Хотя шестая заповедь и запрещает убийство, очевидно, что в ветхозаветном контексте постоянных войн она является скорее не ультимативным требованием, но выражением фундаментального библейского принципа — абсолютной ценности человеческой жизни.
Давид, о котором сказано, что он «муж по сердцу» Господа (1 Цар. 13:14), не был настолько наивным, чтобы забыть о необходимости вооруженной защиты своего царства, напротив, готовясь к новой и неизбежной войне, он уповает на Бога: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани» (Пс. 143:1). Давид не ведет войны для того, чтобы сеять смерть, но чтобы защитить жизнь: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом» (ст. 12, 13).
Если иудейские раввины учат, как не нарушить заповедь, то Спаситель учит, как ее исполнить. Частица «не» может ввести в заблуждение, будто исполнять заповедь — значит просто ее не нарушать. Пассивное соблюдение заповеди, на самом деле, не является ее соблюдением в полном смысле, а только лишь ненарушением, балансированием на грани, когда человек едва сдерживается, чтобы не «совершить убийства».
Христос ожидает от нас соблюдения духа, а не буквы заповеди: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф. 5:43, 44). Конечно, говоря о любви к врагам, Спаситель не призывает к наивному игнорированию реальности зла: нельзя жить на земле так, будто ты уже в раю. В коротком «не убей» содержится призыв быть наполненным духом «любви, радости, мира, долготерпения, благости», хотя мы и живем в реальности «вражды, ссор, зависти, гнева, распрей, разногласий… ненависти и убийств» (Гал. 5:19–21).
Исполнить заповедь — значит быть на стороне жизни, когда все наши мысли, слова и поступки движимы любовью и несут жизнь.
Источник:https://esd.adventist.org/2025/12/12/shestaya-zapoved/ |
|