Произведения Юлия Клевера когда-то знала и любила вся Россия. Его пейзажи пользовались широчайшей известностью. Тысячи репродукций с многочисленных картин Клевера расходились по стране, далеко за пределы Петербурга, в котором художник работал большую часть жизни.
Юлиус Сергиус фон Клевер родился 19(31) января 1850 года в Дерпте (ныне Тарту), в большой и шумной семье, где любили хорошую шутку, весёлые праздники и шумные застолья. Он происходил из старинного немецкого балтийского рода фон Клевер; его отец был магистром химии и преподавал в Ветеринарном институте в Дерпте. Мать из семьи заведующего дворцовой аптекой. С раннего детства Юлий увлекался рисованием, родители отмечали его несомненный природный талант и всячески поощряли увлечение сына. На семейном совете решили: следует отдать Юлия учиться к профессиональному художнику.
В Орловской губернии. 1873
В поле. 1874
Зима. 1876
К вечеру. 1876
У пруда. 1877
Запущенный парк в Мариенбурге. 1878
Мелколесье. 1878
Лахта. Рыбацкий хутор. 1878
Рыбак. 1878
Лунная ночь. 1879
Пейзаж. 1879
Близилось окончание гимназии, в семье Клеверов постоянно обсуждался вопрос - где и чему юноша будет учиться дальше? Юлий заявил, что видит себя в будущем только живописцем и хочет поступать в петербургскую Академию художеств. В конце концов на семейном совете Клеверов приняли "соломоново решение": раз юноша мечтает об Академии художеств - хорошо. Но пусть выучится на архитектора: карьера зодчего более солидная, чем служба живописца, и даёт средства к существованию.
Девственный лес. 1880
Окрестности Петербурга. Финский залив. 1880
Осенний пейзаж. Вечер. 1880
Река. 1880
Старые деревья в лесу. 1880
Деревня на острове Нарген. 1881
Зимний вечер в деревне. 1881
Зимний пейзаж. 1881
Окрестности Петербурга. Лахта. 1881
Берёзовая роща. 1883
Запущенный парк. 1883
Окраина города. 1884
Зимний закат. (Рыбацкая деревушка). 1885
У реки. 1885
Пруд с водяными лилиями. 1886
Приехав в Петербург в 1867 году, Юлий Клевер поступил в архитектурный класс Императорской Академии художеств, но архитектура не увлекала юного художника. Промучившись год, Клевер обратился в совет Академии художеств с просьбой о переводе его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили, и с 1868 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи Сократа Максимовича Воробьева (1817-1888), русского живописца-пейзажиста и гравёра, а затем и Михаила Константиновича Клодта (1832-1902), выдающегося русского художника-пейзажиста второй половины XIX века.
Однако, ни Воробьёв , ни Клодт не смогли оценить уровень природного таланта и масштаб смелых художественных замыслов молодого живописца. Академическое образование с его давно устоявшимися канонами принесло Клеверу глубокое разочарование, занятия постепенно стали казаться скучными, а теоретическая подготовка — абсолютно ненужной. Получив за время учёбы за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, Клевер вышел из числа учеников академии, и в результате был отчислен в 1870 году, в дальнейшем развивая свое дарование уже без помощи всяких наставников, единственно работая с натуры.
Дама, идущая к усадьбе. 1887
Закат солнца зимой. 1887
Зимний закат. 1887
Зимний лес на закате. 1887
Красная шапочка. 1887
Лесной пейзаж. 1887
Лесной царь. 1887
Оттепель (Март). 1887
Зимний закат в еловом лесу. 1889
Возвращение рыбаков. 1890
Девочка с хворосто в дубовом лесу. 1890
Заброшенная мельница. 1890
Забытое кладбище. 1890
Закат на болоте. 1890
Летний пейзаж. 1890
Оттепель. 1890
Не доучившись, юный художник рискует представить собственные пейзажи в Императорское Общество поощрения художеств. И это Юлиусу удалось, его работы хорошо приняли. Сам граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств приобрёл один из выставленных пейзажей «Заброшенное кладбище зимой». Через год триумф повторился и работу «Закат» купила великая княгиня Мария Николаевна, возглавлявшая Академию художеств. А в 1874 г., когда Клеверу было 24 года, он сумел добиться персональной выставки. Этой почести тогда удостаивались только заслуженные мастера, а он лишь бывший студент, не получивший полного образования. Однако выставка имела огромный успех, к молодому живописцу пришла известность. Спустя год он был награжден премией Общества поощрения художеств за пейзаж «Запущенный парк», а через год — за работу «Первый снег на вспаханном поле». В 1876 году Юлий Клевер устроил уже вторую выставку из сорока произведений. Весь Петербург восхищался молодым дарованием. Судьбу Клевера во многом решило полотно «Березовый лес», купленное царём Александром III. Художнику-пейзажисту сразу же пожаловали звание классного художника первой степени, несмотря на неоконченное образование. К двадцати восьми годам успешный Юлий Клевер уже академик благодаря своей работе «Старый парк». Эта картина оказалась популярна в России и на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Из-за большой востребованности мастеру пришлось повторять этот пейзаж и не единожды с названием «Парк в Мариенбурге». Итак, за небольшой период художник преодолел высоты, которые другим не поддаются десятками лет.
Закат солнца зимой. 1891
Пейзаж. 1892
Рыбацкая деревня. 1892
Вечерний закат на берегу. 1893
Закат. 1893
Море. 1893
Пруд с белыми лилиями. 1893
В парке Гатчинского дворца. 1894
Вечер. 1894
Зимний закат. 1894
Осень. Лесная-речка. 1894
Дебри. 1895
Закат в лесу. 1895
Зимний пейзаж. 1895
Старый парк. 1895
В парке осенью. 1896
Зимний закат в еловом лесу. 1896
Зимний пейзаж с соснами. 1896
Сосны. 1896
Сюжеты своих многочисленных картин Юлий Клевер брал главным образом из природы родного края, петербургских окрестностей. Он очень любил изображать в своих работах пограничные состояния окружающей природы: это в равной степени относится и к унылым дождливым осенним пейзажам, и к пейзажам яркого зимнего солнечного заката. Лучшие работы Клевера относятся к периоду 1875-1885 годов, когда молодой художник активно искал свой стиль и не боялся экспериментировать. Позднее он всё больше повторял удачно найденные сюжеты.
В 1879 году вместе с В. В. Самойловым он работал на острове Нарген. В результате, одна из картин — «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») — была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым, другая — «Деревня на острове Нарген» — великим князем Алексеем Александровичем, а «Зимний пейзаж» — Александром III.
Закат солнца зимой (Зимний вечер). 1897
Зимний пейзаж с избушкой. 1897
Зимний речной пейзаж. 1897
Закат на болоте. 1898
Зима. 1898
Зима на озере Пейпси. 1898
Куоккола. 1898
Осень в лесу. 1898
Утро в заливе. Рыбацкие сети. 1898
Амбросовичи. 1899
Осенний парк. 1899
Перед грозой. 1899
Оттенки заходящего солнца. Конец 1890-х
В общем, фортуна была на стороне талантливого художника. У него были слава, признание, достаток - его картины охотно покупали и в России, и в Европе. Да и в личной жизни Юлий Клевер был счастлив - он женился на юной дочери генерала Карла Ферро. Один за другим в семье родились четверо детей. В 1880 году Академия художеств за картину «Лесная глушь» присвоила Клеверу звание профессора и предоставила кафедру в Академии. Юлию Юльевичу были предоставлены также в здании Академии квартира и мастерская, именно те, которые в течение шестидесяти лет занимали знаменитые педагоги живописи Максим Никифорович и Сократ Максимович Воробьёвы. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Состоятельные заказчики считали за честь иметь дома его картины.
В отличие от подавляющего числа пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи), Клевер очень ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли значимую роль в его картинах. Полотна художника многочисленны. Достоинство этих произведений далеко не одинаково: одни из них, серьёзно обдуманные и исполненные со строгим отношением к задаче, действительно прекрасны по силе, гармонии и правдивости красок; другие, написанные спешно и составляющие повторения или вариации прежних работ художника, страдают резкостью колорита и очевидной небрежностью письма. Но клеверовские «эффекты» неизменно придают всем работам художника яркую индивидуальность, оригинальность и узнаваемость. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
Большим успехом пользовались картины Юлия Клевера этого периода «Красная Шапочка» (1887), «Лес призраков» (1886) и «Лесной царь» (1887). Это были фантазии художника, его «сочинения на вольную тему».
Рыбацкий посёлок. Начало 1900-х
Избушка у реки ночью. 1900-е
Избушка Уреки. Закат. 1900
Деревня на берегу реки. 1900
Зимний закат. 1900
Зимний пейзаж с дорогой. 1900
Зимний пейзаж с мостиком. 1900
Осенний пейзаж с охотником. 1900
Белорусский пейзаж. Усадьба Дречелуки. 1901
Закат в лесу. 1901
Лунная ночь. 1901
В 1890-х годах произошли события, результатом которых стал отъезд Юлия Юльевича Клевера за границу в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева. Для Клевера участие в судебном процессе стало серьёзнейшим ударом, и по совету друзей художник покинул Россию. Семь лет прожил Клевер в Германии, у него проходили выставки, он много работал, но тоска по России постоянно напоминала о себе. Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После возвращения на родину он устроил выставку в Москве, которая имела большой успех и показала, что о художнике не забыли.
На реке Аа. Рига. 1902
Берег Финского залива. 1903
Возвращение. 1903
Вечерняя тишина. 1904
Зимний пейзаж с лесной речкой. 1905
Зимний вечер. 1906
Пейзаж с мельницей. 1906
Вечерняя прогулка по пляжу. 1907
Вечерний пейзаж с лодкой. 1908
Путешественник в снегах. 1908
Зимнее солнце. 1909
Березовая аллея (Березы у дороги). 1910
Зима. Сосновый бор. 1910
Пурга надвигается. 1910
Сосны на закате. 1910
Латышская мельница зимой. 1911
Лес. 1911
Туман над рекой. 1911
После революции 1917 года Клевер получал значительную материальную поддержку от Общества художников имени А. И. Куинджи. В советское время художник продолжал свою педагогическую деятельность в Академии художеств, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной. Там он заведовал кафедрой монументальной живописи. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР…
24 декабря 1924 года Юлий Юльевич Клевер скончался в Ленинграде в возрасте 74 лет. Похоронен был на Смоленском православном кладбище на Поперечной дорожке недалеко от реки Смоленки (участок 56). В 1980 году, к юбилею художника, был установлен новый памятник, перенесённый с бесхозного участка возле Смоленской церкви. Работы Юлия Клевера находятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Серпуховском историко-художественном музее, музеях Барнаула, Владимира, Волгограда, Калуги, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Липецка, Великого Новгорода, Севастополя, Серпухова, Ставрополя, Сыктывкара, Тамбова, Ульяновска, Алма-ты, Еревана; в многочисленных частных коллекциях.
Закат. 1912
Закат в лесу. 1912
Пейзаж с избушкой. 1913
Зимний пейзаж. 1914
Зимний пейзаж с рекой и домами. 1914
Дом у реки. 1915
Павловск. 1915
Будет дождь. 1916
Ланшафт с деревьями в цвету. 1916
Поповка. Лес. Рожь. 1917
Зима. Кровавый закат. 1918
Зимний пейзаж с домиком. 1918
Зимний пейзаж с домом. 1918
Лесной царь. 1921
В парке Гатчинского дворца.
Зимний вечер в деревне.
Зимний закат.
Зимний пейзаж с избами у реки.
Золотая осень.
Кувшинка
Юлий Юльевич Клевер прожил счастливую жизнь. В ней было всё: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения, бедность… Несколько советских десятилетий имя русского художника Юлия Юльевича Клевера старались в России не вспоминать, словно и не жил этот человек в нашей стране. А не вспоминали потому, что Клевер считался до революции салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, а значит, ненужным и вредным для новой общественной формации художником.
Великолепные картины, очень понравились. Спасибо Леночка.
Что значат вера и надежда?
Все планы в воздухе повисли.
Душа сняла с себя одежды –
Все имена, понятья, мысли.
Куда-то вышла за пределы,
Забыв о пользе и о цели.
Лишь снег легчайший, белый-белый
Ложится на немые ели.
И длится тишина живая,
Которую нельзя нарушить,
А снег, слетая, покрывает
Не только ветки, но и душу.
Она, в неведомость шагая,
Касается своей основы.
Она сейчас совсем нагая –
В ней жизнь и ничего другого.
Ложится белый снег на ели,
Как будто ангел путь нам чертит.
Так неужели, неужели
Душа воистину вне смерти?