Друзья, я приглашаю вас на экскурсию в Дом-музей Максимилиана Александровича Волошина - поэта, художника, философа, переводчика, критика. Он был человеком космического мышления, и его личность до сих пор не оценена в полной мере.
Дом Волошина в Коктебеле.
Дом был построен Волошиным в 1903-1913 гг. и служил местом собраний творческой интеллигенции. В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР), а после смерти завещал Союзу писателей.
Дом представляет из себя трехэтажный каменный особняк с небольшим двором. На первом этаже в трех комнатах экспозиция о жизни и творчестве М.Волошина, на втором и третьем мастерская художника и библиотека как и при жизни хозяина.
Касса музея.
В первом зале размещена литературно-историческая экспозиция. Документы, фотографии, письма детально рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина.
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Его отец, юрист и коллежский советник Александр Кириенко-Волошин, происходил из рода запорожских казаков, мать — Елена Оттобальдовна Глазер — из обрусевших немецких дворян. Мать была женщиной сильной и властной. От мужа ушла. Детство Волошина прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву. В Москве Макс учился в частной гимназии Поливанова. К гимназии испытывал одно отвращение. Он даже остался в 3-м классе на второй год. Зато он с упоением отдавался чтению.
Спустя 9 лет, я вновь с волнением переступаю порог этого Дома. Теперь я сюда привела сыновей.
В 1893 году Елена Оттобальдовна приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебель и перевела 16-летнего сына в гимназию в Феодосии.
Спустя 10 лет, уже сам поэт начнет строить по своему оригинальному проекту свой дом - причудливый волошинский замок.
«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…».
Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина. Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. Кстати, заняться живописью он решил, чтобы профессионально судить о чужом творчестве. В общей сложности он пробыл за границей с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Европе, то в Крыму.
Со своей первой женой, Маргаритой Васильевной Сабашниковой, Волошин познакомился в Сорбонне: они вместе слушали лекции. На одной из которых писатель и приметил девушку, похожую на царицу Таиах, Она поразила его своей утонченностью, оригинальным мировосприятием. Она была художницей репинской школы, поклонницей творчества Врубеля. Была известна в артистической среде как тонкий портретист и колорист. Кроме того, писала стихи.
12 апреля 1906 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин обвенчались в Москве в церкви Св. Власия и через два дня уехали в Париж. Но семейная жизнь не задалась. Через год Сабашникова и Волошин расстались, сохранив до конца жизни дружеские отношения. Одной из внешних причин разрыва явилось увлечение Маргариты Васильевны поэтом Вячеславом Ивановым, с которым Волошины жили по соседству в Петербурге. Волошин вернулся в Коктебель.
На фото видим Елизавету (Лилю) Дмитриеву, с которой Волошин в 1909 году сочинил весьма успешную литературную мистификацию – придумал таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения публиковались в журнале «Аполлон».
Именно в Коктебеле познакомилась Марина Цветаева со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Потом они приезжали сюда уже вместе с дочкой Алей. Пра (так все называли Елену Оттобальдовну ) была даже крестной Али.
Юная и прекрасная Марина Цветаева в центре фото. Рядом с ней Сергей Эфрон, а также Вера и Елизавета Эфроны.
Многочисленные творческие гости Волошина разряжавшие свою энергию в остроумии, поэтических турнирах, литературных спорах и всякого рода выдумках, привносили оригинальность и колорит в жизнь этого Дома. "Обормотство" – так определил Максимилиан Александрович сложившуюся атмосферу. И активными участниками этого "обормотства" были Эфроны.
После революции Волошин живет постоянно в Коктебеле. «Ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую», - говорил Волошин. «Не будучи ни с одной из борющихся сторон, я живу только Россией и в ней совершающимся… Мне надо пребыть в России до конца».
В 1922 году Волошин познакомился с Марией Заболоцкой. В ней не было ничего богемного: она не обладала ни красотой, ни талантами Маргариты Сабашниковой. Была простой, отзывчивой и очень доброй. Она заботилась о матери Макса и бесплатно лечила местных крестьян. После смерти Елены Оттобальдовны взяла на себя все заботы по хозяйству. В 1927 году они официально поженились. Марусенька (как он её называл) стала настоящим ангелом-хранителем для Волошина. Когда Максимилиан умер, Мария Степановна ничего не изменила в укладе дома: так же принимала в нем поэтов, художников, писателей. И не брала с них другой платы, кроме веселых розыгрышей и радостного кипения. Эта женщина не только была рядом с художником до самой его смерти в 1932 году, но и сумела сохранить его творческое наследие и «Дом поэта» даже в трудные годы Великой Отечественной войны.
Здесь царит особая атмосфера: акварели Волошина, коллекции минералов, собранные им.
Фотография была одним из увлечений Макса Волошина. Фотоаппарат "Кодак", которым Волошин делал снимки.
Во втором зале выставка акварелей.
Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года.
На стене большое фото, где изображена вершина гора Сююрю-Кая.
И везде в глиняных вазах или берестяных туесках букеты сухих цветов.
А это кукла, изображающая Волошина - дар друзей.
Необычайную любовь питал Волошин к камням. Он окружал себя ими везде, изображал на своих картинах, посвящал стихи.
На втором этаже дома находится столовая, в которой собирались на обед многочисленные гости этого дома.
Из Дома не хочется уходить.
Бюст Волошина, известняк, 1985 г., скульптор А.Григорьев.
В 2009 году рядом с домом-музеем, на набережной появился памятник Максимилиану Волошину работы скульптора, Анатолия Григорьева. Теперь сам хозяин дома встречает гостей на набережной Коктебеля в хитоне и с дорожным посохом в руках.
Увы, мастерская Волошина с каютой Таиах, которая находится в пятигранной башне и является центром этого Дома, оказалась на ремонте. Поэтому я перепостила свой старый пост от 2012 года, где есть рассказ о мастерской и фото. (Смотреть пост ниже)