• Авторизация


Чувственный образ античной Древней Эллады в картинах Генриха Ипполитовича Семирадского 1 Часть. 18-06-2025 19:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Васмак Оригинальное сообщение

Чувственный образ античной Древней Эллады в картинах Генриха Ипполитовича Семирадского 1 Часть.

«Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский»,— это слова писателя Генриха Сенкевича о герое нашего сегодняшнего рассказа.

«Кто не мечтал погреться в лучах южного солнца, приютиться в тени серебристых олив, дремать в душистой траве, прислушиваясь к сонной трескотне сицилийских акрид?» — писал в очерках по искусству художественный критик Александр Бенуа.

И не даром такими словами отзывались о творчестве художника. Мимо картин Семирадского пройти сложно. Они притягивают своей энергичной игрой солнечных пятен, особым светлым колоритом и идеалистическим представлением о мирной жизни в райских местечках.

Художник Семирадский в своем творчестве обращался к темам античной эпохи Греции и Рима, а также к библейским сюжетам. Так, любимая и близкая духу художника тематика прослеживается во многих произведениях, посвященных повседневной жизни во времена Древней Эллады, самом золотом веке рассвета человечества. В этом гармоничном мире человек и природа сосуществуют в единстве, органично сливаясь и медленно, незаметно перетекая друг в друга. Эти картины пользовались успехом у публики. Их охотно скупали коллекционеры и просто "любители искусства", кто мог позволить себе приобрести произведения о довольно известного и популярного в те времена художника.

Г.И. Семирадский "Римский дом".

Г.И. Семирадский "Римский дом".

Г.И. Семирадский "Весна".

Г.И. Семирадский "Весна".

Г.И. Семирадский "Опасный урок".

Г.И. Семирадский "Опасный урок".

Первой картиной, принесшей успех художнику, стало полотно "Христос и грешница", написанное в 1873 году. Это полотно заказал у Семирадского президент Императорской Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. У Алексея Толстого в 1858 году увидело свет произведение "Грешница". Ознакомившись с данным сочинением, Великий князь предложил идею проиллюстрировать данный сюжет, рассказывающую историю о прекрасной молодой блуднице и ее преображении при встрече с Христом. Сложное произведение, в котором автор поднимает вопрос о сущности телесной красоты над возвышенным духовным миром. Всё это должен был изобразить в живописной манере Семирадский.

Сама композиция картины весьма интересна. Она построена по классическим канонам. Две большие группы людей: слева Христос и его последователи, а справа изображена грешница с толпой поклонников ее красоты. Это своеобразное столкновение двух миров - земного, с ее человеческими страстями, и возвышенного.

И, несмотря на классический сюжет и такое же композиционное построение, Семирадский оживляет картину пленэрными эффектами. Открытое пространство с центральным действием на переднем плане, имеет еще и дальнюю перспективу, где на горизонте зритель может увидеть сливающиеся с небом вершины гор. Яркое полуденное солнце дает яркое контрастное освещение, что еще больше подчеркивает противостояние, так же как и яркий свет контрастирует с насыщенными тенями. Как раз благодаря этим теням и происходит композиционное объединение двух групп людей в картине. А благодаря пленэрным живописным приемам художник смог создать полное погружение в картину, словно зритель сам становится невольным участником разворачивающихся событий. Картина получилась живой и достоверной.

В 1873 году Семирадский представил картину на Всемирной выставке в Вене, где художнику вручили заслуженную медаль в номинации "За искусство". В том же году картину увидели на выставке в Петербурге. И тут также не обошли вниманием данное произведение, присудив Семирадскому звание академика. "Картина произвела такой фурор, которого у нас и не припомнят"— писали в прессе. А сам наследник престола выкупил у художника данное произведение за большие по тем временам деньги, заплатив целых 10 000 рублей.

Г.И. Семирадский "У фонтана".

Г.И. Семирадский "У фонтана".

Интереса история и другого произведения Семирадского под названием "Танец среди мечей", датированная 1881 годом. Это был еще один крупный заказ художнику известного предпринимателя и знатного коллекционера 19 века Козьмы Солдатенкова. Долгие 40 лет произведение находилось в частной коллекции, и только в 1920 году она оказалась в собрании Третьяковской галереи. И то, это был авторский повтор картины, а оригинал затерялся среди эпох. До сих пор найти ее не смогли.

На этой картине художник представляет перед зрителем сцену из идеального мира, где в гармонии сосуществуют человек и вечные, находящиеся вне времени природа и искусство. Изящные изгибы молодого тела обнаженной красавицы, танцующей среди мечей под лучами вечернего солнца. Длинные тени мягкими пятнами ложатся на ее кожу. Справа на картине девушки играют на музыкальных инструментах. И возле них отдыхают среди шкур тигра мужчины.

Всю пикантность и остроту картине придают эти самые кинжалы, воткнутые рукоятками в землю. Сверкающие на солнце лезвия и такая тесная близость хрупкого обнаженного тела - единственное, что нарушает этот идеалистический покой и гармонию.

Но не только само действие на первом плане привлекает внимание зрителя. Пейзаж в картине также является неотъемлемой ее частью, и занимает чуть ли не половину всей композиции. Об этом пейзаже оставил заметки писатель Генрих Сенкевич:

«Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины "Танец среди мечей", на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напоенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж. За террасой виден изумрудный залив и скалистые холмы, окаймляющие берега. Эти холмы, выдержанные в розовых тонах, чуть затемнены и как бы растворены в необъятной морской лазури... Если бы картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром».

Г.И. Семирадский "Часы досуга у воды". 1885 год.

Г.И. Семирадский "Часы досуга у воды". 1885 год.

Г.И. Семирадский "Девушка с кувшином в оливковой роще".

Г.И. Семирадский "Девушка с кувшином в оливковой роще".

Г.И. Семирадский "Весенняя беседа". 1898 год.

Г.И. Семирадский "Весенняя беседа". 1898 год.

Г.И. Семирадский "По примеру богов".

Г.И. Семирадский "По примеру богов".

Г.И. Семирадский "У фонтана".

Г.И. Семирадский "У фонтана".

Г.И. Семирадский "Баловник".

Г.И. Семирадский "Баловник".

Г.И. Семирадский "Танцовщица на канате". 1898 год.

Г.И. Семирадский "Танцовщица на канате". 1898 год.

Г.И. Семирадский "У фонтана". 1898 год.

Г.И. Семирадский "У фонтана". 1898 год.

Г.И. Семирадский "Талисман".

Г.И. Семирадский "Талисман".

Г.И. Семирадский "Сцена у колодца".1890 год.

Г.И. Семирадский "Сцена у колодца".1890 год.

Г.И. Семирадский "Отдых". 1890 год.

Г.И. Семирадский "Отдых". 1890 год.

Г.И. Семирадский "По примеру богов". 1899 год.

Г.И. Семирадский "По примеру богов". 1899 год.

Г.И. Семирадский "Игра в кости". 1899 год.

Г.И. Семирадский "Игра в кости". 1899 год.

Г.И. Семирадский "Римская буколика".

Г.И. Семирадский "Римская буколика".

Г.И. Семирадский "У фонтана".

Г.И. Семирадский "У фонтана".

Г.И. Семирадский "Песня рабыни". 1885 год.

Г.И. Семирадский "Песня рабыни". 1885 год.

Г.И. Семирадский "По примеру богов".

Г.И. Семирадский "По примеру богов".

Г.И. Семирадский "Девушки на террасе у бюста Гомера".

Г.И. Семирадский "Девушки на террасе у бюста Гомера".

Г.И. Семирадский "Греческий торговец". 1890 год.

Г.И. Семирадский "Греческий торговец". 1890 год.

Г.И. Семирадский "Пастушок, играющий на свирели".

Г.И. Семирадский "Пастушок, играющий на свирели".

Г.И. Семирадский "У фонтана". 1885 год.

Г.И. Семирадский "У фонтана". 1885 год.

Г.И. Семирадский "Идиллия".

Г.И. Семирадский "Идиллия".

Г.И. Семирадский "Весной". 1899 год.

Г.И. Семирадский "Весной". 1899 год.

Г.И. Семирадский "У источника".

Г.И. Семирадский "У источника".

Г.И. Семирадский "Южная красавица".

Г.И. Семирадский "Южная красавица".

Г.И. Семирадский "Девушка на качелях". 1897 год.

Г.И. Семирадский "Девушка на качелях". 1897 год.

Г.И. Семирадский "На побережье".

Г.И. Семирадский "На побережье".

Г.И. Семирадский "Новый браслет". Первоначальный вариант одноименной картины.

Г.И. Семирадский "Новый браслет". Первоначальный вариант одноименной картины.                                     https://dzen.ru/a/Z_KlLNBb5mGI9BaB?from_site=mail  

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чувственный образ античной Древней Эллады в картинах Генриха Ипполитовича Семирадского 1 Часть. | Алкия - Дневник Алкия | Лента друзей Алкия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»