• Авторизация


В гостях у "Русского Гамлета"... Павловский дворцово-парковый ансамбль. 04-08-2015 13:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[604x450]
Павловский дворец на миниатюре. 1847 год.
Император Павел I (1754-1801 годы жизни) лишь на четверть был русским. Родителями его были императоры Российские Пётр III, урождённый Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, и Екатерина II Великая, урождённая немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Русская кровь в нём текла по отцовской линии , его бабушкой была дочь Петра I Великого, цесаревна Анна Петровна. Но, Павел Петрович снискал себе прозвище "Русский Гамлет", причиной тому была его сложная судьба, противоречивая и порывистая натура, одиночество и постоянно присутствовавшая в нём проблема выбора.


[546x700]
С.С. Щукин. Портрет императора Павла I.
С младенчества Павла забрала у родителей и воспитывала тётушка императрица Елизавета Петровна, из-за этого ребёнок в самом раннем детстве не получил материнского тепла и ласки. В 1761 году после смерти императрицы Елизаветы на престол взошел его отец Пётр III, но уже в 1762 году он был свергнут и жестоко убит в ходе дворцового переворота, организованного его же супругой Екатериной II, которая вопреки ожиданиям многих поддержавших ее дворян стала полноправной правительницей, а вовсе не регентом при Великом князе и единственном наследнике престола Павле Петровиче.


[464x700]
Д.Г. Левицкий. Екатерина II Законодательница.
Пережитая трагедия 1762 года оставила следы в сердце Павла Петровича на всю жизнь. Отношения между Екатериной II и Павлом были напряженными. Он не мог простить матери гибели отца и резко критиковал её за "увлечение идеями Просвещения", разоблачая тем, что не может гуманист и Просвещенный монарх взойти на престол, "перешагнув через труп собственного супруга".
Тем временем, Екатерина всячески старалась отправить сына подальше от Петербурга и не скупилась на подарки в виде дворцов и земель... Обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью привели к тому, что после смерти Григория Орлова в 1783 году принадлежавшее покойному Гатчинское имение было передано в полное распоряжение наследника престола. Уехав из столицы в Гатчину, Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. Помимо Гатчины, ему были подарены Павловская усадьба близ Царского Села и дача на Каменном острове.
В 1773 году Павел женился на Вильгельмине Гессен-Дармштадтской, которая через два с половиной года умерла при родах. После смерти первой супруги Павел узнал о предательстве с её стороны и пережил глубочайший кризис, но в том же году Павлу подобрали новую супругу — Софию-Доротею Вюртембергскую, которая после перехода в православие стала именоваться Марией Фёдоровной.


[459x700]
А. Рослин. Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

[451x700]
Стефано Торелли. Цесаревич Павел Петрович представляет матери свою будущую супругу Софию-Доротею Вюртембергскую.
Мария Фёдоровна смогла стал Павлу Петровичу не только женой и матерью его детей, но так же и преданным другом, пожалуй, единственным человеком, кто понимал и любил его таким, каким он был и сохранившем верность ему до конца жизни.
Местом счастливого семейного уединения Павла I был прекрасный дворец и парк в Павловске...Он и сегодня может рассказать нам много об отношениях между супругами, воспитании детей - наследников престола, об увлечениях августейшей семьи.
Мне посчастливилось дважды побывать там, в 1998 и 2008 годах.
От других резиденций Павла именно это место отличается особым уютом и теплом, присутствием искусств и утонченного вкуса его хозяйки - Марии Фёдоровны.

[700x525]
Главный фасад Павловского дворца и памятник Павлу I перед ним. Фото Анастасии Семёновой.
Дворец был выстроен на берегу реки Славянки в 1780-е годы в стиле классицизм архитектором Чарльзом Камероном.

[700x525]
Река Славянка. Фото Анастасии Семёновой.

[700x525]
Река Славянка. Цветут кувшинки...
После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.

[700x525]


[604x442]
Г.Ф. Кюгельген. Павловский дворец.
У Павла I и Марии Фёдоровны в браке родилось 10 детей. Четыре сына, двое из которых стали Российскими императорами и шесть дочерей. Александр I (1777—1825) — цесаревич, а затем Император Всероссийский с 12 марта 1801 года,Константин Павлович (1779—1831) — цесаревич (с 1799 года) и великий князь, наместник польский в Варшаве, Александра Павловна (1783—1801) — палатина венгерская, Елена Павловна (1784—1803) — герцогиня Мекленбург-Шверинская (1799—1803), Мария Павловна (1786—1859) — великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, Екатерина Павловна (1788—1819) — 2-я королева-консорт Вюртемберга, Ольга Павловна (1792—1795) — умерла в возрасте 2-х лет, Анна Павловна (1795—1865) — королева Нидерландов, Николай I (1796—1855) — Император Всероссийский с 14 декабря 1825 года, Михаил Павлович (1798—1849) — военный, основатель первого в России Артиллерийского училища.
Кисти художника Владимира Лукича Боровиковского принадлежит целый ряд портретов семьи Павла I.



[445x700]
В.Л. Боровиковский. Портрет Великого князя Александра Павловича.
Александр изображен на фоне бюста своей бабушки Екатерины Великой, продолжателем идей которой он стал, вступив на престол.

[507x650]
В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княжны Елены Павловны.


[568x700]
В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княжны Александры Павловны.


[552x700]
В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княжны Марии Павловны.

[700x470]
Г.Ф. Кюгельген. Семейный портрет Павла I. 1800 год.
Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке.
Павловский дворец бесподобен, но еще более прекрасен парк, окружающий его. Гуляя там, можно заблудиться, поэтому всегда необходимо иметь при себе карту со всеми его достопримечательностями и ориентирами.
Павловский парк — пейзажный парк в составе Государственного музея-заповедника «Павловск». Расположен в долине реки Славянки в городе Павловске под Санкт-Петербургом, памятник русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков с коллекциями русского, западноевропейского и античного искусства. Площадь парка составляет около 600 га.

Парк включает семь ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Берёза. Центром композиции парка является Павловский дворец. Украшением парка служат павильоны различного характера: классические (Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон); пасторальные (Молочня, Пиль-башня), мемориальные (Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю), а также мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура. В создании парка, дворца и павильонов приняли участие архитекторы Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго, Андрей Воронихин, Карл Росси, Андрей Штакеншнейдер. Павловский дворцово-парковый ансамбль является объектом культурного наследия федерального значения.
В середине XVIII века сразу за Царским Селом начинался хвойный лес, местами заболоченный, возле которого стояли деревни Линна (фин. linna — город, крепость, по находившейся рядом шведской крепости на месте теперешней улицы Работницы) и Сеппеля (фин. seppelae — кузница, на месте теперешних Оранжерей). В окрестностях деревень любила охотиться Екатерина II, наезжавшая сюда со свитой из Царского Села. 12 декабря 1777 года 362 десятины (395,49 га) земли по берегам Славянки, с лесными угодьями, пашнями, двумя небольшими деревнями с крестьянами Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу I для устройства загородной дачи. Этот день считается датой основания Павловского села.
Весной 1778 года здесь развернулись работы по обустройству загородной резиденции наследника престола: согнанные из окрестных деревень крестьяне и солдаты гарнизонных полков начали расчистку леса, прокладку просек и подготовку участков под строительство. К 1779 году были построены два небольших усадебных дома: для Павла Петровича — Паульлюст (нем. Paullust — Павлова утеха) и его супруги Марии Фёдоровны — Мариенталь (нем. Marientahl — Марьина долина). Около усадеб разбили небольшие садики с цветниками, от них проложили первые дорожки будущего парка. Мария Фёдоровна стала душой этого строительства и организации сада; на первых порах он устраивался как парк её личных воспоминаний. Здесь соорудили несколько построек, напоминавших места детства Великой княгини в Монбельярском парке: хижину Пустынника, пастушескую хижину, молочню, ферму и другие. Настольной книгой для Марии Фёдоровны являлась поэма «Сады» Жака Делиля, известного теоретика садово-паркового искусства. Здания и парковые павильоны строили, подразумевая, «что местоположенье диктует зданью вид, размер и назначенье».


[538x700]
И. Б. Лампи. Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Однако скромные масштабы усадьбы вскоре перестали удовлетворять наследника престола, в связи с чем в 1780 году архитектору Чарльзу Камерону было поручено построить новый дворец. Он наметил основные районы парка, их планировку и расположение архитектурных сооружений. Прилегающие к будущему дворцу участки Камерон решил сделать в стиле близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер. На ведущей от нового дворца широкой просеке Камерон разбил Тройную липовую аллею, ставшую главным парадным въездом в дворцовую усадьбу: здесь проходили церемонии дворцовых выездов, встреч и приёмов посещавших Павловск знатных гостей.


[604x354]
Вид на Большой дворец в Павловске со стороны парка. Миниатюра XIX века.
Лори Габриэль Людвиг Старший. Вид на Павловский дворец с Липовой аллеи.

Ч. Камероном были сооружены Храм дружбы, колоннада Аполлона, Вольер, павильон Трёх граций и другие постройки, призванные стать композиционными центрами парковых пейзажей.
Прилегающие ко дворцу территории выполнены по планам Чарльза Камерона в регулярном стиле: их отличают чёткий рисунок дорог и клумб, стриженые деревья и кустарники. Здесь расположены охраняемые государством объекты культурного наследия: Собственный садик с павильоном Трёх граций и павильон Вольер. Собственный садик , разбитый в 1801—1803 годах архитектором Ч. Камероном, художником Ф. Виолье и садовым мастером А. К. Визлером, расположен между южным корпусом дворца и рекой, под окнами «личных комнат» императрицы . Он замкнут стенами дворца и высокой кованной решёткой, а со стороны улицы — террасой и балюстрадой, которые визуально связывают пространство садика с дворцовыми помещениями. Собственный садик устроен в характере небольших французско-голландских садов, с чёткой геометрической планировкой, цветочными партерами, напоминающими красочные ковры; его украшают стриженые липы, пирамидальные тополя, мраморные статуи, бюсты и вазы.
Центральная аллея садика подходит к павильону Трёх граций (1800 год, архитектор Ч. Камерон, скульптор П. Трискорни), имеющему вид стройного 16-колонного античного портика ионического ордера с двухскатной крышей. На фронтонах помещены выполненные скульптором И. П. Прокофьевым лепные барельефы Аполлона с лирой, окруженного атрибутами искусства, и богини мудрости Минервы с эмблемами силы и славы. Орнаментальный лепной плафон украшен пышными розетками из акантовых листьев. В 1803 году в павильоне установлена группа «Три грации» (копия со скульптуры Антонио Кановы), изваянная из цельной глыбы мрамора: стройные фигуры граций поддерживают вазу, стоящую на колонне.


[525x700]
Павильон Трёх Граций. П. Трискорни. Копия скульптуры Антонио Кановы.

[700x466]

[700x466]
Собственный садик Марии Фёдоровны в Павловском парке.
В центральном районе парка можно встретить необычное строение - Молочный домик (Молочня), построенный в конце 1782 года архитектором Ч. Камероном в подражание альпийским сельским постройкам. Его стены были сложены из булыжного камня, крыша сделана из соломы. Внутри домика было три комнаты: в одной держали коров редких пород, во второй размещалась комната для гостей, в третьей производилась переработка молока. К концу XVIII века, со значительным увеличением поголовья коров, возникла необходимость в строительстве фермы на новых территориях парка и Молочня превратилась в парковый павильон.


[700x466]
Ч. Камерон. Молочня.
В центаральной части парка находится и Павильон Росси, построенный на бывшей театральной площадке в 1913 году архитектором К. К. Шмидтом по неосуществленному проекту архитектора Карла Ивановича Росси 1816 года. Павильон представляет собой полукруглую беседку с колоннами и полукуполом, в центр которой помещён памятник императрице Марии Фёдоровне, установленный на народные пожертвования жителей Павловска и отлитый в 1914 году скульптором В. А. Беклемишевым.


[700x525]
К.И. Росси, К.К. Шмидт. Павильон Росси. Фото Анастасии Семёновой.



[525x700]
В.А. Беклемишев. Памятник императрице Марии Фёдоровне в Павловске. Фото Анастасии Семёновой.
Парк в районе долины реки Славянки был преобразован по проекту Чарлза Камерона в пейзажном стиле. Извилистое русло реки и живописные холмистые берега засаженные куртинами серебристых ив, дубов, кустовых лип и берёз. Благодаря плотинам по течению реки удалось создать многочисленные каскады, перекаты и широкие водные зеркала разливов. В формировании пейзажа долины приняли участие почти все работавшие в Павловске архитекторы: придворный участок реки до Висконтиева моста оформлен Ч. Камероном, между Висконтиевым и Пильбашенным мостами —В. Бренной; в Красной долине — Гонзаго. В долине реки Славянки расположены охраняемые объекты культурного наследия: Колоннада Аполлона, Холодная ванна, мост Кентавров, Чугунные ворота с вазами, Горбатый мостик, Чёрный мост, павильон «Храм дружбы», Чугунный мостик, Большой Каскад, Круглое озеро, Висконтиев мост, Амфитеатр, Пиль-башня и другие.
Колоннада Аполлона — святилище греческого бога Солнца и покровителя искусств, была возведена в 1782—1783 году на берегу Славянки по проекту Чарльза Камерона. Появление её в Павловске - это не просто дань эпохе классицизма! Хозяева дворца -Павел Петрович и Мария Федоровна были большими ценителями всех видов искусств, а также щедро одарены и талантливы сами. Колонна решена в виде двойного кольца дорических колонн из серого известняка, перекрытых архитравом, с копией статуи Аполлона Бельведерского посередине. В 1800 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги от колоннады был устроен каскад, спадавший по каменным перекатам в реку. В 1817 году во время сильной ночной грозы часть колоннады рухнула, что придало сооружению характер романтической руины. Было решено оставить колоннаду в разрушенном состоянии, что открывает живописный вид на скульптуру Аполлона, которая стала видна из окон дворцовых залов. В 2010 году на колоннаде были проведены крупные реставрационные работы, а каскад обводнён за счёт подземных вод.

[466x700]
Вид на Колоннаду Аполлона.

[700x525]
Статуя Аполлона Бельведерского в Колоннаде. Фото Анастасии Семёновой.

[700x525]
Вид на Колоннаду Аполлона из парка. Фото Анастасии Семёновой.

[700x525]
В пейзажной части парка находится павильон «Холодная ванна» (Холодная баня) — летняя мыльня, служившая местом закаливания Павла I, построена Ч. Камероном в 1799 году между Колоннадой Аполлона и Храмом дружбы в виде ротонды с куполом. Здесь находились круглый зал с бассейном и фонтаном и примыкающая к ним прямоугольная раздевальня.
Павильон отделен от Большого дворца мостом Кентавров (1795—1796), спроектированным архитектором В. Бренной, выполненным из туфа и оформленным лёгкой кованной решёткой. Пьедесталы моста украшают мраморные фигуры кентавров, отлитые с римских скульптур II века.



[700x525]
Ч. Камерон. Павильон "Холодная ванна". В. Бренна. Мост Кентавров.
Кентавры - в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

[700x525]
Мост Кентавров на фоне Павловского Дворца. Фото Анастасии Семёновой.
Рядом с этим местом в 1787 году Мария Фёдоровна положила начало Семейной рощи, где по случаю рождения членов семьи императора сажали дерево, привязывая к нему табличку. Все таблички были сняты после революции 1917 года.
Павильон «Храм дружбы» был задуман Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной как ответный дар Екатерине II за павловские земли. Архитектор Чарльз Камерон в 1780—1782 годах спроектировал храм в виде ротонды, охваченной кольцом каннелюрованных колонн дорического ордена, и поставил его на полуострове, образованном излучиной реки.

[700x525]

[700x525]
Ч. Камерон. Храм Дружбы. Фото Анастасии Семёновой.
Гладкие стены смягчены круглыми классическими барельефами на темы любви и дружбы. Фриз антаблемента украшен венками и фигурами дельфинов (символов дружбы по античной мифологии). Первоначально в Храме находилась большая мраморная статуя Екатерины II, но в 1791 году её подарили графу И. Г. Чернышеву, и в 1792 году здесь установили алебастровую фигуру императрицы в образе Цереры. Храм Дружбы предполагалось использовать для завтраков и ужинов в парке, поэтому на противоположном берегу Славянки была построена кухня в виде сельского домика (разобрана в начале XIX века).

[525x700]
Храм Дружбы в Павловском парке. Фото Анастасии Семёновой.
Храм Дружбы был построен по инициативе Марии Фёдоровны, мечтавшей о примирении Павла с матерью, но, увы, этого не произошло, он остался говорящим памятником надежд и настроений императрицы Марии Фёдоровны.

[700x466]

[700x525]

[700x525]
Виды Павловского парка. Фото Анастасии Семёновой.
Переброшенный через Славянку Чугунный мостик, с изящными решётками и настилом из чугунных плит, отлитыми на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске, построен в 1823 году по проекту архитектора К. И. Росси.

В 1793 году архитектором В. Бренна на высоком прибрежном холме был устроен Амфитеатр . Он имел вид полукруглой площадки на фоне зелени, ниже спускались террасы с кулисами из деревьев, местами для оркестра, отдельным шпалерником; на соединённых лестницами террасах били фонтаны. Здесь устраивались театральные представления и праздничные иллюминации. Русло реки Славянки в этом месте было расширено, в результате чего образовался бассейн сложного очертания, где с участием небольших судов и шлюпок разыгрывались водные пантомимы.

[700x466]
Амфитеатр в Павловском парке.
На границе с Новой Сильвией расположена Пиль-башня — павильон, созданный 1797 году архитектором Винченцо Бренной на месте Пильной мельницы. Расписанная П. Гонзаго круглая постройка с соломенной крышей и убогой лестницей, подкреплённой берёзовыми стволами, создавала иллюзию разрушенного временем здания нарядной архитектуры. Внутри башни помещался роскошный салон, декорированный кисеёй и украшенный лепкой и живописью, с мраморным камином и шитой золотом мебелью. По чугунной лестнице можно было подняться в комнату второго этажа, где любила отдыхать Мария Фёдоровна, игравшая роль маркизы, ушедшей на лоно сельской природы. У подножия башни находился мост с нарочито ветхой декоративной водяной мельницей, от которой исходил шум воды и мельничных колёс. В 1808 году архитектор Андрей Никифорович Воронихин заменил водяную мельницу новым мостом с тонким рисунком чугунных перил.


[466x700]
Пиль - башня. Павловск.


[598x426]
Г.С. Сергеев. Пиль-башня. Павловск. 1799 год.
Огромный лесной массив (250 га) был создан в 1801—1828 годах художником-декоратором Пьетро Гонзаго в новом стиле русского пейзажного парка — парка равнины и скромной северной природы: с каждого поворота дороги можно любоваться всё новыми пейзажами, свободными от архитектурных сооружений, скульптуры и каскадов. В берёзовой роще расположен Розовый павильон и другие охраняемые государством объекты культурного наследия.

[700x525]
Березовая роща в Павловске. Фото Анастасии Семёновой.
На границе между Березовой рощей и Парадным полем расположен Розовый павильон — одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка. Он был сооружён в 1811—1812 годах архитектором А.Н. Воронихиным. В то время это было лёгкое деревянное здание с колонными портиками, увенчанное небольшим куполом, окружённое кустами редчайших сортов роз. В 1814 году по проекту К.И. Росси и П. Гонзаго к нему пристроили Танцевальный зал. В начале XIX века Розовый павильон воспринимался как новый центр всего садово-паркового комплекса. В то время здесь собирались гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры — поэтов, писателей, художников и артистов.

[700x525]
А.Н. Воронихин. Розовый павильон. Фото Анастасии Семёновой.
Со всеми гостями Мария Фёдоровна находила темы для разговоров, ведь она сама была очень увлечена поэзией и живописью, занималась вышивкой и резьбой по дереву и слоновой кости, имела прекрасную библиотеку.
Старая Сильвия (лат. Silva — лес) — небольшой район парка с регулярной планировкой спроектирован в начале 1790-х годов архитектором В. Бренной. Рощу, в которой преобладают хвойные породы деревьев, прорезают двенадцать дорожек, расходящиеся подобно лучам от круглой центральной площади.

[700x525]
Двенадцать дорожек. Павловск. Фото Анастасии Семёновой.
Двенадцать дорожек — композиция, центром которой является обрамлённая дубами площадка с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского. От неё расходятся двенадцать дорожек, между которыми расставлены двенадцать бронзовых скульптур, отлитых по моделям скульптора Ф. Гордеева: Венера Каллипига (или Прекраснобёдрая, богиня любви и красоты), Флора (богиня цветов), Меркурий (вестник богов), Евтерпа (муза лирической поэзии), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Эрато (муза любовной поэзии), Полигимния (муза гимнов и красноречия), Каллиопа (муза эпической поэзии и песнопений), Клио (муза истории) и Урания (муза астрономии). Каждая из двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки.

[525x700]
Ф. Гордеев. Аполлон Бельведерский. Старая Сильвия.

[525x700]
Фото Анастасии Семёновой.

[466x700]

[700x525]
Ручные белки - хранители традиций Павловского парка. Фото Анастасии Семёновой.

[466x700]
Старая Сильвия. Павловск.
Музы вдохновляли хозяев Павловска на творчество, каждый вечер обитатели дворца устраивали литературные салоны, музыкальные вечера и театральные представления.

[700x525]
Круглый зал (или «Музыкальный салон») построен на центральной площадке в 1799—1800 годах В. Бренной в виде прямоугольного в плане павильона с портиками на боковых фасадах и апсидами на торцах. Он и служил для музыкальных и танцевальных вечеров.
Фото Анастасии Семёновой.

[700x525]

[700x525]

[700x525]
Обитатели Павловского парка. Фото Анастасии Семёновой.
Семейное счастье Павла Петровича и Марии Фёдоровны было разрушено в одночасье, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Санкт-Петербурга Павел I был жестоко убит заговорщиками в ходе очередного дворцового переворота.

[700x525]
Василий Баженов. Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Место гибели Павла I. Фото Анастасии Семёновой.
Причиной свержения Павла I стала, с одной стороны, его политика в отношении российского дворянства, им была отменена Жалованная грамота , данная Екатериной II. Дворяне лишились ряда сословных привилегий. Считая русское дворянство рыцарским сословием Павел восстановил для них обязательную службу в армии. С другой стороны, причиной его гибели стали ошибки императора во внешней политике. Союз с Наполеоном 1800 года и подготовка к совместному походу на Индию настроили против него широкие слои дворянства внутри России и лишили возможности иметь союзников среди монархической Европы. Союз с революционной Францией и нарастающий конфликт с Англией стали решающими в складывании заговора.
В соответствии с Указом о престолонаследии Павла Петровича на смену ему взошел на Российский престол его старший сын Александр - воспитанник и любимец Екатерины Великой.
Мария Фёдоровна тяжело переживала потерю друга жизни. И в память о нём велела возвести в Павловске павильон в стиле классицизм "Мавзолей Супругу - Благодетелю".

Вид на Мавзолей открывается в глубине парка за оврагом. Мемориальное сооружение строилось в 1806—1819 годах в память об императоре Павле I по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Мавзолей имеет вид греческого античного храма из четырёх дорических колонн красного гранита, стоящих на гранитном подиуме и поддерживающих фронтон с надписью «Супругу-Благодетелю». Вдоль стен тянется фриз из скорбных трагических масок с закрытыми глазами и застывшими каплями слёз. Внутри храма находится скульптурный монумент, созданный Иваном Петровичем Мартосом и изображающий царственную женщину, оплакивающую урну с прахом. Сюда хозяйка Павловска приходила одна, чтобы уединиться и поплакать о любимом супруге...

[700x424]
Ж. Ф. Тома де Томон, А.Н. Воронихин. Мавзолей Супругу - Благодетелю в Павловске.
Мария Фёдоровна пережила супруга на двадцать семь лет и умерла в Павловске в 1828 году...


[601x700]
Г. Даву. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Около 1825 года.
Мария Фёдоровна обрела вечный покой под сводами Петропавловского собора в Санкт-Петербурге рядом с Павлом Петровичем.

[700x465]
Мария Фёдоровна была человеком щедрой души, всю жизнь занималась благотворительностью и оставила о себе добрую память. Она очень любила цветы, выписавала для Павловского парка различные их сорта со всего мира. В память о ней в Павловске каждое лето проходит ежегодный фестиваль цветов "Императорский букет".

[465x700]
Возможно, Павлу Петровичу не удалось стать Великим императором, и отношение к нему в российском обществе было и остаётся очень противоречивым, но как супруг и семьянин он несомненно оставил след в нашей истории, и может считаться примером,ведь именно его сыновья и внуки совершали подвиги и прославили Российскую империю.
Василий Андреевич Жуковский ,посещавший Павловск, посвятил этому прекрасному месту элегию "Славянка". Вот её строки:
Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.
Спешу к твоим брегам... свод неба тих и чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.
Иду под рощею излучистой тропой;
Что шаг, то новая в глазах моих картина,
То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
Как в дыме, светлая долина;
То вдруг исчезло все... окрест сгустился лес;
Все дико вкруг меня, и сумрак и молчанье;
Лишь изредка, струей сквозь темный свод древес.
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи поблеклые и корни золотит;
Лишь, сорван ветерка минутным дуновеньем,
На сумраке листок трепещущий блестит,
Смущая тишину паденьем...
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.
Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.
Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.
Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.
И нечувствительно с превратности мечтой
Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
Сей витязь, на руку склонившийся главой;
Сей громоносец двоеглавый,
Под шуйцей твердою седящий на щите;
Сия печальная семья кругом царицы;
Сии небесные друзья на высоте,
Младые спутники денницы...
О! сколь они, в виду сей урны гробовой,
Для унывающей души красноречивы:
Тоскуя ль полетит она за край земной —
Там все утраченные живы;
К земле ль наклонит взор — великий ряд чудес;
Борьба за честь; народ, покрытый блеском славным;
И мир, воскреснувший по манию небес,
Спокойный под щитом державным.
Но вкруг меня опять светлеет частый лес;
Опять река вдали мелькает средь долины,
То в свете, то в тени, то в ней лазурь небес,
То обращенных древ вершины.
И вдруг открытая равнина предо мной;
Там мыза, блеском дня под рощей озаренна;
Спокойное село над ясною рекой,
Гумно и нива обнаженна,
Все здесь оживлено: с овинов дым седой,
Клубяся, по браздам ложится и редеет,
И нива под его прозрачной пеленой
То померкает, то светлеет.
Там слышен на току согласный стук цепов;
Там песня пастуха и шум от стад бегущих;
Там медленно, скрипя, тащится ряд возов,
Тяжелый груз снопов везущих.
Но солнце катится беззнойное с небес;
Окрест него закат спокойно пламенеет;
Завесой огненной подернут дальний лес;
Восток безоблачный синеет.
Спускаюсь в дол к реке: брег темен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарей;
В волнах блестят прибрежны сени;
То отраженный в них сияет мавзолей;
То холм муравчатый, увенчанный древами;
То ива дряхлая, до свившихся корней
Склонившись гибкими ветвями,
Сенистую главу купает в их струях;
Здесь храм между берез и яворов мелькает;
Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
Недвижим в сумраке сияет.
Вдруг гладким озером является река;
Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
Яснеет вод ее равнина.
Но гаснет день... в тени склонился лес к водам;
Древа облечены вечерней темнотою;
Лишь простирается по тихим их верхам
Заря багряной полосою;
Лишь ярко заревом восточный брег облит,
И пышный дом царей на скате озлащенном,
Как исполин, глядясь в зерцало вод, блестит
В величии уединенном.
Но вечер на него покров накинул свой,
И рощи и брега, смешавшись, побледнели;
Последни облака, блиставшие зарей,
С небес, потухнув, улетели.
И воцарилася повсюду тишина;
Все спит... лишь изредка в далекой тьме промчится
Невнятный глас... или колыхнется волна...
Иль сонный лист зашевелится.
Я на брегу один... окрестность вся молчит...
Как привидение, в тумане предо мною
Семья младых берез недвижимо стоит
Над усыпленною водою.
Вхожу с волнением под их священный кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит;
Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.
И некто урне сей безмолвный приседит;
И, мнится, на меня вперил он темны очи;
Без образа лицо, и зрак туманный слит
С туманным мраком полуночи.
Смотрю... и, мнится, все, что было жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.
Но где он?.. Скрылось все... лишь только в тишине
Как бы знакомое мне слышится призванье,
Как будто Гений путь указывает мне
На неизвестное свиданье.
О! кто ты, тайный вождь? душа тебе вослед!
Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
Иль небеса твоя обитель?..
И ангел от земли в сиянье предо мной
Взлетает; на лице величие смиренья;
Взор к небу устремлен; над юною главой
Горит звезда преображенья.
Помедли улетать, прекрасный сын небес;
Младая Жизнь в слезах простерта пред тобою...
Но где я?.. Все вокруг молчит... призрак исчез,
И небеса покрыты мглою.
Одна лишь смутная мечта в душе моей:
Как будто мир земной в ничто преобратился;
Как будто та страна знакомей стала ей,
Куда сей чистый ангел скрылся.
Здесь описываются некоторые виды ее берегов, и в особенности два памятника, произведение знаменитого И.П. Мартоса. Первый из них воздвигнут государынею вдовствующею императрицею в честь покойного императора Павла. В уединенном храме, окруженном густым лесом, стоит пирамида: на ней медальон с изображением Павла; перед ним гробовая урна, к которой преклоняется величественная женщина в короне и порфире царской; на пьедестале изображено в барельефе семейство императорское: государь Александр представлен сидящим; голова его склонилась на правую руку, и левая рука опирается на щит, на коем изображен двуглавый орел; в облаках видны две тени: одна летит на небеса, другая летит с небес, навстречу первой. — Спустясь к реке Славянке (сливающейся перед самым дворцом в небольшое озеро), находишь молодую березовую рощу: эта роща называется семейственною, ибо в ней каждое дерево означает какое-нибудь радостное происшествие в высоком семействе царском. Посреди рощи стоит уединенная урна Судьбы. Далее, на самом берегу Славянки, под тенью дерев, воздвигнут прекрасный памятник великой княгине Александре Павловне. Художник умел в одно время изобразить и прелестный характер и безвременный конец ее; вы видите молодую женщину, существо более небесное, нежели земное; она готова покинуть мир сей; она еще не улетела, но душа ее смиренно покорилась призывающему ее гласу; и взоры и рука ее, подъятые к небесам, как будто говорят: да будет воля твоя. Жизнь, в виде юного Гения, простирается у ее ног и хочет удержать летящую; но она ее не замечает; она повинуется одному Небу — и уже над головой ее сияет звезда новой жизни. (Прим. Жуковского.)

[700x525]

[700x525]

[466x700]
И.П. Мартос. Памятник Павлу I в Мавзолее Супругу - Благодетелю. Павловск...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник В гостях у "Русского Гамлета"... Павловский дворцово-парковый ансамбль. | Анастасия_Семёнова - Дневник Анастасия_Семёнова | Лента друзей Анастасия_Семёнова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»