В 1823 году по предложению канцелярии Александро-Невской лавры "по случаю тесноты и недостатка от давнего времени находящегося при церкви Святого Праведного Лазаря лаврского кладбища... учредить таковое ж кладбище против оного на другой стороне, в том самом месте, где состоит Санкт-Петербургская Духовная Консистория и лаврский огород".
Так, вместо Консистории и огорода, напротив Лазоревского кладбища, было организовано новое кладбище, получившее имя Новое Лазоревское. В 1876 году кладбище переименовали в Тихвинское, так как архитектором Н.П. Гребенки на территории кладбища была построена церковь Тихвинской божьей матери.
[700x525]
В июле 1826 года на кладбище был похоронен Н.М. Карамзин. Со временем этот участок близ восточной ограды превратился в семейное место Карамзиных: здесь похоронены вдова писателя, его дочери, зять. Рядом с Карамзиным было выбрано место для надгробного памятника В.А. Жуковскому, созданного в 1857 году при участии скульптора П.К. Клодта. Постепеннь многие деятели культуры и искусства находили здесь свой вечный покой.
В начале XX века на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий. В тесной близости друг к другу стояли монументальные кресты на постаментах различной формы, многочисленные алтари, киоты, стелы. Ряд семейных мест был оформлен в виде часовен с шатровыми завершениями и массивных склепов, облицованных гранитом и мрамором.
[700x525]
После революции Тихвинское кладбище, за которым перестали ухаживать, стало приходить в упадок, но окончательно оно было уничтожено в 1932 году, когда было принято решение о создании на его территории некрополя мастеров искусств.Организация музея-некрополя находилась в непосредственной связи с планом уничтожения целого ряда исторических кладбищ города. Для организации некрополя были перенесены памятники с кладбищ Сергиевой пустыни, Фарфоровского, Митрофаниевского, Малоохтинского, Выборгского римско-католического, Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего, Никольского, Георгиевского на Большой Охте. На самом кладбище было разрушено огромное количество могил, не устраивавших коммунистическую власть. Тихвинское кладбище перестало существовать.
[700x468]
Побродим немного по этому музею, узнаем судьбы тех, кто остался здесь навсегда.
Косиковский Андрей Иванович (1769-.1838) Откупщик, снабжал продовольствием русскую армию в Отечественную войну 1812 г. Владелец доходного дома на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы.
[700x525]
Лисянский Юрий Федорович (1773-1837) Капитан 1-го ранга, мореплаватель. Участник русско-шведской войны 1788-1790 гг. 5 лет служил волонтёром в английском флоте и неоднократно находился в сражениях с французами. Командир корабля «Нева» в первой русской кругосветной экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна (1803-1806). В честь Лисянского названы: открытый им остров в архипелаге Гавайских островов, полуостров в Охотском море и гора на острове Сахалин.
[700x525]
Измайлов Александр Ефимович (1779-1831) Литератор, журналист, баснописец, романист, выходец из дворянской семьи. Издавал журнал «Цветник» и «Благонамеренный». Вице-губернатор Твери и Архангельска
[700x525]
Трубецкой Сергей Петрович (1827-1832) Сын князя П.П. Трубецкого (1793-1840) от второго брака с княжной К.К. Гика.
[700x525]
Гнедич Николай Иванович (1784-1833) Поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Главный его труд - стихотворный перевод «Илиады» Гомера в размере подлинника.
[700x525]
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Поэт, один из основоположников русского романтизма, переводчик, критик. Внебрачный сын помещика И.А. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Формально был усыновлён крестным отцом, А.Г. Жуковским. В 1797-1800 гг. учился в московском Благородном университетском пансионе. С началом Отечественной войны 1812 г. был принят в Московское ополчение поручиком. Состоял при штабе М.И. Кутузова. В январе 1813 г. уволился из армии (по болезни). Почетный член Петербургской Академии Наук, академик, Тайный советник. Воспитатель наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Друг А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Автор гимна России «Боже, Царя храни».
[700x525]
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) Выдающийся писатель, мыслитель. Литературную деятельность начал в 1846 г. Через три года был арестован за участие в революционном кружке М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни, замененной пятилетней каторгой в Омске с последующей службой рядовым. Вернулся в Петербург в 1859 г. Похоронен вместе с женой - Анной Григорьевной (урожд. Сниткиной, 1846-1918) и внуком, основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968).
[700x525]
Кульман Елизавета Борисовна (1808-1825) Поэтесса, переводчица. Дочь петербургских немцев, принявшая православие. С юности овладела одиннадцатью языками, на восьми из которых писала стихи, получившие высокую оценку И. В. Гете. На ее стихи композитором Р. Шуманом написаны два вокальных цикла - «Девичьи песни» и «Семь песен». Скончалась от простуды, полученной во время наводнения 7 ноября 1824 г.
[700x525]
Глинка Михаил Иванович (1804-1857). Композитор, родоначальник классической русской музыки. Умер в Берлине. В 1857 г., по настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
[639x700]
Шестакова (урожд. Глинка) Людмила Ивановна (1816-1906) Сестра М.И. Глинки, жена действительного статского советника М.И. Шестакова. Музыкальная и общественная деятельница, близкая к балакиревскому кружку «Могучая кучка». Автор воспоминаний о Глинке, создатель музея композитора в Мариинском театре (позже переданного в Институт театра, музыки и кинематографии).
[700x525]
Римский-Корсаков Николай Андреевич(1844-1908) Композитор, дирижер, член «Могучей кучки», профессор и ректор Петербургской консерватории, руководитель «Беляевского кружка», директор Бесплатной музыкальной школы. Написал 15 опер.
[700x525]
Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) Русский композитор, пианист, дирижер концертов Русского музыкального общества, учредитель Бесплатной музыкальной школы, директор Певческой капеллы. Основал содружество пяти русских композиторов, называемое «Могучей кучкой».
[700x525]
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881). Непревзойденный композитор, член «Могучей кучки». Автор вокально-драматических сцен, вокальных и фортепианных циклов, народных музыкальных драм «Борис Годунов», «Хованщина», неоконченной оперы «Сорочинская ярмарка».
[700x525]
Бородин Александр Порфирьевич (1834-1887) Композитор, химик, общественный деятель, профессор Медико-хирургической академии, один из организаторов Петербургских женских врачебных курсов. Автор оперы «Князь Игорь», ряда симфонических произведений, романсов. Член «Могучей кучки». Внебрачный сын грузинского князя Л.С. Гедеонова.
[700x525]
Чайковский Петр Ильич (1840-1893) Композитор, дирижер, профессор Московской консерватории, почетный доктор Кембриджского университета, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Автор десяти опер, шести симфоний, множества других симфонических и камерных произведений, ста четырех романсов. Скончался в Петербурге вскоре после премьеры 6-й «Патетической» симфонии, исполненной в зале Дворянского собрания под его управлением.
[700x525]
Аренский Антон (Антоний) Степанович (1861-1906) Композитор, дирижер, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, управляющий Придворной певческой капеллой. Дирижировал концертами Русского хорового общества. Автор романсов, инструментальных произведений, опер, музыки балета «Египетские ночи», поставленного М.М. Фокиным. Среди его учеников - С. В. Рахманинов, А. Б. Гольденвейзер. Антон Степанович Аренский умер в 1906 г. от туберкулеза в Перк-ярви (ныне Кирилловское).
[700x525]
Превращая Тихвинское кладбище в музей, перепланировали территорию - прямые скрещивающие дорожки, обсаженные кустами придали кладбищу сходство с парком.
[700x525]
Обезглавленная церковь иконы Тихвинской Божьей Матери в 30х годах была превращена в почту, а в 2000 году в ней был организован музей городской монументальной скульптуры. Там проводят интересные экскурсии. Музей охраняют два очень симпатичных льва.
[700x525]
А теперь еще немного пройдемся по осеннему кладбищу.
Еще одно надгробие у стены музея ... Пономарев Дмитрий Дмитриевич 1820-1835 Сын надворного советника, заводчика Д.Д. Пономарёва
[700x525]
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) Живописец и рисовальщик, основатель Артели художников и Товарищества Передвижных выставок, художественный критик. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857-1863 гг. учился в АХ в Петербурге
[700x525]
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) Известный живописец, график, театральный художник, ученик И.Е. Репина, помогавший ему в написании полотна «Заседание Государственного совета». Учился в петербургской АХ (1896-1903). Академик петербургской АХ
[700x525]
Витали Иван Петрович (1794-1855) Скульптор, монументалист-портретист, педагог, профессор Императорской АХ
[700x525]
Куинджи Архип Иванович (1841-1910) Живописец-пейзажист, ученик Айвазовского, профессор Императорской АХ, инициатор создания Общества русских художников, позже носившего его имя.
[700x525]
Тарханов (Тарханишвили) Иван Рамазович (1846-1908) Князь, ученый-физиолог, профессор Медико-хирургической академии. Исследовал функции нервной системы, описал кожно-гальваническую реакцию, обнаружил действие рентгеновских лучей на организм
[700x525]
Стасов Владимир Васильевич(1824-1906) Художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской Академии наук. Сын В.П. Стасова. Служил в Императорской публичной библиотеке. Был идейным вдохновителем художников-передвижников и композиторов «Могучей кучки» (сочиненное им название Балакиревского кружка).
[700x525]
Товстоногов Георгий Александрович (1913-1989) Театральный режиссер, Народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра им. А.М. Горького (с 1992 - имени Г.А. Товстоногова). Профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, доктор искусствоведения.
[700x525]
Черкасов Николай Константинович (1903-1966) Артист театра и кино, Народный артист СССР, государственный и общественный деятель.
[700x525]
Бозио (в замужестве - Ксиндавельнис) Анжела (1829-1859) Итальянская оперная певица, с успехом выступала в Европе и Америке, в Петербурге и Москве (впервые в России исполнила партию Виолетты в «Травиате» Д. Верди). Скончалась по дороге в Москву от воспаления легких.
[700x525]
Есипова-Лешетицкая Анна Николаевна (1851-1914) Пианистка, с успехом выступавшая в Европе и Америке, профессор Петербургской консерватории. Среди её учеников - С.С. Прокофьев.
Я не могу не сказать два слова о памятнике. Это был ангел, но крылья - утрачены.
[700x525]
Лядова-Иванова Вера Александровна (1839-1870) Актриса, дочь дирижера А.Н. Лядова, жена балетмейстера Л.И. Иванова. Выступала в балетах, опереттах и водевилях.
[700x525]
Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948) Актер, с 1893 г. выступал на сцене Александрийского театра (Академического театра драмы им. А.С. Пушкина). Один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде, автор мемуарных «Записок».
[700x525]
Каратыгин Василий Андреевич (1802-1853) Актер, ведущий трагик Александрийского театра, переводчик, драматург. Крупнейший представитель позднего театрального классицизма и романтизма, мастер высокой сценической культуры.
[700x525]
Тартаков Иоаким Викторович (1860-1923) Оперный певец, главный режиссер Мариинского театра, профессор Петроградской консерватории. Заслуженный артист, удостоен этого звания еще в дореволюционное время.
[700x525]
На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор. В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог. В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой. В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя. Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств.
После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.
ИСТОЧНИК
|