• Авторизация


История Московского Кремля.Часть13 :Оружейная палата. Экспозиции русского золота и серебра 08-02-2025 21:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

История Московского Кремля.Часть13 :Оружейная палата. Экспозиции русского золота и серебра

   

 Современная Оружейная палата состоит из девяти залов:

Первый зал: Русские золотые и серебряные изделия XII — начала XVII веков

В первом зале представлена древнейшая часть собрания Оружейной палаты. На протяжении многих столетий эти драгоценные реликвии составляли основное ядро великокняжеской и царской казны, бережно хранились в Патриаршей ризнице и кремлевских храмах.

[показать] [показать]

Витрина 1. Произведения Византии, Сербии, Грузии.Витрина 2. Произведения русского золотого и серебряного дела XII-XV веков.

Открывают экспозицию уникальные произведения декоративно-прикладного искусства Византии IV–XV веков, которые свидетельствуют о глубоком влиянии столицы православного мира на художественное развитие искусства Древней Руси. О высоком уровне декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси свидетельствуют памятники XII–XIII веков. Они представляют искусство Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов, более древних, чем Москва.

ВИТРИНА 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИЗАНТИИ, СЕРБИИ, ГРУЗИИ

[показать] [показать]

Ставротека.Византия XII в. Икона наперсная «Спас Вседержитель»

К числу наиболее ранних экспонатов музея принадлежит группа изделий IV–V вв., выполненных мастерами Боспорского царства в технике перегородчатой инкрустации и относящихся к гуннской эпохе, или эпохе Великого переселения народов.

[показать] [показать]

Икона наперсная.Византия, XII в. Икона.Византия, XI-XIV вв.

ВИТРИНА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО ЗОЛОТОГО И СЕРЕБРЯНОГО ДЕЛА XII–XV ВЕКОВ

[показать] [показать]

[показать] [показать]

[показать]

Бармы.
Рязань (?), XII – начало XIII в.

[показать]

Ожереье.
Россия, Рязань (?).
Конец XII-начало XIII вв.

[показать]

Ковчег-мощевик с изображением архангела Михаила и святых Бориса и Глеба.

[показать]

Чаша.
Чернигов, XII в.
Серебро

[показать]

Крест наперсный.
XIII - начало XV вв.

ВИТРИНА 3. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО МОСКВЫ XV ВЕКА

В конце XIV – начале XV века Москва из небольшого удельного города превращается в столицу самого могущественного княжества Северо-Восточной Руси. Для московского искусства этого времени характерно обращение к традициям эпохи национальной независимости страны – к домонгольской Руси, к ее художественному наследию. Причем московские златокузнецы нередко обращаются к тем домонгольским предметам, которые обнаруживали наибольшую близость к произведениям романского искусства.

[показать]

Корона с оклада иконы
Москва, конец XIV - начало XV в.
Золото, жемчуг, камни драгоценные.
Скань, чеканка, зернь.

[показать] [показать]

Икона.Москва, XVI в.; венцы, дробницы – XIV – начало XV в.; басменная пластина – Золотая Орда.Венец с оклада иконыРоссия, Москва.конец XIV- начало XV вв.

[показать]

Икона-складень «Спас на престоле».Россия, Москва.
Мастер: Лукиан.Серебро, жемчуг.Чернь, литье, чеканка, резьба, золочение.
[показать] [показать]

Основная часть витрин зала демонстрирует шедевры золотого и серебряного дела Москвы от его истоков в начале XV века, до периода расцвета в XVI столетии. О творческом взаимовлиянии столичного и провинциального искусства повествуют самобытные произведения Новгорода Великого. Отдельно экспонируются крышки на раки Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия.

[показать]

Евангелие.Москва, начало XV в.Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамен.Чеканка, скань.

ВИТРИНА 4. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО МОСКВЫ XV ВЕКА

В развитии московского ювелирного искусства первой трети XV века большую роль сыграли мастерские, организованные в Кремле митрополитом Фотием. Представленный в витрине золотой сканый оклад византийской иконы «Богоматерь Владимирская» – один из замечательных памятников этого времени, в котором своеобразно переплелись местные и византийские художественные традиции.

[показать] [показать]

Малый Сион.
Гальванокопия 1913 г. с сиона, выполненного в Москве в 1486 г. для Успенского собора Московского Кремля.
Медь

Большой сион.
Москва,1486 г.; нижний ярус и ажурные пластины с пророками – Западная Европа (?), XII в.
Серебро

[показать]

Кадило.
Москва,конец XV - начало XVI вв.
Серебро.

[показать]

Евангелие напрестольное.
Москва, 1499.
Серебро, бумага.
Чеканка, литье, скань, эмаль, резьба.

ВИТРИНА 5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ XVI ВЕКА

Шестнадцатый век – блестящая пора в истории московского ювелирного искусства. Московские ювелиры, сохранив лучшие традиции предшествующих эпох, достигли в этом столетии высочайшего профессионализма в различных технических приемах обработки и украшения золотых и серебряных изделий.Одним из любимых способов декорировки драгоценных предметов стала чернь.

[показать]

Ковчежец.
Мастерские Московского Кремля. 1589.
Золото, камни драгоценные, жемчуг. Чернь, чеканка, резьба, золочение.

[показать]

Панагия
Москва, середина XVI в.
Серебро, перламутр.

[показать] [показать]

Кадило в форме одноглавой церкви

Вклад царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля

[показать] [показать]

Золотое свадебное блюдо Ивана Грозного

Принадлежало царице Марии Темрюковне, подарок Ивана Грозного на свадьбу

[показать]. [показать]

Икона «Митрополит Петр с житием».Москва.Первая треть XVI в.Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

ВИТРИНА 6.ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ XVI ВЕКА

[показать] [показать]

Евангелие Ивана Грозного

Вклад царя Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля

Икона «Богоматерь Владимирская».Россия,XVI в.Евангелие.Мастерские Московского Кремля, 1571.

[показать] [показать]

Крест напрестольный.Мастерские Московского Кремля, 1599.Икона мерная «Иоанн Лествичник».

В XVI веке, после венчания на царство Ивана Грозного, особую пышность приобретают дворцовые церемонии и церковные службы. Для их оформления в Кремле, в «особой серебряного дела мастерской» «делают про государя… утвари» из самого драгоценного материала – золота. Их отличает изысканная простота, спокойная логика форм и изящные надписи, изображения и узоры, выполненные в технике черни, которая стала одним из самых изысканных способов украшения драгоценных изделий. Памятники этой витрины по праву относятся к подлинным шедеврам русского ювелирного искусства.

[показать] [показать]

Русские ювелирные изделия XVI в. отличаются изысканной простотой и спокойной логикой форм. Орнамент, как правило, образован из стилизованных растительных элементов, исключительно изящных по рисунку. Орнаментальные композиции имеют четкую, строго ритмичную схему с ясно выделенным основным мотивом. Нежная по колориту эмаль, бархатистая чернь, крупные неграненые драгоценные камни, создающие мягкие красочные пятна, завершают декоративное убранство этих редких по красоте вещей. В XVI столетии эмаль, как правило, использовалась в сочетании со сканым орнаментом. Так декорированы, например, великолепные произведения грозненского времени: золотой оклад Евангелия 1571 г., оклады иконы «Богоматерь Одигитрия» и мерной иконы царевича Ивана Ивановича «Иоанн Лествичник», а также напрестольный крест 1562 

[показать]

Панагия.
Мастерские Московского Кремля, середина XVI в.

ВИТРИНА 7.ИЗДЕЛИЯ НОВГОРОДСКИХ СЕРЕБРЯНИКОВ XVI–XVII ВЕКОВ

В XVI–XVII веках Новгород оставался крупным ювелирным центром, сохранявшим свой индивидуальный почерк. В XVI веке особенно широкое развитие там получила серебряная скань. Для нее характерен сердцевидный орнамент, расположенный на фоне, сплошь покрытом мелкими колечками из более тонкой нити. Так декорированы представленные в витрине напрестольный крест, оклады Евангелия и икон.

[показать]

Складень трехстворчатый с изображением Деисуса в окладе.
Оклад Россия, XVI в.
Дерево, левкас, серебро.

[показать]

Потир.
Чаша.
Россия, Новгород, начало ХVI в.
Поддон.
[показать] [показать]

Евангелие.Россия, Новгород, ХVI в.Панагия.Россия, третья четверть XVII в.Серебро, турмалин.

[показать] [показать]

Крест напрестольный.Россия, Новгород.

Витрина 8.КРЫШКИ РАК ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ И КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО

[показать]

С 1986 года в Оружейной палате экспонируются два редких памятника первой половины XVII века с превосходной высокорельефной чеканкой: крышка раки царевича Дмитрия из Архангельского собора Московского Кремля и крышка раки Кирилла Белозерского, выполненные мастерами Серебряной палаты Московского Кремля Павлом Власьевым, Тимофеем Ивановым, Василием Коровниковым, Василием Малосольцем. Руководил работой один из лучших ювелиров того времени «жалованный мастер первой статьи» Гавриил Овдокимов, который трудился в Серебряной палате Московского Кремля 40 лет (1630–1670). Чеканные изображения Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия в рост необыкновенно выразительны и передают их индивидуальность, как в одежде, так и в чертах лица.

[показать]

[показать] [показать]

Подобных памятников декоративно-прикладного искусства сохранилось в России только три: два в Оружейной палате и один в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) – крышка раки Александра Свирского – вклад царя Михаила Федоровича в Александро-Свирский монастырь, расположенный близ города Олонец, откуда в 1923 году она поступила в Русский музей. Специалисты предполагают, что рака Александра Свирского могла быть выполнена той же группой мастеров-серебряников с Гаврилой Овдокимовым во главе.

ЗАЛ 2. РУССКИЕ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ XVII – НАЧАЛА XX ВЕКА

Во втором зале Оружейной палаты, в витринах 9–14 представлены драгоценные произведения русских мастеров XVII века. Основу экспозиции составляют изделия Золотой и Серебряной палат Кремля, которые к концу XVII века достигли своего расцвета. Экспонируются также работы лучших провинциальных художественных центров: Сольвычегодска, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Устюга Великого.

Витрина 9. Ювелирное искусство Москвы первой половины XVII века.

В витринах 15–19 можно увидеть произведения мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и местных художественных центров XVIII и первой половины XIX века. Витрины 20–21 во всем блеске представляют искусство крупнейших русских ювелирных фирм XIX – начала XX века: Карла Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Семенова. Многообразие ювелирных техник и художественное совершенство исполнения принесли мастерам этих фирм и их работам заслуженные высокие награды на всероссийских и международных выставках.

1.Евангелие.Мастерские Московского Кремля, 1632..Мастер Г. Овдокимов..Золото, драгоценные камни. Чеканка, эмаль.

2.Крест-мощевик наперсный.Москва, первая половина XVII в.Золото, серебро, сапфиры, турмалин, изумруд, жемчуг.Чеканка, чернь.Подарок Патриарха Филарета своему сыну, Михаилу Федоровичу Романову. 

1.Кадило.Москва,1616..Мастера Серебряной палаты Д.Осипов и Т.Пестриков.Золото. Чеканка, чернь

2.Оклад иконы «Троица».Россия, конец XVI - начало XVII в.Серебро, золочение.

Витрина 10. Русская посуда XVII века.

В Музеях Московского Кремля хранится богатейшая коллекция древнерусской парадной посуды. Это золотые и серебряные ковши, блюда, высокие нарядные стаканы, различные по декору и размеру братины, чарки, выполненные не только из драгоценного металла, но и из перламутра, цветных камней, ценных пород дерева.

Ковш.
Мастерские Московского Кремля, около 1618.

Обычно формы сосудов восходят к деревянной и керамической народной утвари, они простые и спокойные, с округлыми линиями и строгими пропорциями, всегда удобны и соответствуют практическому назначению предмета.

Братина.
Мастерские Московского Кремля,
первая половина XVII в.
Ковши – самобытная, чисто национальная русская посуда; из них во время пиров пили мед. Нарядны три золотых ковша, выполненные кремлевскими мастерами для царя Михаила Федоровича. Каждый выкован из цельного куска золота и украшен крупными самоцветами, жемчугом и тонким черневым орнаментом.

Ставец.
Москва, конец XVII в.
Серебро.
Чернь, резьба, золочение.

Витрина 11. Чернь и резьба второй половины XVII века.

В витрине представлены серебряные изделия московских резчиков и черневых дел мастеров второй половины XVII в.

В произведениях этого периода появляются сложные сюжетные композиции, заимствованные из книжных иллюстраций, гравюр и лубков, с использованием новых для русского искусства орнаментальных мотивов как западноевропейского, так и восточного происхождения: волют, картушей, подвешенных на лентах связок плодов, гвоздик, опахал, цветов и плодов граната и так далее.

Стакан.
Мастерские Московского Кремля,1685.

Братина.
Мастерские Московского Кремля,1654-1676.
Серебро, золото.

В последней четверти XVII в. большое распространение в русском серебряном деле получила декоративная роспись разноцветными эмалевыми красками по однотонному эмалевому фону, значительно обогатившая художественные возможности ювелирного искусства.

Наиболее полное и яркое развитие этот вид эмалевой техники получил в творчестве эмальеров северного города Сольвычегодска. Такими эмалями, именуемыми «усольскими» (от древнего названия Сольвычегодска – Усолье), украшали в основном различные вещи светского обихода – чаши, стаканы, ларцы, ножи и так далее.

Характерная особенность усольских эмалей – сочетание яркого многоцветного рисунка с гладким белоcнежным фоном. Эмалью сплошь заливали поверхность предметов или заполняли ею отдельные клейма в виде картушей, цветов, кругов, обрамленных снаружи скаными жгутиками. Большим разнообразием отличаются мотивы эмалевой росписи. Пестро раскрашенные цветы на длинных стеблях с сочными листьями, миниатюрные фигурки птиц, медальоны с изображениями реальных и фантастических животных, сливаясь воедино, образуют на поверхности усольских изделий удивительно нарядный узор.

Витрина 13. Серебряное дело городов Поволжья в XVII веке.

1.Корчик.Россия, XVII в.Серебро.2.Кадило.Россия, Кострома,1641.Серебро.

1.Ладаница.Россия, Кострома,1683.Серебро2.Потир.Россия, Ярославль,1697.Серебро.

Витрина 14. Изделия московских мастеров второй половины XVII века.

Чаша.
Мастерские Московского Кремля, 1653.
Золото, драгоценные камни.

Тарелка.
Мастерские Московского Кремля, 1694.
Золото, камни драгоценные.

.

Чаша с крышкой.
Мастерские Московского Кремля,1694.
Золото, камни драгоценные.

Витрина 15. Ювелирные изделия первой половины XVIII века.

С конца XVII в. на русское ювелирное искусство оказывал заметное влияние западноевропейский стиль барокко. На русский язык термин «барокко» переводится как «причудливый». Основную роль в формировании этого стиля в русском золото-серебряном деле сыграли мастера Германии, приезжавшие в Россию на временную и постоянную работу, и изделия немецких серебряников, которые еще в XVII в. привозились в дар русским царям европейскими послами, покупались у заезжих купцов либо приобретались русскими людьми за границей. Стиль барокко нашел в ювелирном искусстве России благодатную почву для своего развития, приобретя при этом национальную окраску.

Черты барокко ощущаются в декоре потира 1687 г., подсвечниках конца XVII в., окладах Евангелий. Ярким образцом этого стиля является водосвятная чаша 1721 г. в форме вазы, украшенная пышными чеканными цветами тюльпанов на стеблях. Особым мастерством отличается стопа 1735 г. с портретами императора Петра I и его сподвижников, созданная потомственным серебряником Никитой Беляковским.

Широкое распространение имели серебряные корчики, а также чарки для меда и крепких напитков.Во второй половине XVII в. русские мастера начали создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари (воронок царя Алексея Михайловича, кубки конца XVII в.).

Евангелие.
Золото, серебро, жемчуг, ткань золотная, камни драгоценные, дерево, бумага.
Печать – Москва, 1681 г.; оклад – Москва, 1683 г.
Чеканка, эмаль, резьба, золочение, канфарение, печать, гравюра на меди.

Витрина 16. Золотые и серебряные изделия 40-60 годов XVIII века. Москва и Петербург.

Табакерка.
Россия, Санкт-Петербург,1759.
Золото, серебро, камни драгоценные.

Кубок с крышкой.
Россия, Санкт-Петербург (?),середина XVIII в.
Золото, камни драгоценные

Сервиз чайный.
Россия, Москва,1744.
Серебро, дерево.

Витрина 17. Золотые и серебряные изделия производства местных мастеров XVIII - XIX веков.

В XVIII–XIX веках во многих городах России работали профессиональные серебряники высокого уровня, изделия которых удовлетворяли и требованиям столичных заказчиков. Во второй половине XVIII века произведениями с черневым декором славился Великий Устюг. Особой популярностью пользовались табакерки, украшенные разнообразными сюжетными композициями: мифологическими и жанровыми, «галантными сценами» с изображением дам и кавалеров. В конце столетия и в начале XIX века стали популярными изображения карт, планов и видов городов. Пользовались спросом и медные изделия, покрытые белой или цветной эмалью и инкрустированные накладками из серебряной фольги.

Щипцы для снятия нагара со свечи на лотке.
Россия, Тобольск, 1774-1776.
Мастер Шимгин Петр.

Крупным центром серебряного дела был Тобольск, являвшийся столицей Сибири. Его лучшие мастера выполняли заказы генерал-поручика, губернатора Дениса Ивановича Чичерина. Такие предметы украшены его гербом или вензелем, а также модными в то время композициями с театрализованными фигурками пастушек. Выбор сюжетов для составляющих комплект чайника и кофейника необычен – это сцены охоты.

Дарохранительница с двумя выдвижными ящичками.
Россия, Тобольск,1770.
Серебро.

Прекрасным гравером и черневого дела мастером был Сакердон Скрипицын, работавший в первой четверти XIX века в Вологде. На кастрюлях из дорожного сервиза его работы изображена Дворцовая площадь Санкт-Петербурга и виды Вологды, на стаканах – пейзажи Швейцарии. К сожалению, сервиз сохранился не полностью.

Витрина 18. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века.

Во второй половине XVIII века параллельно с рококо стал входить в моду стиль классицизм с характерными для него более строгими формами и орнаментацией. Прежде всего он получил признание в Санкт-Петербурге. Типичным образцом этого стиля является золотое овальное блюдо, пожалованное императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потемкину. Несколько других изделий также связаны с именем императрицы. Любопытны изящные предметы из детских сервизов, которые она заказывала для своих внуков. Уникальна ее собственная работа – овальная миниатюра из папье-маше с изображением подвига Муция Сцеволы.

Витрина 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века.

Сюжеты из античной истории и книг Священного Писания, всевозможные аллегории были необычайно популярны в искусстве классицизма. По заказу Екатерины II выполнен еще ряд изделий. Это два золотых с бриллиантами литургических комплекта работы известных мастеров Ивара Буха и Карла Мюллера, роскошный оклад на Евангелие мастера Германа Унгера, украшенный более чем двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а также единственный в собрании музея призовой кубок XVIII векаЕго выиграл жеребец Ерюс на скачках, организованных на Донском поле в Москве в поддержку отечественных коннозаводчиков. Кубок был создан в мастерской знаменитого серебряника Алексея Раткова. В витрине представлены и другие работы этого мастера: два красивых подносных блюда, дарохранительница, оклады на Евангелия, маленькие тарели. А. Ратков был мастером-универсалом, в совершенстве владевшим всеми ювелирными техниками: чеканкой, литьем, чернью, гравировкой..

Витрина 20. Панагии XVIII - XIX веков.

Витрина 21. Золотые и серебряные изделия середины XIX - начала XX веков.

В ХIХ столетии появился целый ряд крупных мастерских, фабрик и фирм по производству предметов из драгоценных металлов, ставших доступными более широким слоям населения. Русские фабриканты начали завоевывать награды на всероссийских и всемирных художественно-промышленных выставках.

 

Первым в Европе прославился Игнатий Павлович Сазиков – владелец старейшей российской фирмы, основанной в конце ХVIII столетия его отцом. Обратившись к образам и темам отечественной истории, к формам и мотивам русской старины, он по праву стал родоначальником нового, национально-романтического направления – магистрального для серебряного дела ХIХ – начала ХХ века.

Конфетница.Москва,1908-1917.фирма И.Хлебникова.Серебро.

Немало произведений в «оригинальном русском стиле» было создано прославленными фирмами Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова, которые носили высокое звание поставщиков высочайшего двора. Искусные чеканщики фирмы Хлебникова виртуозно воспроизводили в серебре фактуру других материалов – дерева, лыка, ткани, создавая, например, «плетеные» корзинки с наброшенными на них «льняными» салфетками, которые современники зачастую принимали за настоящие. Большой заслугой русских фабрикантов, и прежде всего Павла Овчинникова, было возрождение и развитие эмалевого дела. 

=====================================

http://www.armoryhall.ru/

https://armoury-chamber.kreml.ru/

Вельтман А. Ф. Московская Оружейная Палата. — Типография Бахметева. 1860. Столбцы бывшаго Архива Оружейной палаты / Описал А. Успенский. М., 1912.

Серия сообщений "Кремли":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Ramata 09-02-2025-19:01 удалить
СКОЛЬКО ТАМ КРАСОТЫ СОБРАНО МИЛЕНА 9 (600x400, 2549Kb)


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Московского Кремля.Часть13 :Оружейная палата. Экспозиции русского золота и серебра | milena488 - Дневник milena488 | Лента друзей milena488 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»