• Авторизация


Российское вольнодумное чудо: Храм, который православная церковь отказывалась освящать. 24-09-2025 13:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Юрий_Дуданов Оригинальное сообщение

Российское вольнодумное чудо: Храм, который православная церковь отказывалась освящать

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы

 

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы

Есть в Южном Подмосковье под Подольском удивительный для этих мест храм - Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. «…Ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» - так отзывался об этой церкви в начале XX века Сергей Маковский, архитектор. И она действительно уникальна и великолепна.

 

 

Заложена эта церковь была в 1690 году в усадьбе Дубровицы, хозяином которой был князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель и сподвижник Петра I. Случилось так, что в результате придворных интриг его оклеветали, царь отлучил впавшего в немилость Бориса Алексеевича от двора и отправил в недавно приобретенную им деревню Дубровицы. Но вскоре доброе имя Голицына было восстановлено, царский гнев поутих. Царь снова вызвал Голицына в Москву и пожаловал ему боярское звание. В честь примирения с царем и задумал Голицын возвести в своей усадьбе этот белокаменный храм. 

Но хотя его строительство было закончено в 1699 году, освятили красавец-храм лишь спустя пять лет, и причин тому было несколько.

 

 

 



Во-первых, освящать его упорно отказывалась православная церковь в лице Патриарха Адриана. Выстроенный храм был очень необычным, совсем не похожим на православные храмы и не соответствовал церковным канонам. Украшенный в стиле барокко на европейский манер, он напоминал католические храмы, именно поэтому православная церковь и принимала его «в штыки». 

Кроме того, освящение храма князь Голицын намеревался провести в присутствии государя, а в те годы Петр I, занятый военными походами, в Москве почти не появлялся. Лишь в феврале 1704 года, отвоевав у шведов Восточную Прибалтику, Петр с царевичем Алексеем и придворными прибыл в усадьбу Голицына. К тому времени царь провел церковную реформу, Патриарх Адриан скончался и митрополит Стефан все же освятил храм.

 

 

 



Центральная часть храма возносится ввысь в виде изящного восьмигранного столпа, венчает который не купол и не шпиль, как было заведено на Руси, а золоченая корона.
 

 

 

 

 

 



Хотя в архитектуре храма и прослеживались традиции древнерусского зодчества, в частности, резных украшений древнейших храмов Суздаля и Владимира, в целом он оказался построенным в духе подражания западным, католическим образцам. 
В качестве украшения храма использовано множество скульптур, что характерно для европейского барокко XVIII века. К сожалению, многие из них сейчас сильно разрушены или вовсе утрачены.

 

 

 

 

 

 



У одного из входов помещены белокаменные скульптуры двух старцев-святителей в мантиях - Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 



Над западной дверью можно увидеть статую еще одного святителя – Василия Великого. 
 


Кроме того, фасад украшен изваяниями евангелистов, апостолов, ангелов. 
 

 

 

Богато декорирован храм и белокаменным ажурным кружевом с довольно затейливым узором из цветов, листьев, фруктов.
 

 

 

 

Внутри храма также находится много рельефных изображений на тему сюжетов из Библии. 
 


Пространство под куполом украшено в духе Позднего Ренессанса.
 


Центральной композицией в интерьере является сцена «Распятие» из цикла «Страсти Господни».
 

 

В верхней части иконостаса резные украшения прекрасно гармонируют с иконами. Предположительно, в создании этих икон принимали участие мастера из Оружейной палаты Московского Кремля. 
 


Интересна судьба надписей, встречающихся в храме. Во время реставрации этого храма первоначальные надписи, сделанные на латинском языке, по настоянию митрополита Московского Филарета заменили на церковно-славянские, но в 2004 году вновь вернули латинские тексты.

К сожалению, имена создателей этого шедевра канули в вечность. Но, несомненно, при возведении этого великолепного храма наряду с русскими привлекались и иноземные, итальянские мастера. 
В своих воспоминаниях о строительстве этой церкви один из местных священников, С.И.Романовский, писал в 1802 году:"Достав в знании сем превосходнейшего архитектора, родом италианца ...". 

Сейчас храм возвращен православной церкви, силами которой проводится его реставрация.

 

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/131217/37012/

 

Серия сообщений "Московская область":
Часть 1 - Усадьба в Быково
Часть 2 - Прогулка по сказочно-святым местам России.
Часть 3 - ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ РОССИИ. СОБОР СВЯТОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО
Часть 4 - Российское вольнодумное чудо: Храм, который православная церковь отказывалась освящать
Часть 5 - Богоявленский монастырь в Китай-городе или Древнейшая монашеская обитель Старой Москвы. Часть 2.
Часть 6 - Новоиерусалимский монастырь
Часть 7 - Храм под Подольском, у которого нет аналогов в России: Почему князь Голицын построил православную церковь, похожую на костел
Часть 8 - 5 самых красивых монастырей Подмосковья
Часть 9 - Троице-Сергиева Лавра
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Российское вольнодумное чудо: Храм, который православная церковь отказывалась освящать. | Алкия - Дневник Алкия | Лента друзей Алкия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»