• Авторизация


История Московского Кремля(4):Венчание на царство в Успенском соборе 16-02-2025 19:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

История Московского Кремля(4):Венчание на царство в Успенском соборе

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Венчание на царство, или Священное коронование — церемония коронации русских царей по церковному обряду. Впервые было совершено при московском великом князе Иване III над его внуком Дмитрием Ивановичем 4 февраля 1498 года  Церемония включала в себя обряд помазания на царство.

ПЕЛЕНА. ВЫНОС ИКОНЫ «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ» Конец XV века Москва Мастерская Елены Стефановны Волошанки (?) Тафта, холст (крашенина), золотосеребряные пряденые нити, цветные шелковые нити; вышивка 95 х 98 (по большим сторонам) Поступила в 1905–1911 годах Находилась в коллекции М.М. Зайцевского, затем П.И. Щукина Реставрирована в 1925 году в ЦГРМ ГИМ

 

Блюдо. Москва. Фирма И.П. Хлебникова. 1913. Дерево, серебро, уральские камни, эмаль. Поднесено от имени нижегородского дворянства императору и императрице в дни празднования 300-летия дома Романовых. Изображены Минин, Пожарский, избрание Михаила Федоровича.

Коронационное платье императрицы Екатерины I. Берлин , 1724. Шелк, тафта, золотные нити. ММК.

Корона Екатерины I

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Парадный костюм императора Петра I (кафтан, камзол). Пруссия, Россия. 1724. Шелковый репс, холст, серебряные нити. Эрмитаж. Костюм создан для торжественной коронации его жены. Шитая звезда ордена Андрея Первозванного. По легенде, жена вышивала его собственноручно. ПОсле смерти императора костюм был надет на его восковую фигуру, которая стояла сначала в Кунсткамере, а потом в Эрмитаже - с 1732 до 1995. Костюм пережил пожар 1747, наводнение, две эвакуации, поэтому в 1996-2002 его масштабно реставрировали. Вышивальщик - Ene Pally Brodeur.

 

Блюдо "Коронация Екатерины I". Москва, 1724-1727. Мастер Николай Федоров. Серебро, чеканка, золочение

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий) 

Зал миропомазанных в Патриаршей резиденции

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборо  Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу 

Бармы царя Алексея Михайловича

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — первенствующими архиереями. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители

 Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей, причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II[4].

Корона Анны Иоанновны 
Во время венчаний на царство в поздний период Российской империи архиерей вручал императору регалии — в правую руку скипетр, а в левую державу, и с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» произносил:

Держава царя Алексея Михайловича царьградского дела (Яблоко великодержавное греческого дела) — (в Оружейной палате). Изготовлена в Стамбуле.

«О Богом Венчанный, и Богом Дарованный, и Богом Преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ даннаго Тебе от Вышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякаго желаемаго им благополучия».

Книга об избрании на превысочайший престол великого российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца. Москва, Посольский приказ, 1672-1673

Позднее император, приняв от архиерея корону, возлагал ее на себя, причем архиерей говорил молитву «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь». После этого архиерей произносил:

Панагия. 1741-4. Золото, серебро, бриллианты. ММК. Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры. На одной стороне - Спас Нерукотворный, на другой - Богоматерь Владимирская, а на подвеске - портрет императрицы Елизаветы. Была пожалована ею архимандриту Арсению (Могилянскому) в 1744 

Трон Бориса Годунова

«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими» 

* Фелонь, епитрахиль и набедренник. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1896. Золотная парча, шелк, галун. Являются частью большого комплекса парадных богослужебных облачений, выполненных для духовенства Успенского собора к коронации Николая II.

С середины XVIII века во время обряда обязательно выносился Державный щит Российской империи.

Навершие жезла. Москва, мастерские Кремля. конец 17 века (?). Изумруд, алмаз, рубин, золото. ММК. Золотое литое навершие жезла выполнено в виде двуглавого орла под короной, венчанной крупным граненым изумрудом. На груди орла с одной стороны алмаз - с другой рубин, в лапах - скипетр и держава. Навершие использовалось еще во время придворных церемоний 17 века. Известно, что первоначально орла украшали 2 алмаза, один из которых был утерян - и заменен рубином. Навершие жезла верховного церемонимейстера. Москва, начало 18 века. Серебро, изумруд. ММК. Навершие представляет собой трех соединенных двухглавых орлов под короной с крупным изумрудом. Был переделан к коронации Александра II - существовавший первоначально верхний одноглавый орел был снят. Крепится на бронзовый жезл (в собрании музея)

1.Навершие, 1895, фирма "Фаберже", мастер Ю.А. Раппопорт. Все -ММК.2.Парадный кафтан камер-курьера. 2-я пол. 19 века. ММК.

Перечень венчаний на царство:Иван IV (1547),Симеон Бекбулатович (1575),Фёдор Иоаннович (1584),Борис Годунов (1598)Лжедмитрий I (1605) — единственная тройная коронация русского царя,Марина Мнишек (1606) — первая отдельная коронация царицы-супруги,Василий Шуйский (1606)Алексей Михайлович (1645),Фёдор Алексеевич (1676),

Парадный кафтан лейб-форейтора Придворно-конюшенного ведомства образца 1881 года, выходивший в состав парадной статс-ливреми лейб-форейтора. Из черного сукна. 23 гербовые пуговицы. Их носили придворные служители - лакеи, кучеры, скороходы.

литургические предметы

Цепь царя Михаила Федоровича. Москва, мастерские Кремля. 1613-1626. Золото; чеканка, резьба. 

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

Чарка царя Михаила Федоровича. Москва, мастерские Кремля, 1-я пол. 17 века. Горный хрусталь, золото, рубины, изумруды, турмалин, резьба, эмаль. ММК

Древние шитые бармы (царя Михаила Фёдоровича) — Атлас — XII в., Италия. Шитье — 1629—1645, Россия.

Коронационная мантия императрицы Марии Федоровны. Петербург, 1896 г., парча, атлас, мех горностая, ткачество. ММК

Михаил Фёдорович (1613)

Иван V и Пётр I (1682) 

— уникальная совместная коронация соправителей

Пётр II (1728)

— первая коронация императора

1.Коронационный костюм императора Петра II (кафтан и камзол). Франция, 1727. Глазет, шелк, золотные нити Самый ранний мужской коронационный костюм в кремлевских музеях и единственный светского образц

2.Плафон от носимого коронационного балдахина. 1724 (?). ММК. Бархат, тафта, галун, золотные тесьма и шнур, парча, шелк. Впервые подобный балдахин появился в России во время коронации Екатерины I. Его создал "кроватный мастер" француз Иван Рожбот (Рошебот), он же вышивал герб в плафоне по рисунку живописца Ивана Адольского. Во время коронации Петра II его использовали повторно, заменив вензель на карнизах. Он же использовался для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Вероятно, его использовали до коронации Николая I.

Анна Иоанновна (1730)


Елизавета Петровна (1742)

Качалов Г.А.(1711 или 1712–1759). Церемония коронации, проходившая в Успенском соборе. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. 

Портрет императрицы Елизаветы Портрет Елизаветы Петровны был заказан Екатериной II, решившей поместить его в Портретном зале Большого Царскосельского дворца. Исполнить заказ было поручено немецкому художнику Генриху Бухгольцу (1735-1781), который работал в Петербурге с 1760-х гг. и никогда не видел Елизавету

Платье коронационное императрицы Елизаветы Петровны

Екатерина II (1762)

Коронация Екатерины II 

Плакетка "Екатерина II - Минерва", мамонтовый бивень; Шкатулка оловянная (Тула); Медаль на вступление Екатерины на престол; Медаль в память коронования, Стопа кронационная, Кубок коронационный, Стакан с вензелем Екатерины II. Олово, ГИМ

 

Екатерина II (коронационный портрет, между 1763 и 1766). Государственный русский музей Торелли

 

Павел I и Мария Фёдоровна (1797)


 — первая из шести подряд совместная коронация супругов

Ковчег для "Императорского установления для орденов кавалеров Российских". 1785-1798. Мастер Иона Бергстрем. ММК. Переделан из ковчега для хранения статута ордена св. Владимира

Александр I и Елизавета Алексеевна (1801)

Иллюминация на Соборной площади по случаю коронации Александра I

1.Коронационный костюм императора Александра I (форма офицера Лейб-гвардии Преображенского полка): мундир, жилет из белого сукна, панталоны из белой замши, сапоги из лакированной кожи с нашорниками и шпорами и шляпа из черного фетра с султанами из страусовых перьев. Россия, 1801. Сукно, поплин, холст, фетр, крашенина, замша, кожа, золотные нити, блестки, фольга, лента, перья, сталь, медь, металл; ткачество, шитье, плетение. ММК

2.Александер 1 работы Д.И. Евреинова (1802-4, ММК)

Николай I и Александра Фёдоровна 

1.Коронационный костюм императора Николая I (мундир, шляпа, шарф с темляком и перчатки). Россия, 1826. ММК

2.Плафон от носимого коронационного балдахина. Россия, к. 18 - 1-я четверть 19 века. ММК. Внутреннее полотнище от носимого балдахина вдовствующей императрицы Марии Федоровны, кот. в 1801 году открывала торж. процессию коронации Александра I, и 1826 - Николая. Коронационое платье императрицы Александры Федоровны. Россия, 1826. Парча

1.Плафон от носимого коронационного балдахина. Россия, к. 18 - 1-я четверть 19 века. ММК. Внутреннее полотнище от носимого балдахина вдовствующей императрицы Марии Федоровны, кот. в 1801 году открывала торж. процессию коронации Александра I, и 1826 - Николая. Коронационое платье императрицы Александры Федоровны. Россия, 1826. Парча, шелк, тафта. ММК.

2.Коронационный костюм императора Николая I (мундир, шляпа, шарф с темляком и перчатки). Россия, 1826

Александр II и Мария Александровна (1856)

Александр II коронует Марию Александровну (хромолитография М. Зичи).

Поздравление Александру II от членов Императорской Фамилии (хромолитография)

коронационная процессия

Коронационная мантия императрицы Марии Александровны. Санкт-Петербург, ткань золототканная и золотое шитье, И.Л. Лихачев 1856, шелк - Франция. ММК. С золотой парчой, шелком, мехом горностая.

Театрализованный спектакль в Московском Большом театре (хромолитография)
Михай Зичи - Александр II.Коронационная книга 1856 г.

Посох митрополита Филарета. СПб, 1856. Мастер Израэль Людвиг Смедберг. Золото, рубины, изумруды. ММК. Пожалован митрополиту императором

Митрополит молится на коронации (хромолитография)

Провозглашение Дня коронации на Красной площади 

Поклонитесь народу / Император приветствует народ с Красной лестницы (хромолитография)

Коронационный банкет царя Александра II (1856 г.) в парадном зале Грановитой палаты

Коронационный банкет для послов / Банкет для послов в Золотом зале (хромолитография)

1.Предметы парадной упряжи (оголовь, мундштук, украшение гривы). СПб, 1856. Для коронации Александра II. Из второго восьмерика - в карете находилась императрица с вел. кн. Владимиром Алксандровичем.

2.Геральдический атрибут.Атрибут глашатаев на коронации Александра II

Коронационный костюм императора Александра II (мундир, брюки, сапоги, пояс-шарф). 1856. ММК.

Новая общегенеральская форма. Темно-зеленый суконный мундир с красным воротником и обшлагами застегивается на золоченые пуговицы с гербами и имеет вышивку золоченой нитью по воротнику, обшлагам и карманным клапанам. На груди - орден Св. Андрея Первозванного и Св. Владимира, на плечах эполеты с толстой витой геенеральской бахромой и шифром Николая I, а также аксельбант с серебряными наконечниками. Суконные алые брюки с золотыми лампасами и кожаными штрипками, носившиеся поверх сапог, пояс-шарф из серебряной парчи с добавлением черных и оранжевых нитей, каска из черной кожи с двумя лакированными козырьками, украшенная бронзовыми золочеными накладками и султаном из петушиных перьев и сапоги с короткими голенищами из черной лакированной кожи, с медными посеребряными шпорами, прибитыми к каблукам.

коронационные портреты

процессия

Торжественный Въезд Их Величеств в Москву 

Александр III и Мария Фёдоровна (1883)

Ж. Беккер. "Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны 25 мая 1883 года" (1888), Эрмитаж. 108х156 см ЭРЖ-1637 Coronation of Maria Fyodorovna and Alexander III

Максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности

фрагменты картины

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Парадный спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра III и императрицы Марии Федоровны в мае 1883 года, худ. Александровский


Николай II и Александра Фёдоровна (1896).

Коронация Николая II Л. Таксеном

Государственное знамя. Москва, 1896. Полотнище "А. и В. Сапожниковы" Все -ММК

Валентин Серов

"Вдруг в одно мгновение все стихает — и музыка, и колокола, и клики народа, — и среди благоговейной тишины у южных дверей собора митрополит Московский Сергий приветствует Их Величество речью. Предшествуемые тремя митрополитами, архиереями и духовенством, при пении величественного псалма входят Их Величества в собор, где около 10 часов начинается тот торжественный чин венчания и помазания на царство, в который Православная Церковь влагает столько глубокого смысла, исполненный такого важного значения для каждого русского, понимающего свою историю."

представители герцогства Саксен-Кобург-Гота присутствуют на коронации Николая II, императора России. Они располагаются группой с растениями позади. Великая княгиня Мария Александровна (1853-1920) сидит в центре группы в плаще с длинным шлейфом, собранным впереди нее. Королева Румынии Мария (1875–1938) сидит рядом с ней слева, а принцесса Виктория Мелита Саксен-Кобург-Готская (1876–1936) стоит рядом с ней справа. Принц Альфред, герцог Эдинбургский и Саксен-Кобург-Готский (1844-1900) стоит слева от принцессы Виктории.

представители Великого герцогства Мекленбург-Шверинского присутствуют на коронации Николая II, императора России. Девять мужчин стоят в ряд, все одеты в парадную военную форму. Фридрих Франциск III, великий герцог Мекленбург-Шверинский (1851-97) стоит третьим справа. Его жена великая княгиня Анастасия Мекленбург-Шверинская (1860-1922) сидит рядом с ним, а г-жа Мальтжан сидит крайним слева.

Ходынка, Ходынская катастрофа — массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1389 человек и были покалечены более 900.

шапка Мономаха
Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

======================

Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и огромное количество самых именитых бояр. За церемонией следовал пир в Грановитой палате. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году.

Аронова А. A. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I — Екатерина II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 185—201. 
Белозерская Н. Царское венчание в России (Исторический очерк). // Русская мысль. — 1883. — Кн. 4. — С. 1—40; Кн. 5. — С. 1—48.
Венчание на царство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Серия сообщений "Кремли":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Московского Кремля(4):Венчание на царство в Успенском соборе | milena488 - Дневник milena488 | Лента друзей milena488 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»