Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17).
Если предыдущие девять заповедей предупреждают от греховных поступков, то десятая — от желаний, которые ведут к этим поступкам. При этом в законе Моисеевом нет наказания за нарушение заповеди «не пожелай», потому что человека нельзя судить только за его мысли.
Реформация у нас ассоциируется с Германией или Швейцарией, попытки произвести реформу в католической церкви были и во Флорентийской республике. Таким реформатором стал доминиканский монах Джироламо Савонарола. Это было время, когда на папском престоле находился известный своей безнравственностью Александр VI Борджиа. Если Лютер известен богословскими диспутами о праведности по вере, то Савонарола — реформами, направленными на духовное возрождение флорентийцев.
Частью дела реформ были «костры тщеславия», на которых сжигались конфискованные у граждан Флоренции светские книги, музыкальные инструменты, игральные карты, парфюмерия, богатые наряды и зеркала. Самый большой «костер тщеславия» был зажжен на городской площади Флоренции накануне начала Великого поста 7 февраля 1497 года. Говорят, что даже великий художник итальянского возрождения Сандро Боттичелли самолично бросил в костер несколько лучших своих полотен на темы языческой мифологии.
Сегодня «костер тщеславия», в котором горят любовные романы, богатые наряды и картины Сандро Боттичелли, кажется культурной дикостью. Но в этом глубокий смысл: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23).
Мысль о нарушении заповедей рождается в сердце. Исполнять десятую заповедь — значит стоять на страже своего сердца.
Источник:https://esd.adventist.org/2025/12/16/desyataya-zapoved/ |
|