Что же происходило (и происходит) на Земле в "минуты её роковые"? И как объяснить геологические и климатические аномалии, вне всякого сомнения, происходившие на разных этапах человеческой и дочеловеческой истории?
Ключ к разгадке дал ещё М.В.Ломоносов в сочинении "Первые основания металлургии или рудных дел", точнее, в обширном геологическом "Прибавлении" к нему под названием "О слоях земных". Русского энциклопедиста волновал вопрос, откуда на Крайнем Севере России "взялись столь многие слоновые кости чрезвычайной величины в местах, к обитанию им не удобных, а особливо полуночных суровых краях сибирских и даже до берегов пустозерских".
То, что климат в приполярных областях был в прошлом жарким, доказывают и находки окаменелых тропических растений.
Ломоносов пишет: "Посему следует, что в северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться и другим животным, также и растениям, около экватора обыкновенным, держаться можно было, а потому и остатки их, здесь находящиеся, не могут показаться течению натуры противны".
А в какой-то временной период до XIV века мореходная ситуация в Арктике была совсем иная, нежели принято считать. Можно было заплыть далеко на Север и достичь некоторых земель, в дальнейшем не досягаемых для обычных судов. Что это были за земли - известные ли сегодня под другими названиями (например, Земля Франца-Иосифа), или же вообще исчезнувшие из акватории Арктики, - теперь трудно сказать. Но факт остается фактом: плавали в ту пору по Ледовитому океану совсем не так, как сейчас или даже во времена Ломоносова.
Неожиданное подтверждение сказанному обнаруживается в источниках совсем иного рода.
Оказывается, в начале XV века Китайская империя отправила в дальние путешествия по всему миру четыре флота. В его состав входили огромные океанические корабли, вмещавшие сотни людей.
К сожалению, мы, современные люди, весьма поверхностно знакомы с древней и средневековой историей Китая. Между тем, в XV веке Китай представлял собой мощное государство с высокоразвитой древней культурой. Династия Мин, освободившаяся от монгольского владычества, перенесла столицу империи в Пекин, создала почти миллионную армию и огромный флот, насчитывающий до 3500 кораблей различного водоизмещения и всевозможных размеров. В их числе и было 250 совершенно уникальных океанских судов, именуемых "плавучими сокровищницами".
Каждый корабль представлял собой плавучую девятимачтовую крепость, оснащенную пушками и вмещавшую до трехсот человек экипажа и пассажиров; в данном конкретном случае - солдат и ученых-экспертов (для сравнения: экипажи каравелл Колумба насчитывали около тридцати человек).
Китайский морской корабль в сравнении с испанской каравеллой.
В небывалое плавание китайский император отправил не менее ста таких "плавучих сокровищниц", на борту коих разместилось в общей сложности не менее 30 000 подданных Поднебесной. Прокормить такую армию было не просто. Но и здесь всё было предусмотрено. Армаду (а вскоре ей предстояло разбиться на четыре части) сопровождали специальные водоналивные танкеры с питьевой водой. Запасов продовольствия хватало на три месяца автономного плавания, дальше заботиться о пропитании предполагалось самостоятельно. Среди припасов было не мало живности - домашней птицы, лошадей и особенно собак ( они тоже шли в пищу). Китайские морские традиции предполагали также регулярную рыбную ловлю. Для этого на кораблях специально содержались дрессированные морские выдры, натренированные загонять в сети рыбьи косяки.
Судя по всему, китайские флотоводцы руководствовались древнейшими географическими и картографическими данными, восходящими к гиперборейской эпохе, что позволило им в течение нескольких лет посетить неизвестные остальному миру континенты земли, включая обе Америки и Австралию, а также ДОСТИЧЬ оконечности АНТАРКТИДЫ в районе Шетландских островов и даже СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА (!) после посещения берегов Гренландии.
Это подтверждено документально, хотя практически все документы, относящиеся к этой беспримерной экспедиции, вскоре были уничтожены. Причина? В Китае к власти пришел другой император. Он и его наследники полностью сменили идеологические и внешнеполитические установки: ориентация открытой связи с внешним миром сменилась глухой самоизоляцией.
По мнению некоторых исследователей, географические сведения, полученные китайцами (а, возможно, и карты), спустя непродолжительное время (но неизвестно, какими путями) стали достоянием португальцев и испанцев и послужили им в освоении мира, включая "открытие" Америки Колумбом и её завоевание бандами конкистадоров. ( О "нечестном открытии" Колумбом Новой Индии сообщал и Пири Рейс - турецкий адмирал).
Не менее интересен и обратный путь одного из китайских флотов из Гренландии (после достижения им Северного полюса) на родину, в Поднебесную. Возвращение происходило вдоль северного побережья Евразии по маршруту, который уже в XX веке получил название Северного морского пути. Европейские и российские мореплаватели проложили этот путь спустя полтысячи лет после китайских флотоводцев.
В чем же дело? Почему китайцам в 1422 (или в 1423) году удалось достичь Северного полюса и вернуться домой вдоль северного побережья евразийского континента, а европейцев, начиная с XVI века и на протяжении нескольких столетий, преследовали одни неудачи в поисках как северо-восточного, так и северо-западного прохода: корабли либо гибли, либо их намертво затирало во льдах? Ответ возможен только один: минимум до первой четверти XV века климат в Арктике и, соответственно, ледовая обстановка были совершенно иными в сравнении с последующими веками и десятилетиями вплоть до наших дней.
По последним научным данным, начиная с конца XX века в Арктическом регионе наблюдается постепенное потепление и сокращение границ пакового льда. Согласно новейшим математическим расчетам, касающимся обозримого будущего, льды Арктики могут растаять уже через сто пятьдесят лет.