбрасывает. Но лишь в физическом смысле этого слова. Потому что фактически главный принцип ее воспитания – «само вырастет». Как видим, мало отличается от позиции птички – кукушки. Эта мама либо очень занята особой (карьерой или личной жизнью – неважно), либо выросла в семье, где целью воспитания было накормить – одеть обуть, а внутренним миром ребенка родители не интересовались. И теперь мама – кукушка, полагая «я выросла, человеком стала – и мои дети тоже так вырастут», реализует в своей семье ту же программу. Свободы и самостоятельности у ее ребенка столько, что можно черпать половником. Если появится возможность – тяготы – воспитания мама – кукушка переложит на бабушек – дедушек – старших детей – воспитателей. Что тут можно сказать? Каждый из нас – кузнец своего счастья. Вот только… Поверьте, от общения со своим ребенком можно получить массу удовольствия! Зачем же лишать себя этого?
Ее ребенок.
С самостоятельностью, как мы уже говорили, у этого ребенка нет никаких проблем. С малых лет он умеет завязывать шнурки пятью способами, варить пельмени, с легкостью сделает покупки, знает дорогу в поликлинику и ЖЭК. Добросовестная, прилежная личность – с неискоренимым чувством вины. Да – да, это не ошибка, ибо подсознательно ребенок винит себя в том, что недополучает материнской нежности – «значит, я плохой» и всеми силами пытается доказать миру – (и в первую очередь – маме), что он достоин любви. Не самая лучшая закваска для дальнейшей жизни… А еще – в будущем «кукушонку» будет очень трудно как любить кого – то, так и принимать любовь… Что поделать – не научили его этому в детстве…
БУКВА «Г».
Мама – подруга. Она любит и принимает свое дитя таким, как он есть. Но справедливости ради нужно сказать, что педагог от нее аховый: не находя в себе достаточно сил, чтобы делать все последовательно, она импульсивна, бессистемна и хаотична. Слова такая мама нередко замещает лаской, - вот умница! – всегда найдет, во что поиграть с ребенком. Правда, недолго, потому что пора бежать, некогда скучать… Ребенку предоставляется достаточно много свободы. И в случае необходимости он всегда сможет обсудить с мамой любую проблему. Не рискуя нарваться на ее гнев и нравоучительные лекции. Мама – подруга вообще не любит давить на ребенка. Да, по сути, она и не умеет этого делать. Потому что в душе сама еще ребенок…
Ее ребенок.
Очень развитый, интересный. Но, небеспроблемный. Ибо порой мама, забывая, что ее ребенок все – таки еще дитя, пытается общаться с ним «на равных», вываливая на неокрепшую детскую душу массу информации (как интеллектуальной, так и эмоциональной), которую тот пока еще не в силах понять и переварить. Он ленив и занимается только тем, что доставляет ему удовольствие. Посему в школе по одним предметам у него «пятерки – шестерки», по другим – твердое «двенадцать». Вырастая, ребенок мамы – подруги становится индивидуалистом. С мамой такие дети всегда дружат. И это хорошо.
БУКВА «Д».
Мама – теоретик. В отличие от мамы – подруги, она точно знает, как воспитывать ребенка, потому что она вообще человек «продвинутый» и, не рискуя пускать ситуацию на самотек, еще во время беременности перечитала всю мыслимую психолого – педагогическую литературу. Никакого давления на ребенка мы не признаем – ибо его не признают светила педагогической мысли. И, как опять же рекомендуют вышеупомянутые «светила», делаем упор на развитие. Общение такой мамы с ребенком продумано до мелочей, она точно знает: важно не СКОЛЬКО, а КАК. Выучим алфавит, потом английский, на прогулке позанимаемся географией и математикой, завтра по плану музыкальное развитие – будем слушать пластинки с классикой. Но вот парадокс: эмоциональное общение мамы с ребенком почему – то не на высоте. Может, потому, что ей просто некогда взять кроху на руки, приласкать, выслушать… А еще – потому, что такая мама нередко раздражается из – за детских капризов и шалостей (в «педагогически правильной» семье такого быть не должно!) – и немедленно выдает тираду из окриков, а порой и унизительных обвинений в адрес малыша.
Ее ребенок.
Несмотря на то, что в него «вбухана» вся педагогическая мудрость веков, ребенок будет вполне заурядным, нередко избалованным. Подрастая, может с головой погрузиться в книжки, увлечься «неформально – богемными» идеями. Между мамой и деткой – пропасть холода и отчуждения. И преодолеть ее сложно, однако необходимо. Просто потому, что наступит время, когда вы сама будете нуждаться в чьем – то тепле и поддержке. Если же оставить все как есть – готовьтесь: «этот неблагодарный» зачастую будет забывать даже позвонить вам, которая «так много» для него сделала… А еще – не минут вашего ребенка проблемы с умением любить. Вы ведь этого не хотите, правда?
Супермама. Пожалуй, Самая Лучшая Мама очень – очень близка к вам. Вы соблюдаете разумный баланс между ограничениями (а они ребенку необходимы – хотя бы для того, чтобы почувствовать, что его любят!) и невмешательством в его внутренние дела. Если малыш скажет «Я сам!» - терпеливо снесете все неудачи, поправляя ошибки и объясненяя их причину. А все сложности вы в состоянии обсудить с ним как с равноправной личностью – делая, впрочем, скидку на его возраст и не пытаясь перевалить на него «взрослые» проблемы. Книжки о воспитании детей, вы, конечно, читали – но они для вас не догма, а руководство к действию. Основной же источник педагогического вдохновения – собственная интуиция и любовь. Впрочем, «воспитательно – развивательных моментов» вы не упустите, но они будут не назиданием и поучением, а игрой и беседой.
Ее ребенок. Любознательный, стремится самостоятельно решать свои проблемы и с удовольствием опекает младших, более слабых и членов семьи. Практичный, сообразительный, умеющий с пониманием относиться к чужим ошибкам. Он не любит конфликтов и всегда способен разрядить напряженную ситуацию шуткой. Этот человек сумеет сделать в жизни правильный выбор, реализоваться, любить и быть любимым. Безусловно, он всегда будет прислушиваться к вашему мнению – но оно не будет решающим. Однако вы ведь к этому и не стремились, правда?
Так сделаем наших детей счастливыми – и будем счастливы сами!