Храм Wat Arun, названный в честь бога рассвета Аруна, считается одним из самых красивых храмов во всём Таиланде. Все его стены и башни отделаны фарфором, за что Wat Arun и назвали фарфоровым храмом.
С фарфором связана одна из загадок Wat Arun...
Издалека мелкие детали отделки не видны. Можно лишь оценить общую красоту храма, стоящего на берегу реки Чаупхрая, и высоту его башен - центральной 79-метровой башни и четырёх маленьких 16-метровых башенок по углам. Но ни фотография, ни двузначные числа высот не дают никакого представления о масштабе фарфорового храма. Представьте себе 26-этажный дом и четыре пятиэтажки по его углам.
Оказывается, никто точно не знает, когда был построен этот храм. И ладно бы если были хоть какие-то расхождения в годах или десятилетиях. Но в том-то и дело, что никто не может назвать даже точный ВЕК постройки!
Разброс очень большой: от XV века до середины XIX. Большинство исследователей считают, что Ват Арун был построен во времена королевства Аюттхая, которое существовало с 1350 по 1767 годы.
Середина 19 века, как время постройки храма, указано в русскоязычной Википедии. И хотя сейчас ссылаться на Википедию почему-то стало дурным тоном, но в данном конкретном случае Википедия действительно не права. Потому что точно известно, что к середине 19 века Ват Арун уже не только существовал, но уже и был позаброшен. Король Рама I как раз в то время перенёс свою резиденцию на другой берег Чаупхраи. И уже после этого храм был восстановлен королем Рамой II и затем Рамой III.
Вернёмся к фарфору, которым отделан храм, к загадке происхождения этого фарфора...
Весь фарфор, использованный в отделке Ват Арун можно разделить на три большие группы. Первая группа - это абсолютно целые блюдца, тарелки, миски и пиалы. На стенах храма попадаются очень интересные экземпляры.
Вторая группа - разнообразнейшие осколки от фарфоровой посуды...
Осколки фарфоровой посуды, использованные в отделке храма Ват Арун
Третья группа - это декоративные элементы, которые, по всей видимости, были специально изготовлены для отделки храма - разнообразные цветочки, листочки и геометрические фигуры.
Кое-где на стенах Ват Арун попадаются и ракушки.
Откуда же взялось всё это разнообразие фарфора? У исследователей нет однозначного ответа. Существует три версии.
Статуя Будды перед храмом Ват Арун в Бангкоке
Первая версия гласит, что в реке Чаупхрая затонуло китайское торговое судно, которое пришло сюда с большим грузом фарфоровой посуды. Местные жители подняли его со дна и решили использовать разбившуюся при крушении судна посуду для отделки храма. Ну не пропадать же добру! Уцелевшие тарелочки и блюдца из китайского фарфора тоже пустили в дело.
Статуя китайского воина в храме Ват Арун
По второй версии посуду для отделки храма жертвовали местные жители. Что тоже вполне вероятно, но не объясняет наличия огромного количества фарфоровых осколков на стенах Ват Арун. Разве что, посуду специально разбивали для изготовления мозаики.
Согласно третьей версии, осколки от фарфоровой посуды использовали в качестве балласта китайские парусные судёнышки - джонки, которые добирались до этих мест по реке. Ну а местные жители, без которых не обошлась, естественно, ни одна из версий, скупали этот балласт и отделывали черепками стены и башни храма.
Верхушка центральной 79-метровой башни Ват Арун
Вполне вероятно и то, что все три теории тесно переплелись при строительстве Ват Арун. Ведь могло же и судно затонуть, плюс могли балласт у джонок скупать. И свои тарелочки могли приносить, чтобы увековечиться и оставить память о себе на стенах храма.
Но ни одна из этих трёх версий не объясняет наличия в отделке специально изготовленных фарфоровых декоративных элементов. Значит всё-таки не только груз торгового судна, балласт с джонок и принесённая из дома посуда.
Тайские девушки в национальных нарядах на фоне храма Ват Арун.
Вот такой великолепный и загадочный Фарфоровый храм в Бангкоке, который называют ещё и храмом Рассвета, и храмом Утренней зари.
Все фотографии автора статьи
Серия сообщений "фарфор":
Часть 1 - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. (продолжение)
Часть 2 - Юсуповский фарфор.
...
Часть 16 - Однокашник Ломоносова, гениальный русский учёный, которого, как собаку, сажали на цепь
Часть 17 - Фарфоровые цветы от Владимира Каневского
Часть 18 - Две загадки Фарфорового храма в Бангкоке