Психотерапевт - это весело. С объяснением и цитатами.
Частые ошибки, вгоняющие в депрессию и плохое настроение:
Что я чувствовала во время нее?
Исправление:
А. любая деятельность дает огромный шанс поднять настроение. Если человек ничего не делает, то он становится зависимым от множества негативных мыслей. Если он начинает что-нибудь делать, то временно поддается чувству самоклеветы. Но важнее всего то, что радость от сделанного опровергнет многие искаженные мысли.
Б. Методика когнитивных искажений: мысль (первое предложение)- рациональный ответ (второе). Октябрь-.. Именно так я сейчас в хорошем состоянии.
1. У меня нет желания что-либо сделать.
1. Это потому, что я ничего не делаю. Помни: побуждение следует за действием!
2. У меня нет сил встать с кровати.
2. Я могу подняться. Я не прикована к постели.
3. Я не удалась как личность.
3. Когда я хочу, то преуспеваю. Чем хочу, тем и занимаюсь. Безделье нагоняет на меня скуку и депрессию, но это не значит, что я неудачница.
4. Ничто не интересует меня.
4. У меня есть интересы. Я хожу на курсы. Но не во время бездеятельности, стоит что-нибудь начать, и я заинтересуюсь.
5. Я замкнулась в себе.
5. Меня интересуют другие, когда я чувствую себя хорошо (я даже знакомлюсь!), и вполне естественно уменьшение интереса во время депрессии.
6. Многие наслаждаются, любуясь собой.
6.Ну и что? Я вольна делать то, что хочу. Любить себя сложно, но можно.
7. Мне все не нравится.
7. Если я чувствую себя хорошо, то наслаждаюсь делами. Конечно, пока я ничего не делаю, будет так..
8. Я никогда не испытываю душевного подъема.
8. Нет. Это ничем не обосновано: работая над записью, я уже почувствовала результаты; когда я в людях - я часто не "в себе" и мне хорошо.
9. Я не хочу никого видеть, ни с кем разговаривать.
9. И не надо! Никто не принуждает меня. Когда хочу, тогда и делаю.
В. Если совсем все плохо следует выделить в течение дня несколько периодов, общей продолжительностью не больше пятидесяти минут, на то, чтобы отдать себя во власть печальным, злым, расстраивающим мыслям. Можете плакать; если злы, разрежьте подушку. Позвольте себе полностью выплеснуть эмоции в намеченный период. Рыдайте, кричите, жалуйтесь. Когда отведенное время истечет, остановитесь и вернитесь к жизни до следующего «печального периода». Если появятся какие-нибудь негативные мысли, запишите их и сопоставьте с рациональными ответами, определите когнитивные искажения. Это поможет достигнуть частичного контроля над разочарованиями.
Г. Еще идея, которую я не могу реализовать: счетчик эмоций для одобрения себя. Наручный счетчик и носить его в течение двух недель. Каждый день фиксируйте на нем свои хорошие поступки вне зависимости от того, одобрены ли они другими. Например, тепло улыбнувшись кому-то, нажмите на кнопку не зависимо от его ответной реакции. Позвонив по телефону, если раньше была паника (как у меня), нажмите на кнопку. Нажимайте, если вспомнили что-то хорошее, сделанное раньше, например, день получения водительских прав или первой работы. Нажимайте на кнопку не зависимо от того, чувствуете или нет положительный эмоциональный подъем. Вам придется заставлять себя обращать внимание на хорошие поступки. Продолжайте несмотря ни на что, и через несколько дней начнете подсознательно себя одобрять. Каждый вечер записывайте число, полученное на счетчике. Через две или три недели самоуважение возрастет, самочувствие улучшится. Этот метод может стать первым шагом к достижению независимости от людей
Если нужно для самоуверенности - то такой же для каждого дела. Это звучит просто? Да.
|
Причина |
Методы активизации |
Цель метода |
|
Вы чувствуете себя неорганизованным. Вам нечего делать. В выходные вам одиноко и скучно. |
Ежедневный распорядок деятельности.
|
Составьте почасовой план деятельности и определите уровень пользы и удовольствий. Фактически любое дело улучшит ваше самочувствие по сравнению с постельным настроением. |
| Вы медлите, так как задания кажутся слишком сложными, а результат слишком низким. |
«Антипромедлитель». |
|
|
Вы предпочитаете бездеятельность. Вы подвергаете анализу свои отрицательные предсказания. |
Ежедневная запись дисфункциональных мыслей. |
Вы выявляете нелогичные мысли, парализующие вас. Побуждение следует за действием, а не наоборот. |
|
Когда вы одиноки — любое действие кажется бессмысленным. |
Метод позитивных прогнозов. |
Составьте план действий. Запишите прогнозируемое удовлетворение. Сравните испытанное удовлетворение от дел, сделанных совместно и в одиночку. |
|
Вы оправдываете свою бездеятельность. |
«Но» — не опровержение |
Каждому «но» вы даете реальное опровержение.
|
|
Вы думаете, что любое ваше действие — бессмысленно.
|
Искусство самоодобрения. |
Запишите мысли, где вы невысоко себя ставите. Оцените их. Определите вид когнитивного нарушения. Составьте список сделанного за день |
|
Вы думаете о делах, как о нависшем над вами монстре. |
Задания мешающие когнитивному процессу Задания помогающие КП |
Сопоставьте задания, мешающие и помогающие когнитивному процессу. |
|
Вас подавляет объем предстоящей работы. |
«Курочка по зернышку клюет». |
Разбейте задание по частям и выполняйте их отдельно.
|
|
Вы ощущаете себя виноватым, угнетенным, должным, заваленным обязанностями. |
«Хочу, но не должен». |
Вы составляете список преимуществ и недостатков деятельности таким образом, что мотивация начинает основываться основываться на нежелании, а не на обязанности. |
|
Кто-то придирается и помыкает вами. Вы обижаетесь и отказываетесь от любой работы. |
«Первый закон Ньютона». |
Вы соглашаетесь с ними и настойчиво напоминаете, что сами в состоянии думать. |
|
Вы ощущаете некомпетентность потому, что говорите «не могу». |
Анализ «не могу». |
Проведите эксперимент, в котором вы бросаете вызов «не могу» и опровергаете свои отрицательные предсказания. |
|
Вы чувствуете неспособность делать что-либо по собственной инициативе. |
Учитывайте только то, что поддается учету. |
Вы учитываете все то, что сделали за день по собственной инициативе, используя наручный счетчик. Это поможет преодолеть привычку постоянно думать о своей несостоятельности. |
|
Вы боитесь, поэтому не рискуете. |
Система «не могу проиграть».
|
Запишите отрицательные обстоятельства, которые могут сопровождать провал и заблаговременно разработайте ответную стратегию |
-----------
Теперь о злобе. Правила.
1. События, происходящие с человеком, сами по себе не есть причина гнева. Только его собственные мысли вызывают гнев. Даже самая негативная ситуация не может без соответствующего восприятия породить гнев. Значит, человек может взять под свой контроль отрицательные эмоции. Иначе раздражение будет расти от каждого негативного факта, большинство из которых вне его контроля.
2. Злоба вам не помощник. В большинстве случаев она ослабляет волю человека. Он почувствует себя лучше, если будет искать пути разрешения проблемы. Если ситуация вне вашего контроля, то собственная беспомощность может вызвать негодование, которое ни в коем разе не будет плодотворным. Почему бы не избавиться от него? Невозможно одновременно чувствовать злобу и радость. Но постарайтесь представить какое-нибудь счастливое событие. Неужели не придумали?
3. Мысли, вызывающие злобу, чаще всего содержат в себе когнитивные искажения, и бывает достаточным избавиться от них, чтобы снять раздражение.
4. Без сомнения, злоба вызвана ощущением несправедливости. Если человек научится смотреть на мир глазами других, то он часто будет удивляться тому, что окружающие многие свои поступки, кажущиеся ему несправедливыми, таковыми не считают. Несправедливость в этих случаях становится иллюзией, присущей только ему. Если человек поймет, что абсолютной несправедливости не существует, то большая часть его раздражения пройдет.
5. Противники обычно не считают свои поступки несправедливыми, поэтому любые ваши действия воспринимают как агрессию, а ими ничего добиться нельзя. Ваша ярость просто усугубит проблему. Даже если вы чего-либо чего-либо добьетесь, то победу омрачит длительная вражда с оппонентами. Никто не хочет быть подконтрольным. Вот почему система положительной оценки срабатывает.
6. Часто злоба является защитой от критики. Она вызвана стремлением сохранить самоуважение. Такая злоба совершенно бессмысленна, так как только собственные мысли могут вызвать потерю самоуважения. Когда вы в этом обвиняете другого, то дурачите лишь себя.
7. Разочарование наступает из-за несбывшихся ожиданий и предположений. Но ваши планы не являются законами природы, поэтому разочарование исходит от завышенных требований. У вас, конечно, есть право воздействовать на реальность, стараясь приблизить ее к своим ожиданиям, но это не всегда практично, особенно если эти ожидания выражают идеалы, совершенно не соответствующие человеческой природе. Самым простым решением будет изменить свои ожидания.
------------------
Хочу быть полезной. Сидя дома не считаю себя ей. Далее:"Почему я небесполезна?"
До тех пор, пока мне нужно стремиться поднять свое благосостояние и благосостояние близких, я небесполезен. До тех пор, пока моя работа может давать положи тельный результат, я небесполезен. До тех пор, пока моя жизнь небезразлична хоть одному человеку, я небесполезен, даже если этот человек — я сам. Если моя любовь, понимание, сотрудничество, общительность, советы что-то в себе несут, я небесполезен. Если я могу уважать свое мнение, ум, я небесполезен. Если другие уважают меня, я небесполезен. Если я обладаю самоуважением, чувством собственного достоинства, я небесполезен. Если я помогаю людям, я небесполезен.
Принцип полезности как его скупая часть: Я должна делать то, что от меня ожидают.
|
Преимущества |
Недостатки |
|
Если я оправдываю ожидания других, это помогает контролировать себя |
Часто я выступаю против собственных интересов |
|
Я чувствую себя защищенной и свободной. |
Мне сложно анализировать взаимоотношения с окружающими. Я попадаю в рабскую зависимость. |
|
Я могу избежать многих недоразумений, мне не нужно планировать, другие это сделают за меня. |
Люди управляют мной. |
|
Я не боюсь обидеть окружающих. |
Мне сложно понять свои ожидания, я разучилась принимать независимые, выгодные для меня решения. |
|
Меньше опасность конфликтов. |
Я испытываю вину и депрессию, если люди не одобряют меня. |
|
Люди кажутся слабыми и беспомощными, зависящими от меня, я боюсь унизить их. |
Так как я боюсь кого-нибудь расстроить, то я лишена побуждений к каким-нибудь изменениям. |
Крч, я не знаю, что в итоге надо. Как-то иначе. Преображать людей и учить детей.
--
Проблема еще одна: отвержение. Проблема: внешность, характер, слабости. И итог: нужно вырасти (и потерять круг общения еще раз): Привлекаем друзей так:
1. «Не продавать себя» смотрящим сверху вниз. Отвергать всевозможные упреки. Поднимать самоуважение . Чем больше человек любит себя, тем сильнее к нему тянутся люди.
2. Говорить комплименты. Вместо того, чтобы дожидаться признания в симпатиях, сделать это первым.
3. Учитывать интересы людей.
Также если что-то не так с манерами, он все равно не виноват. Люди сразу не могут отвергнуть кого-то только за то, что нашли в нем неприятные черты (эгоизм, неприветливость и тд) , они не размениваются по мелочам. Конечно, у них есть право избегать и отвергать по собственному желанию, у них есть право выбирать друзей. Но это вовсе не означает, что отвергнутый изначально плохой человек, и его будут избегать все. Есть конечно такие, что вредят и отражаются на многих: чрезмерная придирчивость, вспыльчивость, — то критика может пойти только на пользу, даст стимул изменить поведение. Но глупо обвинять себя, когда кто-то отвергает вас из-за несовершенства. Мы все несовершенны, и расстраиваться из-за этого бессмысленно.
---
Следующий пункт: одиночество и независимость. Независимость и одиночество — различные понятия. Чем независимее человек, тем меньше он подвластен своему настроению, оно не будет подниматься и опускаться вслед за оценками окружающих. Любовь непредсказуема: людям может нравиться в вас не все и не всегда. Если человек научится любить себя, он обретет более постоянный источник самоуважения. Сначала определите — хотите ли вы независимости. Легче достигнуть цели, если знаешь ее.
Счастье нужно искать внутри себя, это даст возможность чувствовать себя хорошо даже в одиночестве. Но многие скажут, что это лишь звучит хорошо, ведь все-таки тяжело быть одному. Общепризнанно, что любовь и счастье взаимосвязаны. Но спуститесь на землю. Любовь это любовь, а одиночество — это одиночество.
Многие убеждены, что на любви стоит мир. Но это с легкостью можно опровергнуть. Давайте рассмотрим уравнение: ты один = ты одинок. Следует учесть, что многие радости в жизни мы находим сами. Например, взбираясь на горы, собирая цветы, читая книгу, дегустируя сладкое и напитки, человек получает удовольствие и в одиночестве. Хирург может радоваться успешно проведенной операции, не имея тесной связи с пациентом. Писатель в одиночестве сочиняет роман, студент в одиночестве готовится к экзаменам. Перечень дел, которыми можно наслаждаться в одиночестве, бесконечен. И это приводит к счастью. И меня тоже. Ступор.
Снова моя любимая методика когнитивных искажений но боязни...
Первое предложение - преимущества зависимости. второе - рациональные ответы
1. Кто-то будет заботиться обо мне, когда мне больно.
1. Это так же верно и для независимых людей. Если я попаду в автокатастрофу, то врачи будут заботиться обо мне не зависимо от того, свободна я или нет. Чепуха, что только зависимые люди получают помощь, когда им плохо.
2. Мне не нужно будет принимать самостоятельных решений.
2. Как человек зависимый, я буду меньше контролировать свою жизнь, просто невыносимо зависеть от других, когда хочешь принять независимое решение. Мне не понравится, когда кто-то будет мне указывать, что мне сегодня носить или есть на ужин; наш выбор может не совпадать.
3. Мне не придется расплачиваться за свои неверные решения.
3. Человек учится на своих ошибках, когда он независим; никто не совершенен, несовершенна- и сама, жизнь. Она как игра: дела идут хорошо — я счастлив, плохо — я расстраиваюсь.
4. Мне не нужно думать, я просто могу реагировать на события.
4. Независимый человек при желании может тоже не думать.
5. Приятно, когда можно облокотиться о чье-то плечо.
5. Человек, которого я выбрала, может не хотеть заботиться, любить меня постоянно. Он может устать; если он расстанется со мной во гневе, то я буду чувствовать себя ужасно, так как потеряю опору. Люди, от которых я завишу, могут манипулировать мной.
6. Я буду любима.
6. Если я научусь любить себя, то я буду любима всегда; моя зависимость чаще отталкивала, чем привлекала людей.
7. Многие мужчины любят зависимых женщин.
7. В этом есть доля правды. Но брак, построенный на зависимости, чаще всего заканчивается разводом, потому что вы требуете от другого человека то, что он не может или не хочет вам дать. Только я сама могу сделать себя счастливой. Если же потребую этого от других, то скорее всего разочаруюсь.
Вывод: любовь — это не необходимость, нормально желать любви, в этом нет ничего плохого. Но нет жизненной необходимости в одобрении, любви или внимании для того, чтобы испытать максимальное счастье.
Если мне кажется, что я капец как одинока: нужно записывать действительное удовлетворение, полученное от работы в одиночестве и сообща. Дата - дело - с кем (друзья, родители, сестра, соседка, или сама) - ожидаемый % радости и счастья - полученное в действительности.
Контрконцепция: одиночество — это неплохо. Обоснования:
Упражнение на "Преимущества моей зависимости " с контраргументами:
1. Мне нужна вторая половинка.
1. Зачем?
2. Я не могу жить одна.
2. Я же жила без него?
3. Я одинока.
3. У меня есть друзья.
4. Да, но они не считаются.
4. Потому что я не замечаю их.
5. Люди будут считать, что я не нужна ни одному мужчине.
5. Важны мои собственные мысли, а не то, что думают окружающие.
6. Я думаю, что я ничто без парня в глазах других.
6. А что я не могу сделать без него? Мне не важна оценка других.
7. Вообще-то, все важное я сделала сама (поступила, выучилась, нашла друзей)
7. Тогда зачем он мне нужен?
8. Я не нуждаюсь в нем, я просто хочу, чтобы это было.
8. Это нормально, но жизнь без него имеет свои прелести (а детей и тп - решаемый вопрос).
------
Достоинство и иже с ним.
Если меня угнетают словами, согласиться с реальным и спросить «Почему из этого следует, что я менее достоин? (имею меньшее достоинство)» . Достоинство не зависит от успеха, любви, одобрения.
Нужно себя уважать. Четыре пути :
1. Человеческое достоинство — абстракция. В реальной жизни не существует такой вещи, как человеческое достоинство. Им нельзя обладать, его невозможно измерить. Достоинство — не предмет, а понятие, которое очень обобщено и не имеет реального, практического значения. Эта концепция не приносит пользы и не помогает в жизни. Достоинство и никчемность — это пустые слова. Выбросите их на помойку. Туда же, при желании, можно положить свое «я — действительное». Только тогда можно понять, что терять нечего, и сконцентрироваться на жизни. Решение жизненных проблем, вот что важно. Страх перед потерей достоинства нелеп.
2. Предположим, что существует единица достоинства, которую получают на момент рождения и проносят через всю жизнь. Младенец может достичь немногого, но все равно он будет драгоценен и значим. Единица достоинства, полученная при рождении, не может быть измерена и никогда не изменится. Но у всех она одинакова. На протяжении жизни можно увеличивать свое счастье и удовлетворение трудом, но можно и, наоборот, сделать свое существование ужасным. Но единица достоинства всегда на месте. Так как нельзя измерить эту единицу или изменить ее, то нет никакого повода беспокоиться.
3.. Существует только один способ потерять достоинство — преследование себя непоследовательными, нелогичными отрицательными мыслями. Самоуважение становится реальным, когда человек не мучает себя подобными проблемами, а пытается найти на них рациональные ответы. Если они эффективны, то приходит ощущение праздника, поднимается настроение. Не имеет смысла помогать реке течь, нужно только предотвращать ее пересыхание. Поскольку только искажения могут лишить человека самоуважения, то ничего в реальности не может лишить его личного достоинства. В ситуациях реальных потерь, как бы в доказательство этому, люди не теряли самоуважения; в годы мировой войны узники нацизма не уверовали в свою никчемность, они почувствовали, несмотря на все ужасы, огромный рост собственного достоинства, многие испытали духовный подъем.
4. Самоуважение можно рассматривать как необходимость заботиться о себе, как о лучшем друге.
Страху перед критикой — твердое «нет». Неодобрение неприятно, но не фатально. Пишем сочинение: включается только то, что звучит убедительно и кажется полезным. Необходимо верить каждому аргументу, чтобы независимость базировалась на реальной почве. Утверждение: «Если кто-то не одобряет меня, то не следует расстраиваться, потому что этот человек не подходит на роль моего критика», не может помочь, так как в себе содержит когнитивное искажение. Нельзя защитить свое самоуважение, говоря, что другой человек плох. Нужно писать только то, в чем точно уверен.
Сочинение:
Страх ошибок и критики. Та же методика. 2 в 1
1. Я боюсь ошибиться, потому что смотрю на мир сквозь призму совершенства. Одна ошибка — и все разрушено. Это ложно, маленькая ошибка — не конец света.
2. Делать ошибки — хорошо, на ошибках учатся. Никто не застрахован от них, а так как ошибки все равно встречаются, то лучше принять их как неизбежность и учиться на них.
3. Систематизация ошибок помогает конструировать свое поведение так, чтобы оно наилучшим образом подходило к окружающей действительности. Значит, ошибки делают нас счастливыми и помогают лучше работать.
4. Страх перед ошибками парализует нас. Мы боимся дел и попыток, предвидя возможные ошибки. Ограничивая действия, добиваясь безошибочного поведения, мы поражаем сами себя. Чем больше мы делаем попыток, тем больше допускаем ошибок, тем быстрее мы учимся и становимся счастливее.
5. Вряд ли кто-нибудь будет на нас злиться или невзлюбит нас за то, что мы делаем ошибки, ведь он тоже ошибается. Большинство чувствует себя неуютно в окружении «совершенных людей».
6. От ошибок не умирают. (кроме врачебных:D)
Как бороться с критиканами-вампирами? Не позволять провоцировать себя на защитные действия, наоборот, делать так, чтобы сказали самое худшее о тебе. Из этого постараться найти долю правды в словах и согласиться (или пропустить мимо ушей и забыть, если не удалось). Затем дипломатично выделить то, с чем не согласен. Продолжить общаться, невзирая на разногласия.
----------------------------------------------
Итог? Я все равно хочу всё вернуть, уже с обновленной прошивкой.
Всё лечится. Наверное