Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Богам присуще перевоплощение. Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея. Это зависит напрямую от тех качеств зверя, в которого перевоплощается тот или иной бог
Художник Jody Bergsma
Ястреб (коршун)
– народная традиция нередко смешивает ястреба и коршуна, объединяя их общей символикой хищной птицы. Так существует обряд изгнания коршуна, смысл которого заключается в защите домашней птицы от пернатого хищника и мог интерпретироваться как оберег села от смерти как таковой.
Ястреб и коршун в представлении русских объединяются в единый образ опасной птицы – хищника, воплощающей собой воинственную агрессивность, беспощадность и отсутствие благородства. Однако образ ястреба в первую очередь связывается со стремительностью атаки на противника, а образ коршуна – с коварством, готовностью безжалостно и кровожадно уничтожить свою жертву, используя любые средства для достижения своей цели.
Пословицы, приметы:
- Ястреб ловит, что хочет, а богат, купит, что может.
- Ястреба вабят — не по голове гладят.
- Чем ястреб с земли чужой, лучше ворон – зато свой.
- Целовал ястреб курочку до последнего перышка.
- Ястреб ястребу глаз не выклюет.
- Петух на что храбр, и тот ястреба боится.
- Ястреб тогда голубя возьмет, когда стаю разобьет.
Опасная птица – оборотень; ведьма – птица.
Представления о птице – предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).
Сорока – один из обычных обликов ведьмы, упоминания, о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках. Обернувшись сороками, ведьмы – вещицы (чаще всего две) могут действовать как «обычные» ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже летать на шабаш,красть Луну).
Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), – похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы – сороки летают ночью по домам и крадут еще неродившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины. (Перм.Обл.) «голиками, лягушками, которые потом рождаются с даром слова»
(Самар.обл.)
Вещицы летают с едва заметным синим огоньком. По поверьям Томской губернии, ведьмы – вещицы проникают в дом через не благословленныетрубы.
Даль (1880г.) приводит такое общерусское поверье: Две ведьмы могут вредить беременной по большей части в отсутствие мужа. Чтобы оградить себя от них, женщина, если она спит одна, должна иметь при себе пояс мужа или иные принадлежащие ему вещи.
Ведьмы-вещицы опасны тем, кто ложиться спать не перекрестившись или спит без креста, без пояса, навзничь. Появляясь в избе, сорока-оборотеньсловно парализует беременную, которая не может пошевелиться. Вещица, птица людоедка – воплощенная судьба и смерть одновременно(представления о смерти как о похищении, поедании – одни из древнейших).
Пословицы, приметы:
Кабы на сойку (сороку) не свой язычок (век бы по воле летала).
Дружные сороки в стае сильнее тигров идущих по одиночке
Дружные сороки заклевывают дракона
Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.
До сих пор глубинная суть животных не скрылась за ворохом тысячелетий.
Образы выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении, верным и справедливым.
Черты животных находим мы в себе и окружающих. Улыбаемся или порой ужасаемся, видя свет разума в их глазах.