Моско́вский академи́ческий теа́тр и́мени Влади́мира Маяко́вского (в 1922—1941 годах — Теа́тр Револю́ции, в 1941—1954 годах — Моско́вский теа́тр дра́мы) — один из самых старых драматических театров Москвы. Основан в 1922 году, расположен на Большой Никитской улице.

В 1886 году актёр Георг Парадиз арендовал здание у княгини Шаховской-Глебовой-Стрешнёвой и по проекту архитектора Константина Терского перестроил его под театр для собственной опереточной труппы. Автором фасада являлся Фёдор Шехтель. В здании разместился театр «Парадиз», который не имел постоянной труппы, а сдавался в аренду разным антрепренёрам. Долгое время театр также назывался «Интернациональный», так как здесь гастролировали иностранные и петербургские труппы, выступали известные заграничные актёры Европы: Сара Бернар, Элеонора Дузе и другие. 1 мая 1899 года в театре прошёл закрытый спектакль «Чайка» для единственного зрителя — автора пьесы Антона Чехова. Также в здании состоялось первое выступление Сергея Рахманинова как дирижёра Русской частной оперы, была показана оперетта Елены Потопчиной, выступал Театр миниатюр. В 1917 году после Революции гастроли зарубежных артистов прекратились.

Предыстория
В 1919 году в Витебске Александр Сумароков и Михаил Разумный создали Театр революционной сатиры: актёры рассказывали пролетариату о политических событиях и комментировали их. За год в учреждении состоялось более 300 выступлений, и в апреле 1920-го труппа отправилась в Москву. Общественный просмотр программы театра вызвал интерес и по решению Моссовета был создан Московский театр революционной сатиры под руководством Давида Гутмана.
Первую программу театр показал 7 ноября 1920 года, после чего труппа гастролировала по Московской области, Сибири и Уралу, выезжала на фронт.
26 июня 1922 года Московский совет принял решение о расформировании Теревсата и создании на его основе Театра Революции. Руководителем и худруком назначили Всеволода Мейерхольда.

29 октября 1922 года в Театре Революции был показан первый спектакль «Ночь» по пьесе французского писателя Марселя Мартине. Следующие спектакли Мейерхольда представляли собой театральный конструктивизм: на первый план выдвигался принцип полезности, экономичности в оформлении и в актёрской игре, а сами спектакли ставились вокруг идеи обречённости человека в капиталистическом мире. В 1923 году из-за занятости Мейерхольда фактическим руководителем театра стал Валерий Бебутов. В 1924-м Мейерхольд покинул Театр Революции, вместе с ним ушла большая часть труппы. На основе оставшихся актёров было решено создать единый творческий коллектив, который работает в одном стиле. Главным режиссёром по рекомендации Всеволода Мейерхольда стал его ученик Алексей Грипич.
В октябре 1941 года коллектив эвакуировали в Ташкент, а в январе 1942-го в городе был показан первый спектакль «Весна в Москве».

Когда Театр Революции вернулся, многие приглашённые актёры ушли в прежние коллективы. Исполком Моссовета постановил объединить Театр Революции с оставшимися артистами временной труппы и закрепить за ним название Московский театр драмы. 18 ноября 1943 года театр возобновил спектакли в столице, а в феврале 1945-го одним из первых вернулся к теме мирной жизни и показал спектакль «Отчий дом» о восстановлении разрушенного города и возрождении к жизни людей, перенёсших ужасы оккупации.

Современное название и посвящение Владимиру Маяковскому театр получил в 1954 году, а через десять лет ему присвоили звание академического. Художественным руководителем стал режиссёр Андрей Гончаров. Он поставил несколько успешных спектаклей, например «Трамвай желание». Ещё одним из самых популярных московских спектаклей стал «Разгром» приглашённого режиссёра Марка Захарова. В эти годы в театре выступали Евгений Леонов, Армен Джигарханян, Владимир Самойлов, Татьяна Доронина, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Павел Морозенко,Александр Фатюшин, Георгий Мартиросьян, Татьяна Васильева, Андрей Болтнев, Ирина Розанова, Нина Русланова, Людмила Нильская, Александр Парра.
В 2018 году театр открыл 96-й сезон, в рамках которого состоялось несколько премьер, а труппа гастролировала по России и зарубежью. Директор Ошарин объявил о планах реконструкции здания на Большой Никитской с 2020-го, о работах говорили с 2014 год.,





























