Из Божественного выступления в день празднования Ганеша Чатуртхи 7 сентября 1997 года:
11-03-2012 07:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ГАНЕША
Из Божественного выступления в день празднования Ганеша Чатуртхи 7 сентября 1997 года:
Если вы хотите жить счастливой жизнью и быть свободными от беспокойств и трудностей, то вы должны молиться Ганапати, который устраняет все препятствия. Нет необходимости идти в какой-либо храм. Вигнешвара присутствует в каждом из вас в форме интеллекта (буддхи) и мудрости (виджняны). Вы добьётесь успеха в жизни, если будете правильно использовать данные вам интеллект и мудрость.
"Санатана Саратхи", "Краткое изложение учения Сатья Саи Бабы" (Октябрь 1995 года):
Винаяка (Ганеша) устраняет все печали, трудности и страдания. Он является врагом всех препятствий. Он не позволит, чтобы какие-либо препятствия появились на вашем пути. Он разрушает препятствия и дарует счастье и покой своим преданным. Он является мастером всех сил: интеллекта (буддхи) и достижения реализации (сиддхи, самореализации). Что такое сиддхи? Если вы очистите ум, то обретете покой, т.е. сиддхи. Поэтому Винаяка – это Господь интеллекта и самореализации. Каждому человеку следует научиться контролировать свой ум.
Винаяка – это Господь всех видов знаний (видьи). Разве книжное знание – это истинное знание? Нет. Термин знание (видья) заключает в себя всё, что находится в космосе. К знанию относится любой вид деятельности – ходьба, разговор, смех, сидение, процесс употребления пищи, гуляние и размышление. Винаяка – это мастер всех видов знания. Сегодня знание отождествляется с процессом получения информации. Но помимо знаний о физическом мире, существуют другие виды знания из области химии, изобразительных искусств, а также и другие умения.
Винаяка – это мастер любого вида знания. Знание относится к интеллекту (буддхи). Это не просто книжная учёность. Ознакомление с книгами – это не обретение знаний. Вся жизнь человека – это непрерывный процесс обретения знания. Любой процесс исследования – это получение знания, но в основе нашего исследования должен быть вопрос о том, что является преходящим, а что постоянным. В этом заключается истинное знание.
Поэтому сегодня студенты усердно поклоняются Винаяке. Винаяка – это не тот, кто приходит на помощь тем, кто читает книги. Он помогает каждому человеку на каждом шагу его путешествия по жизни.
Из Божественного выступления в день празднования Ганеша Чатуртхи 12 сентября 1991 года:
Кто такой Винаяка? В стихотворении (шлоке), которое начинается со слов "Суклаамбара-дхарам Вишнум", описана только форма божества. Но существует другое значение имени Винаяка. Суклаамбарадхарам означает того, кто одет в белое. Вишнум указывает на то, что он пронизывает всё. Сасиварнам означает, что у него серый пепельный цвет лица. Чатурбхуджам говорит о том, что у него четыре руки. Прасаннаваданам означает то, что у него всегда приятное выражение лица. Сарвавигнопасаантхае - для устранения всех препятствий. Дхааетх – медитация (на него). Винаяка – это божество, которое устраняет в человеке все плохие качества, развивает хорошие качества и дарует покой тем преданным, которые медитируют на него.
Тем не менее, у принципа Винаяки существует одно значение, которое относится к каждому человеку независимо от его веры. Винаяка – это тот, кто стал абсолютным мастером над самим собой. Над ним нет мастера. Он не зависит ни от кого. Его так же называют Ганапати. Этот термин говорит о том, что он является Господом ганов (класса божественных существ), а также мастером интеллекта и силы различения. Он наделён сильным интеллектом и знанием. Подобное знание проявляется в чистом и священном уме. Это знание ведёт к обретению мудрости (виджняне). Так как Винаяка является мастером интеллекта (буддхи), мудрости или реализации (сиддхи), его описывают как Господа Буддхи и Сиддхи. Буддхи и Сиддхи называют супругами Винаяки.
Мышь – это ездовое животное Винаяки. Каково её внутреннее значение? Считается, что мышь является воплощением обоняния. Она символизирует привязанность к мирским склонностям (васанам). Всем известно, что, если вы хотите поймать мышь, то вам следует положить перед мышеловкой еду с сильным запахом. Мышь так же символизирует тьму ночи. Она хорошо видит в темноте. Мышь является ездовым животным Винаяки и символизирует то, что ведёт человека из тьмы к свету. Таким образом принцип Винаяки - это то, что устраняет в людях все плохие качества, плохие привычки, плохие мысли и развивает в них хорошие качества, хорошее поведение и хорошие мысли.
Другое имя Винаяки – Вигнешвара. Ишвара – это тот, кто наделён всеми видами богатства – сокровищами, знанием, здоровьем, красотой и т.д. Вигнешвара – это тот, кто обеспечивает человека всеми этими формами богатства и устраняет препятствия. Он дарует все эти формы богатства тем, кто поклоняются ему. Винаяку описывают как "первое божество, которому следует поклоняться (пратхама вандана)". Так как любой человек в этом мире желает обрести богатство и процветание, то люди в первую очередь поклоняются Вигнешваре.
Из Божественного выступления в день празднования Ганеша Чатуртхи 7 сентября 1997 года:
Что означает имя Ганапати? Где находятся ганы? Какая у них форма? Если вы проведёте исследование, то обнаружите, что ганы - это пять органов восприятия и пять органов действия (джнянендрияс и кармендрияс). Ум – это мастер этих десяти органов. Интеллект (буддхи) – это сила различения, повелевающая умом. Ганы – это десять чувств, ум и интеллект.
В слове "гана", "га" означает интеллект (буддхи), а "на" означает виджняну (высшее знание или мудрость). Ганапати – это Господь интеллекта и высшего знания. Может возникнуть такой вопрос: находятся ли интеллект и высшее знание во внешнем мире или внутри человека? Они находятся внутри каждого человека. Нет необходимости искать их во внешнем мире. Ганапати обитает в каждом человеке в форме интеллекта и мудрости.
Когда Ганапати описывают как "Парвати таная", то кем является Парвати? Парвати – это Притхиви, Мать Земля. Каждый человек является ребёнком Матери Земли. "Сын Парвати (Парватитаная)" - это Ганапати, который является Господом ганов и символизирует Божественную энергию (шакти).
Поклонение Парвати и Ганапати имеет древний источник. Ганапати восхваляется в нескольких местах в Риг Веде. Этот факт отчётливо говорит о том, что Ганапати известен так же давно как Веды. Ганапати упоминается как в Ведах, так и в Упанишадах. В Нараянопанишаде многие молитвы посвящены Ганапати. В Тайтирия Упанишаде также есть молитвы, обращенные к нему. В Упанишадах также можно найти Ганапати Гаятри мантру.
Ганапати называют Винаякой, потому что над ним нет мастера. Он наделён всеми видами сил и независим. Люди не понимают эзотерического значения принципа Винаяки, смотрят только на его внешнюю форму и поклоняются ему ради достижения мирских целей.
В чём заключается внутреннее значение поклонения божеству с головой слона? Слон – это символ силы и величия. Нога слона больше ноги любого животного. Слон может проложить себе путь через самые непроходимые джунгли. Поэтому он символизирует качества лидера, который показывает другим путь. Слон также известен своей преданностью и признательностью. Ни при каких обстоятельствах он не забудет о своём хозяине. Даже в последний момент жизни, если он услышит голос своего хозяина, он откроет глаза и будет искать его. Неблагодарный ум не принесёт человеку пользу. Каждому человеку следует быть благодарным тем людям, которые помогли ему.
Винаяка – повелитель всех
Боги решили избрать предводителя ганов – сонма полубогов, служителей Шивы. Для этого они устроили состязание, участники которого должны были быстро обежать вокруг земли и вернуться к стопам Шивы. Боги отправились в путь, используя свои собственные средства передвижения. Старший сын Шивы вступил в соревнование с большим энтузиазмом. У него была слоновья голова и ехал он на мыши! Продвигаясь, поэтому, с большим трудом, он недалеко ушёл, когда перед ним вдруг появился святой мудрец Нарада и спросил: «Куда путь держишь?» У сына Шивы это вызвало раздражение, перешедшее в гнев, ибо то, что случилось, было дурной приметой, вдвойне неблагоприятной для тех, кто отправлялся в дорогу. Плохо, если первым, кого вы встретите на пути, будет одинокий брахман. И поэтому Нарада, несмотря на то, что был главным среди брахманов (будучи сыном самого Брахмы), явился дурным предзнаменованием! Если вы куда-то идёте и вас окликают: «Куда идешь?», это тоже плохая примета. А Нарада задал именно этот вопрос!
Однако Нарада смог смягчить гнев сына Шивы. Он выведал у него причину его трудностей и понял, что тот хочет выиграть соревнование. Нарада успокоил его, убедил не поддаваться отчаянию и дал ему совет: «Имя Рамы – это семя, из которого рождается гигантское дерево, называемое Вселенной. Сию же минуту напиши это имя на земле, обойди вокруг него и поспеши обратно к Шиве за призом». Сын Шивы так и сделал. Когда его спросили, как же ему удалось вернуться так быстро, он рассказал о совете, который ему дал Нарада. Шива признал действенность этого совета и приз был присуждён сыну, которого провозгласили Ганапати – господином сонма полубогов – и Винаякой, единовластным повелителем.
* * * Шива – «благой», «милостивый», один из трёх главных богов индуистской троицы, воплощение космических сил разрушения; почитается как Ишвара – Владыка Вселенной.
Нарада – божественный мудрец, сын бога-творца Брахмы, по преданию рождённый из его бедра.
Подношения Винаяке
У индусов есть такой обычай, что когда они идут на пуджу, то они отдают то, чем они наслаждаются больше всего среди овощей и фруктов. В современное время эта практика извращена до того, что предлагаются все те овощи и фрукты, которые людям не нравятся. В этой связи имеется мифологическая история, которая показывает, откуда произошла практика подношения Ганапати свежей зеленой травы во время фестиваля Винаяка Чатурти.
Однажды, как рассказывается в истории, Парвати и Парамешвара играли в кости с Нандишварой (средством передвижения Парамешвары, быком) в роли судьи. Несмотря на то, что Ишвара проиграл, Нанди объявил Его победителем.
Разгневанная этим несправедливым решением Парвати прокляла Нанди таким образом, что тот будет сокрушен неизлечимой болезнью. Нанди, ища прощения Парвати, объяснил, что он вынес решение в пользу Парамешвары, потому что последний был его господином, и его обязанностью как слуги было служить ему. Парвати смягчилась и сказала, что Нанди будет освобожден от проклятия, если он предложит ее сыну Ганапати то, чем больше всего наслаждается Нанди. Нанди задумался на мгновение и заявил, что как бык он больше всего любит свежую зеленую траву. Он предложил бы Ганапати это. Именно так вошла в обычай практика включения свежей зелени в подношения, делаемые Ганапати во время фестиваля.
Ганапати принимает в качестве подношений много вещей, которые люди считают бесполезными и тривиальными. Одно из имен Винаяки – “Аркадронаприя” (тот, кто любит тумми и джилледи – это цветы, которые обычно не ценятся людьми). Другие подношения Винаяке включают в себя специальный вид травы. Имеется история, связанная с этим.
Гаджаасура и Шива
Жил-был один асур (демон) по имени Гаджаасура. Он исполнял тапас (епитимию). Ишвара, довольный его епитимией, решил предложить ему в качестве дара то, о чем тот пожелает. Ишвара – божество, которое легко расположить к себе. С тех пор Он известен как Бхола Шанкара. Когда Он доволен преданным, Он дает преданному все, о чем бы тот ни попросил. Иногда Он попадает в трудную ситуацию, как в случае с Бхасмасуром, которому Шива предоставил дар превращать в пепел любого, на чью голову тот положит свою ладонь. Немедленно после получения блага он захотел проверить свою силу, попробовав поместить свою руку на голову самого Шивы!
Что это был за дар, который Шива дал Гаджаасуру? Демон пожелал, чтобы огонь шел от него непрерывно так, чтобы никто не смел приблизиться к нему. Шива предоставил ему этот дар. Гаджаасура продолжал делать епитимию, и Шива обычно появлялся перед ним время от времени. Однажды Шива спросил его, чего бы он хотел. Демон сказал: “Я хочу, чтобы Ты пребывал в моем животе.” Шива предоставил ему этот дар и разместился в животе демона. Супруга Шивы Парвати искала Шиву повсюду, но не могла найти Его. В качестве последней надежды она пошла к своему брату Вишну и обратилась к Нему, чтобы Он проследил местонахождение ее мужа.
Всезнающий Господь уверил ее: “Не волнуйся, дорогая Сестра. Твой муж – Бхола Шанкара. Он предоставляет с готовностью любой дар своему преданному, о котором тот молится, не задумываясь о последствиях. Я подозреваю, что Он попал в какую-то неприятность. Я выясню, что случилось.”
Вишну, который является режиссером космической игры, инсценировал маленькую драму. Он превратил Нанди (быка Шивы) в танцующего быка и провел его перед Гаджаасуром, в то время как сам Он назначил себе роль исполнителя музыки на свирели, пока бык исполнял танец. Гаджаасура пришел в экстаз от танца, исполняемого быком. Он спросил музыканта (Вишну), чего бы тот хотел. Музыкант ответил: “Можешь ли ты дать то, о чем я спрошу?” “За кого ты меня принимаешь? Я с готовностью дам тебе что бы то ни было.” Музыкант сказал: “Если это так, выпусти из своего живота Шиву, который пребывает там.” Гаджаасура тогда понял, что музыкант был ни кто иной, как Сам Вишну, который один мог знать тайну о присутствии Шива внутри его живота. Он упал к ногам Вишну, освободил Шиву из своего живота и взмолился к Нему о даре. Он сказал: “Я был благословлен многими дарами, полученными от Тебя. Моя последняя просьба заключается в том, что все должны вспоминать обо мне, поклоняясь моей голове после того, как я умру”. После этого Шива привел своего сына и поместил на него голову Гаджаасуры.
С тех пор преобладающей традицией в Бхарате стало то, что всякая благоприятная деятельность любого рода начинается с поклонения Ганапати. Это было результатом дара Шивы, предоставленного Гаджаасуру.
Символизм слона
Каково внутреннее значение поклонения божеству с лицом слона? Слон – символ мощи и величия. Нога у слона больше, чем у любого другого животного. Слон может идти через самые непроходимые и густые джунгли. Таким образом он проявляет качество лидера, который показывает путь для других. Слон высокоразумен. Слон также известен своей преданностью и благодарностью. При любых обстоятельствах он не забудет своего господина. Даже в свой последний момент, если он слышит голос своего господина, он откроет глаза и будет смотреть на него. Он пожертвует своей жизнью ради господина. Это те уроки, которым человек должен научиться у слона. Интеллект без благодарности не имеет ценности. Каждый человек должен быть благодарен тем, кто помог ему.
Приготовленные на пару подношения
Есть некоторые внутренние секреты, которые должны учитываться при поклонении Ганеше. Бхаратийцы делают определённые специальные подношения Ганеше в качестве предложения пищи. Эти приготовления сделаны при использовании одного только пара, а не жара горячей печи. Смешивая рисовую муку с джаггери (жёлтый тростниковый сахар) и зернами кунжута, они приготавливают шарики, которые готовятся на пару. В Аюрведе это съестное занимает высокое место из-за своих лечебных свойств. Джаггери в съедобной форме является средством от различных болезней. Зерна кунжута способствуют очищению артерий. Также они помогают улучшить зрение. Внутреннее значение всего этого в том, что пища, предлагаемая Ганеше, имеет свойства, дающие здоровье. Необходимо отметить, что еда, приготовленная на пару, легко усваивается. В сверхсовременной больнице (в Путтапарти) приготовленные на пару идли предлагаются пациентам с больным сердцем сразу же на следующий день после операции. Приготовленные на масле не подаются. Идли подаются, потому что они легко усваиваются.
Принцип Винаяки, вкратце, символизирует здоровье, блаженство, покой, мудрость, процветание и многое другое. К сожалению, эта истина не осознается большинством людей. Люди удовлетворяются осуществлением разного рода механистических поклонений любой случайной фигуре, сделанной из глины, и увеличивают загрязнение вокруг себя.
Богу должны быть предложены вещи, которые доставят удовольствие Ему. Это то, к чему Парвати призвала Нандишвару. Она сказала ему: “Предложи моему сыну то, что доставит удовольствие ему и что является наиболее приятным для тебя.”
Смысл празднования дня Винаяки – праздновать подношение таких приятных вещей Ганеше.
Символика мыши
Другой известный факт о Винаяке – его средство передвижения, мышь (мушика). Что символизирует мышь? Она символизирует темноту, которая является символом невежества. Мышь передвигается в темноте. Ганапати рассматривают как управляющим тьмой невежества.
Мышь также известна своим сильно развитым чувством обоняния (васаны). Основываясь на запахе, исходящем от объекта, мышь находит путь к нему. Внутреннее значение “васан” (скрытых тенденций, склонностей ума) по отношению к человечеству заключается в наследовании “васан“, которые они приносят из своих предыдущих жизней. Эти васаны (унаследованные тенденции) ответственны за действия людей в их нынешних жизнях. Они также означают желания. Без осознания этого значения, лежащего в основе господства Винаяки над невежеством и желаниями, люди просто не могут понять, как такое большое существо, как Винаяка, могло ездить на такой крошечной твари, как мышь.
Винаяка означает триумф мудрости над невежеством и триумф отсутствия эго над желаниями.
Однажды было состязание между Винаякой и его младшим братом Субраманьей. Оно заключалось в том, кто первым из них обойдет вокруг мира. Винаяка был высокоразумным и имел экстраординарную различающую силу. Но, самое главное, он был полностью свободен от личного интереса любого рода. Это высший признак божественного. Нет никакого следа личной заинтересованности в том, что делает божественное. Немногие люди могут понять истинную природу любви Бога. Люди имеют тенденцию сравнивать их собственную любовь с любовью Бога. Они не осознают, что их любовь основана на привязанности к тому, что им нравится, или к тому, чем они привыкли наслаждаться. Привлекательность или, другими словами, то, что не присуще самим объектам, заключается всего лишь в “васанах” или тенденциях индивидуумов.
Ганапати нужно поклоняться, потому что он владыка чувств, и только господство над чувствами может заставить человека повернуть его ум по направлению к Богу.
Если вы хотите вести счастливую жизнь, свободную от неприятностей и затруднений, вы должны молиться Ганапати, удаляющему все препятствия. Не нужно идти ни в какой храм. Вигнешвара пребывает в каждом из вас в качестве вашего буддхи (духовного разума) и виджнаны (мудрости). Когда вы будете использовать надлежащим образом свойственные вам духовный разум и мудрость, вам будет сопутствовать успех в жизни.
Люди должны осознать неразрывный союз природы и Пуруши (Высшей божественности) и основывать свои жизни на этом чувстве единства.
Человеческие качества являются комбинацией тела и сознания. Человек должен осуществлять самоисследование как первый шаг на духовном пути. Только тогда может быть постигнута реальность.
Никто не предпринимает самопроверку, хотя каждый готов осуждать других. Только человек, который готов проверять и наказывать себя за свои проступки, компетентен судить других.
Студенты! Осознайте, что у вас есть совесть, которая является вашим гидом, и сознание, которое олицетворяет вашу божественность. Ганапати, возглавляющий контроль над чувствами, должен стать вашим гидом в обретении господства над чувствами. Имеется внутреннее значение в поклонении Ганапати в течение десяти дней. Идея заключается в том, что каждый день должен быть посвящен обретению контроля над одним из органов чувств (индрий). Студенты и преданные должны понять, что контроль над чувствами весьма прост. Необходимо не поощрять отрицательные чувства, когда они возникают, и принимать положительные. Например, Будда встретил гнев демона своей любовью и преобразовал демона.
Многие студенты сегодня подвержены депрессии и смятению ума. Причина этого в их слабости вследствие недостатка уверенности в себе. Когда есть полная вера в Бога, тогда нет места для депрессии.
Студенты! Существует необходимость в проведении праздников, таких как Винаяка Чатурти, для достижения внешнего удовлетворения, но, что является более важным, необходимо осознать внутреннюю значимость поклонения Винаяке, которая должна иметь длительное влияние. Поклонение неодушевленным идолам должно приводить к раздумьям о тонкой духовной сущности, олицетворяемой идолом. Это процесс, во время которого происходит осознание Самого Себя (Атмы).
Осознайте и действуйте на основе того, что живая божественность находится внутри вас. Ганапати символизирует идеального человека, который направляем духовным разумом и мудростью. Занимайтесь такими действиями, которые будут приятны божественному, например, сдержанность в речи, отказ от недоброжелательности и ненависти, уход от всех плохих мыслей и ограничение желаний. Объединение духовных практик с академическими занятиями будет делать вашу жизнь плодотворной.
Ганеша (Ганапати, Винаяка) – «Господь ганов, духовных сущностей», слоноголовое божество, старший сын Шивы и Парвати, устраняющий препятствия и покровительствующий всем благим начинаниям. «Что обозначает слово Ганапати? «Га» означает буддхи, интеллект. «На» означает виджняна, мудрость. Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он – также Господин ганов, духовных сущностей. Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. «Вигато Наяка Итхи Винаяка» – Винаяка – тот, над кем нет начальника» - Сатья Саи Баба.
Ганапати (Ганеша) – Божество духовного знания, мудрости и силы, что устраняет препятствия при помощи знания; слоноголовый сын Шивы и Парвати. «Что обозначает слово Ганапати? «Га» означает буддхи, интеллект. «На» означает виджняна, мудрость. Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он – также Господин ганов, духовных сущностей. Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. «Вигато Наяка Итхи Винаяка» (Винаяка – тот, над кем нет начальника)» «В имени Ганапати «Га» символизирует гуну (добродетель), а «На» – виджняну (мудрость). Когда «Га» и «На» объединяются, получается сочетание виджняны (земной мудрости) и праджняны (духовной мудрости). Из комбинации виджняны и праджняны возникает суджняна (высшее знание). Суджняна – отличительный признак настоящего человека. Аджняна – признак невежества. Ганапати – господин виджняны и праджняны (земного знания и духовной мудрости). Следовательно, когда преданный молится Ганеше, он просит даровать ему виджняну, праджняну и суджняну» - Сатья Саи Баба (смотри также Винаяка).
Ганадхипати – «Вигнешвара иначе зовется Ганадхипати, ибо он – высший повелитель ган. Ганы являются олицетворением джнянендрий, органов восприятия, и кармендрий, органов действия. Ум является хозяином этих десяти органов. Божество, управляющее умом – Индра, поскольку он властвует над чувствами (индрийями). Ум контролируется интеллектом (буддхи). Что означает имя Ганапати? «Га» – это буддхи, интеллект, «На» – виджняна, мудрость, и поскольку Вигнешвара – Господин интеллекта и мудрости, он и есть Ганапати. Отсюда следует: то, что мы называем ганами, – неотъемлемые части человеческого тела. Вьякти, индивидуум, – часть сришти, творения, значит Божественное, проекцией которого является космос, присуще человеку. «Вигато наяка Винаяках» (над Винаякой никто не властен). Это означает, что Винаяка – полностью автономное и независимое божество. Над ним нет господина. В мире любой человек, рядовой или облеченный властью, имеет над собой кого-то, кто выше его. Над Винаякой не стоит никто. В Бхарате поклонение Винаяке уходит в незапамятные времена. В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, Вакратундайя дхимахи, Танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую божественную силу. Ганапати обычно называют сыном Парвати. Парвати – олицетворение Пракрити, природы. Человек – дитя природы, поэтому – каждое человеческое существо – Винаяка. Он отблеск божественного союза Шивы – Шакти, Бога и Природы. Все в мире является эманацией природы. Все вещи есть аспекты природы. Святые праздники как раз и призваны открыть эту священную истину» - Сатья Саи Баба.
Ганешьяма – темно-синий, как дождливые облака, имя Бога Ганеши, эпитет Бога Кришны.
Гана – «толпа», «группа», «множество», совокупность, община и т.д. В древнеиндийской мифологии свита Шивы, состоящая из низших богов и полубогов, возглавляемых Ганешей, «Повелителем ганы» сыном Шивы и Парвати. Смотри также: Ганапати, Ганадхипати.
Ганадипа – Властитель ган, множества духовных сущностей.
Гананатха – Господин ганов.
Вигна – препятствия.
Вигна Винашака – Тот, кто устраняет препятствия, имя-эпитет Ганеши-Винаяки. «Винаяка – тот, кто гонит прочь все беды, трудности и несчастья. Он враг и устранитель всех препятствий. Он не позволяет ни одному препятствию встать на пути. Он – разрушитель преград. Он приносит счастье и мир своим преданным. Он управляет двумя силами: силой буддхи, разума или интеллекта и силой осуществления, сиддхи. Что такое сиддхи? Когда ваш ум становится чистым, вы достигаете покоя, который и есть сиддхи. Из этого следует, что Винаяка – Владыка ума и самореализации и что каждый человек должен обрести контроль над умом» - Сатья Саи Баба.
Вигнешвара – Владыка препятствий; одно из имен Ганеши-Винаяки. «Вигнешвара – Господин интеллекта и мудрости, он и есть Ганапати. Отсюда следует: то, что мы называем ганами, – неотъемлемые части человеческого тела. Вьякти, индивидуум, – часть сришти, творения, значит Божественное, проекцией которого является космос, присуще человеку. «Вигато наяка Винаяках» (над Винаякой никто не властен). Это означает, что Винаяка – полностью автономное и независимое божество. Над ним нет господина. В мире любой человек, рядовой или облеченный властью, имеет над собой кого-то, кто выше его. Над Винаякой не стоит никто. В Бхарате поклонение Винаяке уходит в незапамятные времена. В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, Вакратундайя дхимахи, Танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую божественную силу» - Сатья Саи Баба.
Винайака, Винаяка – «тот, над кем нет начальника», «Предводитель» – эпитет Бога Ганеши, – Владыки чувств и Господина интеллекта и мудрости, помогающего преодолевать препятствия на пути. «Винаяка – господин всех типов знания. Сегодня знание отождествляется с приобретением информации. Но помимо знания физического мира, существует много других типов знаний, относящихся к искусству, этике и т.д. Винаяка – владыка всех типов знания. Познание связано с буддхи, интеллектом, но это не есть простая ученость. Знакомство с книгами не является знанием. Вся жизнь человека представляет собой непрекращающийся процесс познания. Любое исследование связано с обучением. Но на самом деле, всякое исследование должно быть направлено на выяснение того, что временно, а что постоянно. Это и есть истинное знание. Оттого-то студенты сегодня ревностно почитают Винаяку. Но Винаяка – не тот, кто приходит на помощь читающим книжки. Он помогает любому на каждом шагу его жизненного пути. Он всегда готов прийти на помощь. Он рад, когда ему приносят самые простые, не имеющие никакой ценности цветы джиллиди. Говорят, что тот, кто съест такой цветок, становится безумным. А Винаяке приносят эти цветы. Его почитают также, предлагая ему зеленую траву. Какой скрытый смысл подобных подношений? Они говорят о том, что ранее Винаяку почитали даже животные. Ведь у него лицо слона, а ездит он на мыши. Это символы из животного царства, указывающие, что Винаяке поклоняются даже птицы и звери. Выходит, что его почитают все существа, и что он – их господин. Он не принадлежит какой-то одной стране или одной нации или какому-то одному периоду времени. Он связан со всем миром и со всеми временами» - Сатья Саи Баба.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote